Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Ислам – одна из трех величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно связаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе, как иудаизма, так и христианства

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...
Ислам. Истоки. Возникновение, основные черты…………………………
Зарождение ислама ……….............................................................................
Общая характеристика мусульманского права ……………………………
Источники мусульманского права………………………………………….
4.1 Коран…………………………………………………………………………
4.2 Сунна…………………………………………………………………………
4.3 Иджма………………………………………………………………………..
4.4 Кияс……………………………………………………………………………
4.5 Фирманы, кануны……………………………………………………………
5. Различные течения в мусульманстве…………………………………………
5.1 Шиизм………………...…………………………………………………….
5.2 Суфизм…………………………………………………………………………..
6. Ислам и общество………………………………………….…………………
6.1 Исламская одежда………………………………………………………….
6.2 Исламская пища…………………………………………………………….
7. Ислам в новое и новейшее время…………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Содержание


Введение……………………………………………………………………………...

  1. Ислам. Истоки. Возникновение, основные черты…………………………
  2. Зарождение ислама ……….............................................................................
  3. Общая характеристика мусульманского права ……………………………
  4. Источники мусульманского права………………………………………….

4.1 Коран…………………………………………………………………………

            4.2 Сунна…………………………………………………………………………

            4.3 Иджма………………………………………………………………………..

            4.4 Кияс……………………………………………………………………………

            4.5 Фирманы, кануны……………………………………………………………

       5.   Различные течения в мусульманстве…………………………………………

             5.1 Шиизм………………...…………………………………………………….

             5.2 Суфизм…………………………………………………………………………..

       6.   Ислам и общество………………………………………….…………………

             6.1  Исламская одежда………………………………………………………….

             6.2  Исламская пища…………………………………………………………….

        7.   Ислам в новое и новейшее  время…………………………………………...

 Заключение……………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ислам – одна из трех величайших  религий, возникших на суровых и безмолвных просторах  ближневосточных пустынь. Две другие – иудаизм и христианство. Все три веры тесно связаны, ибо в действительности прославляют одного  и того же Бога. С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают,  что их вера является самой ранней и лежит в основе, как иудаизма, так и христианства.

Ислам – это одна из распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 млн., преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Юго-Восточной и Южной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные  - в подавляющем большинстве. 

Быть мусульманином (последователем ислама) в наше время уже значит быть обязательно арабом. Слово «мусульманин» переводится как « тот, кто покоряется».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ислам.  Истоки, возникновение, основные черты

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово "исламский" включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине  активного вмешательства религии  в государственные дела.

"Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" (от арабского " муслим " ) - предавший себя Аллаху. "Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом - ислам...".

Ислам зародился в  Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение  его яснее, чем происхождение  христианства и буддизма, ибо оно  почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь  много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран - основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

 

 

 

 

 

 

 

2 Зарождение ислама

Ислам зародился в  Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь очень много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от Бога ряд «откровений», записанных в  священной книге Коране, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие – для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, по-видимому, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) свод, получивший название «Коран» («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку  архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого  порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, долее короткие – к концу.  Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и тоже повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной  литературы мусульман – это сунна  или (сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поручениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IХ веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называют суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и  хадисов мусульманские богословы  пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII в.) и дошла до нас в редакции IХ века.

Считается, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, а затем и в Медине. Там ему удалось собрать много приверженцев. Опираясь на них, он вскоре подчинил к себе Мекку и объединил большую часть Аравии  под знаменем новой религии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Общая характеристика мусульманского права. ( Шариат)

Шариат (мусульманское  право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии "Шариат - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (священных мусульманских преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права"

Другими словами, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу божественного единого закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Шариат развивался как  строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала, нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате четырех видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

- обязательные,

- рекомендуемые,

- дозволенные,

- запрещенные и подлежащие  наказанию.

Признание божественного  предопределения в шариате с  неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед Богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми". Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас".

Одной из характерных  черт средневекового мусульманского права  была его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно  с распространением ислама  и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.

Как конфессиональное право  шариат отличался от канонического  права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление  - шиизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   4 Источники мусульманского права. 

4.1 Коран

Важнейшим источником шариата  считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие  откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. оран состоит из 114 глав, расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений  Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые -убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда еще до хиджры Мухаммед взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей настойчивостью.

 

4.2 Сунна.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман  источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность, из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем. в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам . Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих .

Информация о работе Ислам