Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение истоков Ислама, его возникновение и распространение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие Ислам;
- Исследовать историю возникновения и распространения Ислама;
- Изучить особенности Ислама.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие «Ислам»……………… ……………………………………..…4
2. Возникновение ислама………………………….……………………....6
3.Распространение ислама…………………………………………….…..11
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………21

Файлы: 1 файл

религиоведение.Ислам.docx

— 45.09 Кб (Скачать файл)

     После того  как в 1258 г. вторгшиеся монголы   разграбили Багдад, предпринимались  (особенно в Египте) попытки реставрации  халифата. Однако халифам так  и не удалось вернуть себе  реальную власть, несмотря на  попытки некоторых «сильных людей», предпринимавшиеся вплоть до недавнего времени. Данью чистоте Уммы является тот факт, что титул халифа не может быть присвоен без труда. С течением веков были выработаны определенные условия, без которых невозможно принять это достоинство; одно из них — происхождение из потомков курайшитов. Сакральность халифата, похоже, возрастала одновременно с падением его политического значения. Не так давно, в период после первой мировой войны, на Среднем Востоке и в Южной Азии активно действовало «халифатитское» движение (от халифа, «халифат»), но окончательное упразднение остатков халифата, сохранившихся при Оттоманах, совершенное младотурецким и прозападным диктатором Мустафой КемалсмАтатюрком (1881—1938), разрушило последние надежды халифатистов.

     Распространение  исламской политической власти  и  развитие полиэтнической  цивилизации были достижением  не только главной линии халифов,  намеченной выше. Исламские правители  и мыслители, торговцы и ремесленники  добивались успехов и во многих  других местах. В X в. Египет стал ареной развития примечательного шиитского халифата Фатимидов, бывшего совершенно независимым от Багдада. Фатимиды (звавшиеся так по имени дочери Пророка Фатимы, жены Али) основали в 969 г. Каир, а позднее учредили университет Азхар — крупнейший центр религиозной учености Уммы вплоть до настоящего времени. Исламские империи возникли в Иране, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и на Индийском субконтиненте. Турецкая Оттоманская империя достигла небывалого величия в XV в., утвердив свое господство не только над арабо-язычными странами Ближнего Востока и Северной Африки, но также над причерноморскими землями, Юго-Восточной Европой и придунайскими территориями до самых ворот Вены. Восточнее во главе персидской шиитской империи стояла династия Сафавидов, а на субконтиненте Бабур положил начало династии Моголов, правившей в Индии до самого начала XVIII в.

     Существует  старый миф о том, что великие  арабские завоевания распространили  ислам огнем и мечом на всем  Ближнем Востоке и в Северной  Африке. Фактически первоначальное  значение завоеваний было не  религиозным, но экономическим  и политическим; завоевания помогли  недавно объединенным арабским  племенам сохранить порыв, т.е.  остаться политически и экономически  единой общиной. Религиозная вера  была, безусловно, самым важным элементом,  объединившим различные арабские  племена в том величественном, но и рискованном предприятии,  на которое они решились. Однако  в пору ранних завоеваний между  арабами-мусульманами и покоренными  народами существовала отчетливая  грань. Только со временем неарабы  приняли ислам. Причин тому  было множество, и не последняя  из них — стремление получить  свою долю благ исламской империи.  Христиане, иудеи и другие религиозные  общины, также имеющие Писание,  — Коран называет их «людьми  Книги» — получали статус «покровительствуемых»  и должны были платить подушный  налог. Налог взимался на нужды  защиты и администрации. Мусульмане  были освобождены от него, так  как они были обязаны платить  религиозный налог, Закат, т.е.  отдавать определенную часть  принадлежащего им имущества.  В пределах Аравии, в частности,  обращению в ислам насильно  подвергались идолопоклонники, но  не люди Книги. Подвигнутые  на это скорее национальной  гордостью, даже фанатизмом, чем  страхом перед уничтожением, язычники-арабы  становились паствой ислама. Это  мощное групповое чувство, называвшееся  асабийа, было известно задолго  до появления ислама. Но только  с Мухаммадом и Кораном появляются  вера и чувство принадлежности  к некоей целостности, достаточно  сильные для того, чтобы преодолеть  родовой и региональный партикуляризм  и сплотить арабов в единый  народ, в подлинную «Арабскую  Общину»  (УммаАрабийа).

     На  всем  Ближнем Востоке и в Северной  Африке обращение в ислам было, как правило, добровольным, однако  бывали времена, когда немусульмане  переживали гонения, дискриминацию  и другие унижения. Постепенно сила и размеры христианских общин тех стран, где они были весьма влиятельны до прихода ислама, заметно сократились. В Африку южнее Сахары ислам проник через Эфиопию и Судан на востоке и через берберские регионы Северной Африки на западе. Немалое значение в распространении ислама имела торговля, как, впрочем, и военная экспансия. На Индийском субконтиненте мусульманское вооруженное вторжение с самого раннего времени играло важную роль в распространении ислама и обращении индусов. Однако при этом не обязательно использовалась сила. Приток переселенцев с северо-запада укрепил мусульманскую прослойку, расширению которой способствовало также обращение в ислам индусов. Юго-Восточная Азия, территория современной Малайзии, южные Филиппины, Индонезия и Бруней начали свое обращение в ислам по меньшей мере с XII—XIII вв., когда Марко Поло, путешествовавший по Северной Суматре, сообщал о существовании там мусульманских городов. С Суматры ислам через Малаккский пролив проник на полуостров Малакка, а затем достиг северного побережья Явы. Купцы и торговцы, приверженные к мистическому исламу, сыграли особенно выдающуюся роль в мирном распространении ислама на малайско-индонезийском архипелаге, и сегодня половина Малайзии, практически весь Бруней и 90% Индонезии исповедуют ислам. Крупные мусульманские общины существуют также на юге Филиппин и Таиланда.

     В нашем  столетии проповедническая активность  исламских миссионеров и миграция  мусульман со Среднего Востока  и Южной Азии (в первую очередь)  принесли ислам в Западную  Европу и на Американский  континент[4,c.344-348].

 

 

 

 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги проделанной  работы, хочу обобщить: подробно рассмотрен процесс возникновения и формирования ислама. После падения колониализма на политической карте появилось  много  новых исламских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак – Кувейт), Ислам  по-прежнему является знамением этих стран. За последние десятилетия  Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое  влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Словом, из всех религиозных  систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его  адептов (число христиан или буддистов  в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но, прежде всего в той  идейно-институциональной структурной  слитности вселенской мусульманской  общины (уммы), основы которой были заложены еще Мухаммедом.

     Военно-политические, экономические, просветительские  и  другие успехи поколений  мусульман  привели к тому, что ислам стал мировой религией. С точки зрения мусульман, возникновение  и развитие ислама в первую  очередь связано  с Божественным  Откровением и предопределением. Ислам стал основой новой цивилизации,  нового типа мышления, уклада  жизни, которые воздействовали  на историю человечества.

     Мусульманские  общины имеются более чем в  120 странах и объединяют, по различным   данным от 1,2до 1,5 миллиарда человек.  В 35 странах мусульманами является  большая часть населения, а  в 29 странах последователи ислама  представляют собой влиятельные  меньшинства. В 28 странах ислам  признан государственной или  официальной религией. Только 18 % мусульман  живут в арабских странах. Ислам  является второй по численности  религией в мире (после христианства), а также самой быстро распространяющейся религией планеты.

СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1.«Жизнь Мухаммеда» /Под ред. Панова В.Ф. – М.: Просвещение, 1990.

         2. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Под ред. Г.Ф.Ким. Москва. Наука. 2005г.-356с.

        3. Религии мира. Энциклопедия.т.6.Москва "Аванта +".2006г. – 775 с

        4. У истоков религии. В.Чертихин. 1997. – 115с

        5. http://www.islamreligion.com

        6. http://www.islamica.ru/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ислам