Источники мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Изучением мусульманского права традиционно занимались мусульманские ученые-юристы. Так как доктрина является одним из основных источников мусульманского права, мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……………...4
1.1 Особенности становления и развития мусульманского права……...6
2 Источники мусульманского права……………………………………………..9
2.1 Системы мусульманского права……………………………………..11
2.2 Договорное право……………………………………………………..13
2.3 Брачно-семейное и наследственное право…………………………..14
2.4 Уголовное право………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………18
Библиография…………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Возникновение мусульманского права в арабском халифате.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой……………...4

1.1  Особенности становления и развития мусульманского права……...6

2 Источники мусульманского права……………………………………………..9

2.1 Системы мусульманского права……………………………………..11

2.2 Договорное право……………………………………………………..13

2.3 Брачно-семейное и наследственное право…………………………..14

2.4 Уголовное право………………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………18

Библиография…………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мусульманское право – сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Изучением мусульманского права традиционно занимались мусульманские ученые-юристы. Так как доктрина является одним из основных источников мусульманского права, мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул "великого учителя", Малик ибн Анас, Мухаммед ибн Идрис Шафии, Ахмед ибн Ханбаль.

Целью данной курсовой работы является:

  • определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
  • изучить особенности становления и развития мусульманского права;
  • проанализировать источники мусульманского права;
  • рассмотреть систему мусульманского права.

 

1 Соотношение мусульманского права с религиозной системой

В теории государства и права религиозное право понимается как одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях [1, с. 510]. В настоящее время наиболее развитыми системами религиозного права являются мусульманское право, иудейское право, каноническое право.

Исследователи мусульманского права обычно обращают внимание на две его характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное происхождение («божественную природу») и тесную, по мнению некоторых ученых, неразрывную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Известные современные ученые, например, Мухаммад Иусуф Муса и Субхи Махмасани отмечают, что мусульманское право религиозно по своему происхождению и правоверные относятся к нему как к божественному откровению [2, с. 269]. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, делается вывод о том, что ислам – это одновременно «вера и государство», а мусульманское право выступает не только собственным правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и авторитетные западные исследователи мусульманского права. Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства [3, с.34]. По мнению Р. Шарля, мусульманское право – это, прежде всего религия, затем – государство и культура [3, с.54]. Ислам, подчеркивает Р. Давид, – это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную «божественную», природу [4, с.327].

На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и травила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Например, Абд ал-Азиз Амир полагает, что мусульманское право в глазах правоверных является частью религиозной догматики [5, с.46]. Субхи ас-Салих утверждает, что божественное откровение не является чем-то чуждым праву, которое не может быть понято без учета этого фактора. Причем откровение в исламе явно превалирует над правом [2, с.86].

Абд ал-Азиз Амир, обращая внимание на тесную связь мусульманского права с религиозной нравственностью, отмечает, что многие нормы мусульманской морали снабжены правовой санкцией и поэтому мусульманское право является самым «нравственным» правом [2, с.48].

Действительно, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа мусульманского права, его «мусульманский» характер не вызывают сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных положений ислама происхождении. Так, основными источниками мусульманского права – как и неюридических норм ислама – признаются Коран и Сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Другой общей чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционно рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле. В этом отношении юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере, как будет показано ниже, совпадающий механизм действия.

В мусульманском праве в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Подобное положение характерно для современного правового развития ряда «мусульманских стран. Например, законодательство Марокко, Иордании и Пакистана предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время рамадана. В Пакистане, кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность совершения пятикратной ежедневной молитвы, а мужчинам запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. Специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с так называемой моральной деградацией, могут применять наказаний за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих фактическую изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Религиозный характер таких норм проявляется и в том, что они, как правило, распространяются только на мусульман. [6, c. 20]

Таким образом, мусульманскому праву характерны все черты религиозного права. Во-первых, это божественное происхождение, а во-вторых, связь, а в некоторых случаях отожествление норм права с правилами поведения и религиозной догматикой.

 

1.1 Особенности становления и развития мусульманского права

Наиболее значительной и разработанной системой права в странах средневекового Востока было мусульманское право – шариат («надлежащий путь следования, жизни»). Эта правовая система возникла и оформилась в рамках Арабского халифата, и процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-государственной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших феодальных империй VIII – X вв. (при династии Омейядов и Аббасидов). Большую роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех, так называемых, праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман – Коран и Сунна. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции доисламской Аравии и завоеванных арабами территорий.

В первые десятилетия развития Арабского халифата шариат отражал интересы государственной верхушки, сложившейся в условиях специфического переходного и многоукладного общества и состоявшей из племенной аристократии, рабовладельцев и формирующегося класса земельных собственников. В последующие века, мусульманское право превратилось в сравнительно полную и цельную систему феодального права, защищавшего интересы государственной верхушки, землевладельцев, богатых купцов, мусульманского духовенства.

Шариат с самого начала возник и развивался как конфессиональное право, органически слитое с теологией ислама, пропитанное его религиозно-мистическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного закона и порядка, которым якобы управляется мир. Отсюда шариат в целом и его собственно нормативная часть – фикх, включают в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль, а также нормы, определяющие «отношение мусульман с Аллахом» (ибадат). Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите, ведь Аллах с терпеливыми" [7, 8.48]. Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас" [7, 4.62].

Тесная связь права с религиозной догматикой нашла свое отражение и в самих нормативных предписаниях шариата. В нем предусматривалось 5 видов действий, которым предавался и правовой смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. По существу вся жизнь правоверного мусульманина была сведена к этим действиям. Каждый поступок должен был согласовываться с религиозными велениями ислама, а с другой стороны, каждый его шаг приобретал характер юридического акта.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Теологическая оболочка шариата обусловила большое своеобразие входивших в него собственно правовых институтов, конструкций и понятий, препятствовала созданию в нем стройной внутренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к XI в., когда процесс становления шариата в основном завершился, он содержал в себе ряд разработанных и обособленных новых правовых норм, отражающих потребности развивающегося феодализма. Формированию системных и рационалистических начал в шариате во многом способствовала деятельность мусульманских богословов-правоведов. Из них особую известность получили Абу Ханифа, имевший титул «великого учителя», Малик ибн Анас, Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии, Ахмед ибн Ханбаль.  Одной из характерных черт мусульманского права была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями) должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Отсюда постепенно, с распространением ислама и превращением его в одну из мировых религий, шариат стал своеобразной «мировой системой» феодального права, оказавшей решающее влияние на правовую жизнь ряда стран Азии и Африки. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой ни все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол и в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло другое направление – шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране.

Информация о работе Источники мусульманского права