Ислам - мировая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее большинство ученых считает, что зачатки религии появились еще у людей неандертальского типа. В борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенные, чтобы понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения, давалось объяснение религиозное.

Содержание работы

План…………………………………………………………................1
Вступление…………………………………………………..………...2
Религия Ислам………………………………………………………...3
История возникновения ислама……………………………………………….3
Коран и его роль в жизни мусульман……………………………...4

Направления ислама…………………………………………………5
Суннизм…………………………………………………………………………..6

Шиизм…………………………………………………………………………….6
География ислама в современном мире…………………………...6
Ислам в России…………………………………………………………………..7

Ислам сегодня…………………………………………………………8

Литература, использованная в подготовке реферата...………..10

Файлы: 1 файл

Ислам.docx

— 27.05 Кб (Скачать файл)

Реферат по религиоведению

 

                         Тема: «Ислам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Факультет государственного управления

                                                      Группа ГУ-12

                                                     Подготовила Ашинова Заирина  Казбековна

План.

План…………………………………………………………................1

Вступление…………………………………………………..………...2

Религия Ислам………………………………………………………...3

История возникновения  ислама……………………………………………….3

Коран и  его роль в жизни мусульман……………………………...4

 

Направления ислама…………………………………………………5

Суннизм…………………………………………………………………………..6

 

Шиизм…………………………………………………………………………….6

География ислама в современном  мире…………………………...6

Ислам в России…………………………………………………………………..7

 

Ислам сегодня…………………………………………………………8

 

Литература, использованная в подготовке реферата...………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.

 

Религия, как и любое другое общественное явление, имеет свою историю. Подавляющее  большинство ученых считает, что  зачатки религии появились еще  у людей неандертальского типа. В  борьбе с окружающей природой люди часто терпели тяжелые поражения, а их знания были еще слишком несовершенные, чтобы понять причину этих неудач. Вместо рационального их объяснения, давалось объяснение религиозное.

С течением времени первоначально примитивные  формы религии усложнялись. В  эпоху верхнего палеолита, вероятно, уже появились тотемизм (вера в сверхъестественное родство определенной группы людей с каким-то видом животных, растений или даже  явлением природы) и магические представления (вера в возможность влиять сверхъестественным путем на людей, животных, а также на природные явления).

Для эпохи  мезолита наряду с магией и тотемизмом стали характерны и такие формы  религии, как анимизм (вера в духов и в души) и шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использования их силы для врачевания, взывания дождя и т. д.). 

В эпоху  неолита объектами особого почитания  становятся духи животных, растений, различные  явления природы. С ним связаны  и различные промысловые культы. Характерен для этой эпохи и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства).

Позднее в стадии разложения родового строя, широкое распространение  получают культы предков- покровителей и  племенных  вождей, разнообразные земледельческие  и скотоводческие культы. Духи начинают делиться на «ранги».

В классовом  обществе религия приобретает классовую  окраску, освещая своим авторитетом  сложившиеся социальные порядки. Иерархия сверхъестественных  существ становится еще более четкой. С централизацией же государственной власти, среди них выделяется главное божество. Большое влияние приобретает профессиональное жречество.

Начиная со второй половины I тысячелетия до нашей эры, некоторые из  религий вышли далеко за пределы первоначального района своего бытования и распространились на весьма обширной территории. Такие религии, имеющие большое число последователей в разных регионах земного шара, называют мировыми. Их известно три: христианство, ислам и буддизм.        

РЕЛИГИЯ ИСЛАМ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ИСЛАМА

 

Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VII веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожья  (монотеизма) и пророческих миссий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья.

В начале VII столетия Аравия переживала сложный период своей истории: в недрах аравийского общества под влиянием внешних и внутренних факторов складываются новые формы общественных и хозяйственных отношений, новые идеи верования привлекают все большее число племен, медленно, но необратимо вытесняя прежние верования в многочисленных племенных богов. Проповедники христианства и иудаизма все более широко утверждают идеи о едином Боге (а, следовательно, и о единстве перед ним всех его последователей); с которыми тесно переплетаются проповеди занифов, представителями аравийского монотеизма, предвестников ислама, проповедавших от лица единого Бога – Аллаха.

Одним из важнейших,  хозяйственных и идейных  центров Аравии того времени была Мекка. Крупный город на пересечении  главных торговых путей, в котором располагалась святыня,  почитавшееся большинством племен, - языческий храм Кааба (от арабского «куб» - храм, имеющий прямоугольную форму), окруженный изваяниями различных племенных богов.  Именно в Мекке и были произнесены первые проповеди новой религии – ислама, провозглашенные его основателем пророком Мухаммедом.          Мухаммед родился в Мекке в 570 году в семье Абдуллаха из племени курейш.  Рано осиротел,  (отец умер через месяц после рождения сына, мать – на шестом году жизни Мухаммеда), он воспитывался в семье деда, а затем в семье дяди Абу Талиба. Родственники Мухаммеда принадлежали к мекканской аристократии (будущий пророк возводил свою родословную от основателей города), но не имели значительного состояния, и мальчику приходилось немало трудиться в детские и юношеские годы: он пас скот,  участвовал в снаряжении торговых караванов, а позже сопровождал их. В двадцать пять лет, Мухаммед поступил в услужение к богатой мекканской вдове Хадидже и вскоре женился на ней, занялся самостоятельной караванной торговлей.

Во время  поездок по торговым делам, да и в  самой Мекке Мухаммед часто встречался с христианскими монахами, иудеями, халифами, беседовал, спорил с ними. Как гласит предание,  нередко  он удалялся в пещеру в окрестностях Мекке, где подолгу постился и  предавался раздумью.

   В возрасте сорока лет (около  610 года) Мухаммеду впервые стали  являться видения, слышаться голоса, со временем эти явления, сначала  испугавшие его, все более частыми,  а услышанные речи – все  более определенные. Первые,  кому  поведал Мухаммед об этом, были  его ближайшие родственники и  друзья: Хадиджа, приемный сын  Зейд, двоюродный брат Али, Абу  Бакр Оман (позднее все они  сыграли важную роль в истории  ислама), уверовавшие, что слышанное  и произнесенное Мухаммедом –  слова Бога (Аллаха), а сам Мухаммед, таким образом, посланник Божий  (расул Аллаха), призванный нести  людям пророческие мысли.

Слухи о  новом пророке и содержании его  проповеди стали, чрезвычайно быстро распространятся в Мекке и  за ее пределами. Однако большинство  мекканцев отнеслись к ним  сначала с насмешкой, а потом  и с прямой враждебностью. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей  ислама (с арабского - предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) - мусульмане  (арабский «мусулм» - предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Тяжелое положение Мухаммеда довершила смерть Хадиджи и в особенности Абу Талиба, который как старейший рода все же оказывал покровительство пророку. Дальнейшее пребывание в Мекке  становилось невозможным.

Пятнадцатого  июля 622 года Мухаммед со своими последователями  переселился (совершил хадж) в город  Ярсиб, позднее названный Мединой.

Если  в Мекке Мухаммед был лишь посланником  Аллаха, духовной главным  главой небольшой  общины, то в Ярсибе (Медине) проявились его незаурядные дарования оратора, трибуна, политического и военного руководителя.             

Дата  переселения в Медину считается  у мусульман начальной точкой отсчета истории ислама и мусульманского летоисчисления (по лунному календарю). За десять лет с момента хаджа  до смерти Мухаммеда (622 – 732 гг.) Медина стала не только центром распространения  новой религии, но и ядром арабо-мусульманского государства, охватившего вскоре огромные территории в Азии и Северной Африке. В состав мусульманского государства  вошла и Мекка (630 году). Этому городу суждено было играть особую роль в  истории ислама: Кааба была превращена из капицы племенных богов в храм единого Бога – Аллаха. 

 

КОРАН И ЕГО РОЛЬ В  ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН

    

 

При жизни  пророка его высказывания, воспринимались как прямая речь Аллаха, они передавались преимущественно устно и систематических  записей их, видимо, не вили. Лишь спустя два десятилетия после смерти Муххамеда было собрано и переписано произнесенное им в проповедях, что  и составило текст священной  книги мусульман корана (с арабского  – то, что читают, произносят) , впоследствии канонезированой. Коран состоит  из 114 глав (сур) каждая из которых состоит  из определенного количества стихов. Коран открывается первой сурой  « Фатиха » (арабское -  « открывающая  »), дальше суры следуют в убывающем порядке в зависимости от их размера. Самые короткие суры, в несколько стихов, помещены в конце  карана. Однако это расположение не соответствует времени их произнесения: до сур, относящихся к Мекканскому периоду (610 – 622гг.) как правило, более длинные, чем Мединские (622 – 732гг.).

Но в  основе корана и хадисов (рассказы о  поступках и высказываний Муххамеда) мусульманские богословы разработали  Шариат (с арабского – «правильный  путь») – комплекс принципов и  правил поведения, обязательных для  каждого мусульманина.

Наиболее  краткая формула, содержащая основную мысль учения Муххамеда, - нет никакого божества кроме Аллаха, и Муххамед - его посланник.

Вера  в единого бога и пророчество  составляют один из пяти «столпов»  мусульманского вероучения. К их числу  относятся также обязательная молитва (салит, намаз), совершаемая пять раз  в день в строго определенное время, пост (саум, ураза) в  течение месяца по лунному календарю   (рамадан), налог в пользу бедных и неимущих (закят) и паломничество в Мекку (хадж) к храму Кааба.

Основные  черты мусульманского культа в частности  предписаний, зафиксированных в  пяти «столпах», сложившихся при  жизни Мухаммеда, в мединский  период. В Медине возникло первое мусульманское  культовое здание – мечеть (первоначально  это был дом пророка).

В мединских  сурах Корана зафиксированы основные предписания для мусульман, касающееся их повседневной  жизни (пищевые  запреты и прочие), семейных отношений, наследования имущества, правил торговли, раздела добычи, внесения и распространения  налогов и так далее; были названы  наиболее тяжкие грехи – ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская  неверность. Подобного переплетения богословных и чисто светских  проблем мы, пожалуй,  не встретим ни в одной другой религии.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА

 

 

В исламе выделяются  несколько основных направлений – суннизм, шиизм. Сунниты  сейчас составляют большинство мусульман.  В рамках каждого из них сформировались самостоятельные идейные течения  и секты. Особенно они многочисленны  в шиизме. Основные расхождения между  большинством из них сводятся к вопросам передачи власти в халифате и обрядовой  практике.

СУННИЗМ

 

Основной  религиозной и общественной книгой суннитов кроме  «Священной книги» - Корана является сунна – «Священное предание»; сунниты отрицают достоверность  некоторых суннитских хадисов и  пользуются собственными сборниками (ахбар). Верховная власть в халифате, по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной, шииты  же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда  по линии его двоюродного брата  Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и  священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы) в отличии от шиитских не пользуются правом выносить собственные  решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни, и таким образом, их должность  сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

ШИИЗМ

 

Шиизм не представляет собой единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и  секты  (исмашииты,  друзы, алавиты  и другие) связаны общими историческими  корнями и основополагающими  идейными положениями. Главное из этих положений – признание четвертого халифа Али и его потомков единственными  законными наследниками и приемниками  пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы  мусульманской общины.

 

ГЕОГРАФИЯ ИСЛАМА В МИРЕ

 

 

Немногочисленная  мусульманская община Мухаммеда, уже  через несколько десятилетий  после своего возникновения стала  ядром формирующегося мощного арабо-мусульманского  государства – Арабского халифата, - которое спустя столетие контролировало земли от западных границ Китая до берегов Атлантического океана.  В последующим столетие, многочисленные мусульманские государства  возникали  и распадались, под знаменем ислама шли войны, иногда нацеленные на завоевания чужих территорий, иногда – на освобождение мусульманских народов от иностранного гнета.

Уже к  VIII веку арабы подчинили себе огромные территории. В состав арабского халифата, помимо самой Аравии, входили Северная Африка, Пиренейский полуостров,  Двуречье, Иран,  Афганистан, Закавказье, Средняя Азия и часть Северной Индии.

На обширных территориях, единство которых выражалось в общности основополагающих идей веры и сакрального языка (арабского) – языка Корана, создалась своеобразная культура, вобравшая в себя элементы многих культур разноязыких мусульманских  народов.

Ислам проник даже в те страны, где  арабских завоевателей   никогда не было, например, в Индонезию, где его исповедают 90 % населения, в Малайзию (60%), страны Черной Африки.

Информация о работе Ислам - мировая религия