Источники мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Изучением мусульманского права традиционно занимались мусульманские ученые-юристы. Так как доктрина является одним из основных источников мусульманского права, мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……………...4
1.1 Особенности становления и развития мусульманского права……...6
2 Источники мусульманского права……………………………………………..9
2.1 Системы мусульманского права……………………………………..11
2.2 Договорное право……………………………………………………..13
2.3 Брачно-семейное и наследственное право…………………………..14
2.4 Уголовное право………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………18
Библиография…………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Возникновение мусульманского права в арабском халифате.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имело существенные различия в разных правовых течениях. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более 1/3 имущества завещателя, его составление требовало присутствия 2 свидетелей. Особенно был разработан порядок завещания по закону. Из имущества умершего, прежде всего, покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые могли переходить на наследников.

Оставшееся имущество должно было переходит к законным наследникам умершего, которые делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.

2.4 Уголовное право

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, хотя в ряде случаев принимались во внимание такие факторы, как незнание законов, раскаяние, рецидив и т. п.

Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на 3 группы. Первую из них составляли преступления, которые входили, согласно мусульманской доктрине, к самому Мухаммеду. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось, прежде всего, отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же энергично карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления – бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность и замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность наступала по принципу возмездия, т. е. талиона. Этот принцип отчетливо закреплялся в Коране, где предписано: «душа за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение» [1, 49].

Третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием классовых отношений и стремлением феодальной верхушки укрепить сложившийся общественный порядок, начинают рассматриваться уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята (налога в пользу бедных), хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т. п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные формы возмездия, так и меры чисто феодальной уголовно-правовой репрессии. Преступления первой и второй групп влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допуска, и тем самым узаконивал, кровную месть (в нескольких ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для феодализма жестокие и устрашающие наказания. Так смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно приводилась в исполнение публично (путем повешения  или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались членовредительские и телесные наказания – отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стала использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях применялось и пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также и имущественные санкции (конфискации, штрафы и т. п.) и позорящие наказания – бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и другие, а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

 

Заключение

Мусульманское право представляет собой одну из разновидностей религиозной правовой системы и одну из сторон ислама. В переводе с арабского, шариат означает «путь следования», и он составляет то, что принято называть мусульманским правом. Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности -- религиозное происхождение («божественную природу») и тесную, по мнению некоторых ученых, неразрывную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом.

С момента возникновения мусульманского права его доктринальная и нормативная основа настолько усложнилась и претерпела существенные изменения, что шариат стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

К источникам мусульманского права относятся Коран, Сунна и мусульманско-правовая доктрина, основанная на «рациональных» источниках или логических приемах толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов-муджтахидов и факихов, и кияс – суждение по аналогии. Путем многолетнего развития мусульманское право выработало огромный массив правовых норм. Но к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и сунне, либо разработанные мусульманскими богословами и правоведами. Будучи закрепленными в священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего являются нормативно-религиозмыми предписаниями или моментом мусульманско-правовой идеологии и действующими становятся только те из них, которые реально действуют и поддерживаются государством

Мусульманское право представляет собой довольно сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы, регулирующие все сферы жизни людей. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Шариат отличается от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы.

Библиография

  1. Большая юридическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2008 - 668 с.
  2. Антология правовой мысли: в 5 т. Т. I. Античность и восточные цивилизации. М., 1999. - 686 с.
  3. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1998. - 234 с.
  4. Давид Рро Р. Основные правовые системы современности / пер. с фр. И втупит. ст. А.В. Туманова, М.: Прогресс, 1988. - 495 с.
  5. Аль-Хафиз бен-Хаджар аль-Аскалани. Получение желаемого из источников норм. М., 2001. - 291 с.
  6. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право. Государство и право. Государство и право. 1996 №7, 15-21 с.
  7. Коран / перев. с араб. и комментарии Н.О. Османова. М., 1999, - 564 с.
  8. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.         проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – 480 с.

 

 

 


Информация о работе Источники мусульманского права