История католицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Данная тема актуальна, так как история католицизма уходит корнями в века.
Как известно, католицизм - это крупнейшее направление в христианстве. Католические приходы существуют практически во всех странах мира, от Японии до Исландии, независимо от того, какие религиозные течения являются в этих странах доминирующими. Очевидно, что влияние Католической Церкви в современном мире продолжает оставаться значительным, и такое положение будет сохраняться в течение еще долгого времени.

Содержание работы

1.Вступление…………………………………………………… 3
2.Ранний католицизм…………………………………………... 5
3.Католистический экспансионизм средних веков…………....9
4.Христианские походы………………………………………...16
5 Деятельность инквизиции……….............................................25
6.Вывод…………………………….……………………………..32
7.Список используемой литературы……………….…………..33

Файлы: 1 файл

Рефират . Религовед-е.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Франки покорили многие народы Западной Европы, создав огромную державу. Духовным главой христиан этой державы был папа римский. Авторитет папства еще более возрос, когда в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме в качестве императора римским папой. С 962 г. германские короли также получали короны императоров Священной Римской империи из рук римских пап.

Римские папы предпринимали  неоднократные попытки подчинить себе христиан Византии, Болгарии, Древней Руси, Сербии, однако они были неудачными. В 1054 г. очередной конфликт между папой и константинопольским патриархом привел к окончательному расколу церкви на католическую и православную. Фактически этот церковный раскол закрепил те процессы, которые начались с раскола единой Римской империи на Западную и Восточную. Разные исторические судьбы Западной Европы и Византии в Средневековье привели к разделению христианского мира на «мир католический» и «мир православный».

Установление примата  римских пап в западном христианстве означало не просто признание папы властелином церкви. При этом были ликвидированы все различия местных  церквей в вероучении, богослужениях, обрядах, даже в одежде и прическах  священников. Все это отныне соответствовало образцам римской церкви.

Католическая церковь  стала представлять собой строго централизованную организацию во главе  с римским папой, который руководил ею как полноправный монарх

Для управления церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат — курию с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам — высшим особам в католической церкви после папы. Именно коллегия кардиналов из своего состава избирала нового папу после смерти предыдущего.

Далее в иерархии духовенства  следовали архиепископы, епископы, пресвитеры, дьяконы. Архиепископы и  епископы управляли диоцезами — церковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры стояли во главе приходов — низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в различных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы. Архиепископы даже приносили присягу верности папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения легатов — папских посланников.

Папство и католическая церковь в социально-политической жизни Европы. В средние века церковь  в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. По подсчетам ряда исследователей, в раннем Средневековье в Западной Европе третья часть обрабатываемой земли была церковной и монастырской. Бурному росту церковного землевладения способствовало то обстоятельство, что оно имело ряд льгот, в том числе налоговых. Большое количество земледельцев, чтобы избавиться от непосильного для них налогового гнета, переходило в поземельную и личную зависимость от церкви и монастырей. Церковные и монастырские владения были такими же феодальными владениями, как и у светских феодалов.

Епископам и аббатам  в Западной Европе принадлежало также  немало городов. Поэтому нередко борьба горожан за самоуправление выливалась в борьбу против сеньоров из числа духовенства и монашества.

Верхушка духовенства  и аббатов постепенно втягивалась  в феодальную иерархию с ее отношениям сюзеренитета — вассалитета.Епископы и аббаты обязаны были по приказу короля поставлять в его войско своих рыцарей-вассалов. Вхождение церковного руководства в феодальную иерархию привело к такому явлению, как назначение епископов, аббатов светской властью (королями, герцогами, графами). Этот акт называли светской инвеститурой. Таким образом, в ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».

Часть духовенства и  монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами этого движения стали требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы. Наиболее четко эти требования сформулировал папа Григорий VII в своем «Диктате папы» (1075). Согласно заявлению Григория VII, власть папы выше любой светской власти, папа может даже свергать императоров, королей, а их подданных освобождать от присяги негодным императорам. Главное препятствие в выполнении своих требований лидеры церковной реформы видели в светской инвеституре. Отказ германского короля Генриха IV выполнить требование папы не назначать епископов и аббатов привел к острому конфликту короля с папой римским. В ходе конфликта отлученному от церкви королю пришлось вымаливать унизительное прощение у папы Григория VII в замке Каносса.

С конца X в. церковь предприняла попытки хоть частично обуздать анархию и произвол в раздробленной Европе, сопровождавшиеся междоусобными войнами феодалов, уносившими тысячи жизней мирных людей и причинившими огромный материальный ущерб. Соборы духовенства в разных странах начали принимать постановления о «Божьем перемирии» и «Божьем мире». Первые из них запрещали феодалам воевать в церковные праздники, посты и определенные дни. В этих постановлениях от феодалов требовали не убивать и не наносить ущерба духовенству, крестьянам, купцам, женщинам и другим категориям мирного населения. Однако эффект от этого был невелик.

Освобождающаяся от жесткой  опеки светской власти католическая церковь была в раздробленной  Западной Европе в период высокого Средневековья серьезным консолидирующим  фактором, ибо одна вера, одна церковь объединяли западноевропейцев. И именно эта консолидирующая сила — церковь во главе с папством — сумела направить разрушительные силы западноевропейского общества за его пределы на иноверцев. Это было сделано путем организации крестовых походов.

Вершиной политического  могущества папства стал XIII в. Тогда  многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап (особенно Иннокентия III). В своей борьбе с  непокорными королями папы использовали различные средства, вплоть до таких, как отлучение королей от церкви, интердикт (запрет совершения богослужений и обрядов на определенной территории) и даже крестовые походы. В XIII в. воля пап во многом определяла политические отношения в Европе.

Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией завершилось поражением папства и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Последовавший затем «великий раскол» (1378 — 1417), происходивший во время Столетней войны и едва не приведший к расколу католической церкви, еще раз показал, что папство становится инструментом политических интриг могущественных централизованных государств. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось не столько римским папам, сколько своим королям.

Церковь и культура. На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви, с течением времени и монастыри являлись очагами культуры. Духовенство и монашество были наиболее образованным слоем общества. При монастырях и резиденциях епископов основывались школы. Были там и библиотеки, хоть и небольшие. Например, собрание книг одного из крупнейших монастырей в Фульде насчитывало около 600 рукописных книг и свитков. В основном это были списки Библии, трудов отцов церкви, однако встречались и сочинения языческих античных авторов. Христианство многое отвергло из классической античной культуры, особенно то, что, так или иначе было связано с языческой традицией. Вместе с тем определенная часть достижений античной культуры была передана Средневековью именно церковью. Это и латынь, и «семь свободных искусств», и основные знания в других областях наук и искусств. Наиболее яркий пример этому - популярный в средние века энциклопедический труд «Этимологии», написанный епископом Севильи Исидором в начале VII в. В этом сочинении Исидор изложил основы античных знаний по грамматике, риторике, математике, медицине, истории, праву, зоологии, астрономии, агрономии, музыке, архитектуре и т.д. Уставы монашеских орденов обычно предписывали монахам читать и переписывать книги.

В условиях почти всеобщей неграмотности населения церковь  в раннем Средневековье имела настоящую монополию на образование. Наука была занятием небольшой группы интеллектуалов, в основном священников и монахов, которых интересовали главным образом богословские проблемы.

Центрами культурной жизни в высоком Средневековье  становятся города. Открываются городские школы, университеты. Это подорвало монополию церкви на образование. Развитие экономики, расширение контактов с другими цивилизациями способствовали увеличению интереса к естественнонаучным знаниям. Куртуазная литература снижала влияние церкви на культуру. Тем не менее, не смотря на то, что светское направление в средневековой культуре все более ширилось (особенно в позднее Средневековье, когда появляется гуманизм), влияние религии, церкви на культуру все еще было сильным. Само мировоззрение средневековых людей, в том числе и гуманистов, оставалось религиозным. Критика отдельными интеллектуалами некоторых неприглядных сторон жизни духовенства вовсе не означала, что эти мыслители были атеистами. Они оставались искренне верующими и стремились искоренить те явления, которые порочили церковь.

Церковь дала мощный толчок развитию архитектуры и изобразительного искусства. Самыми красивыми зданиями Средневековья были, как правило, храмы и монастыри. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы считали своим долгом участвовать в их создании и украшении. Их произведения в храмах могли видеть тысячи людей.

 

3.Крестовые походы.

Крестовые походы – военные  походы 1096 – 1270гг. н.э. на Ближний Восток: в Сирию, Палестину, Северную Африку, организованные западно-европейскими феодалами и католической церковью. Походы совершались  под видом борьбы с «неверными» (мусульманами), за освобождения «гроба Господня», «Святой земли» (Палестины) от турок-сельджуков. Поводом к походам послужили захват сельджуками в последней трети XI в. многих византийских владений в Малой Азии, а также сообщения о притеснении христианских паломников мусульманами и о «злодеяниях евреев» против христиан. Но под видом этой борьбы светские духовные феодалы увеличивали свои богатства за счёт захвата земель и имущества, принадлежащих мусульманам.

Основным средством  производства в эпоху феодализма была земля. К XI столетию она оказалась  вся поделена между светской и  духовной знатью и передавалась по наследству к старшему сыну (право старшинства). В результате этого в Западной Европе образовался многочисленный слой безземельных рыцарей, которые желала захвата новых территорий.

Также имелся свой особый интерес и у церкви. К началу первого крестового похода (1096г.) уже  произошло разделение на западную и восточную церкви (1054г.). Теперь основным стремлением западной церкви было подчинение себе восточной церкви. Крестовыми походами церковь рассчитывала также увеличить количество епархий (церковных областей).

Кроме рыцарей, мелких и крупных феодалов в крестовых походах приняли участие и плохо вооруженные, малоимущие крестьяне и горожане, мужчины и женщины. Фантастические рассказы о Иерусалиме и расчет на богатую добычу вытеснили у них страх. Тысячи людей стихийно собирались в отряды и двигались вперед, убивая евреев.

Всего за более чем  за 150 лет было совершено 8 крестовых  походов. Какие же были итоги этих походов? В течение первых шести  походов (с 1096 по 1229 год) "крестоносцы" (так называли участников крестовых  походов за кресты, нашитые или вышитые на их плащах) завоевали Палестину, а в течение двух последних (с 1248 по 1270 год) всё завоёванное потеряли.

1-й Крестовый поход (1096-1099гг.) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства.

2-й Крестовый поход  (1147 – 1149гг.). Поводом для 2-го  Крестового похода  было взятие  в 1144 г. сельджуками Эдессы.

3-й Крестовый поход  (1189 – 1192гг.). Вызван завоеванием  в 1187 Иерусалима (Салах-ад-дином).

4-й Крестовый поход  ( 1202 – 1204гг.), организованный по инициативе римского папы Иннокентия ІІІ, был направлен против Византии, на части территорий которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204 – 1261гг.).

5-й Крестовый поход (1217 – 1221гг.)

6-й Крестовый поход ( 1228 – 1229гг.)

7-й Крестовый поход (1248 – 1254 гг.)

8-й Крестовый поход (1270г.)

Крестовый поход детей, в 1212 г.

5 – 8 Крестовые походы существенной  роли не сыграли.

С переходом к мусульманам Акры (1291 г.) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.  

1-й Крестовый поход (1096-1099гг.). Главным руководителем похода был герцог Готфрид Бульонский.  Одной из причин первого крестового похода был призыв о помощи в марте 1095 года к папе римскому византийского императора Алексея І. Сотни лет Византия была оплотом христианства против ислама. Но в 1071 году, после поражения в битве при Манцикерте (турки – сельджуки нанесли поражение византийцам  и взяли в плен византийского императора Романа IV Диогена) она утратила большую часть Малой Азии (пределы современной Турции), где набирались армии по 120 тысяч человек. Теперь Византия вынуждена формировать армию из наемников.   Тяжелая кавалерия набиралась из западноевропейцев, пехота из скандинавов и руссов. Таким образом Византия смогла продержаться еще четыре века. В то время, как арабы терпимо относились к христианам на Святой земле, турки  чинили им препятствия.

На церковном соборе в Клермоне 27 ноября 1095 года в призывах папы Урбана ІІ   к походу на мусульман не звучали призывы к насилию над евреями. Но традиционно христиане в евреях видели виновников распятия  Иисуса, также не приветствовалось у них и еврейское  растовщичество. Все эти факторы повлияли  на то, что в начале 1-го крестового похода евреи были подвергнуты сильным нападениям со стороны крестоносцев. Их первые отряды почти полностью истребили евреев, оставив в живых только тех, кто согласился принять крещение.

Информация о работе История католицизма