Индийские божества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
В рамках своего реферата я попытаюсь сделать беглый обзор богатства и разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан.

Содержание работы

Введение 2

Арии и ведическая религия 2

Брахманизм 5

Джайнизм 6

Буддизм 8

Индуизм 13

Сикхизм 14

Заключение 17

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

indiya.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение      2

 

Арии и ведическая религия   2

 

Брахманизм     5

 

Джайнизм      6

 

Буддизм      8

 

Индуизм      13

 

Сикхизм      14

 

Заключение     17

 

Список литературы    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

В рамках своего реферата я попытаюсь  сделать беглый обзор богатства и разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан.

В каждой стране есть своя культура и  свое знание, а у каждого человека есть свойственная ему точка зрения, свои представления.

Обычно людям свойственна ограниченность. Знание просветленных Учителей, таких как Будда и Христос, - выше ограничений, но Учителя передают Учение людям. Но их понимание не соответствует истинному смыслу Учений. Этим и объясняется появление разнообразных традиций, школ, учений и религий.

«Если мы осознаем подлинный смысл Учений, то понимаем, что их цель и основное назначение - раскрыть наше истинное состояние. Но поскольку Учителя передают Учения в соответствии с той культурой, в которой они учат, то эта передача осуществляется разными способами.» Так пишет один из последователей буддизма Чогял Намхай Норбу Ринпоче.

 

АРИИ  И  ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Существует предание о прародине  древних ариев, находившейся на территории нынешней Арктики. Учёные предполагают, что около 28—36 тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением гравитационных сил Солнечной системы, произошли глобальные перемены климата, сопровождавшиеся сильнейшими стихийными бедствиями на планете. Существуют гипотезы, что именно эти события способствовали возникновению легенд о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Кстати, в ведических текстах этот миф также присутствует, только вместо Ноя здесь Ману — прародитель человечества. Гибель гипотетической Арктиды повлекла за собой массовую миграцию народов в направлении нынешнего экватора. Согласно гипотезе, существовало четыре основных направления путей расселения древних ариев. Один из них проходил через Скандинавию, Приполярье, Валдайскую возвышенность и истоки Волги (Ра). Другая ветвь ариев сначала расселилась в районе Среднего и Южного Урала, а затем постепенно сместилась на Ближний Восток. Они создали Авестийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места.

Ещё одна ветвь достигла Юго-Восточной  Азии, где арии постепенно смешались  с дравидами, коренными обитателями этих мест, и создали могущественное богоцентрическое общество Бхарата-Варша со столицей Хастинапур, разрушенной впоследствии монголами. Современная столица Индии Дели построена на её развалинах.

Арии создали удивительную общественную систему варнашрама-дхарма, согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни, разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные категории (ашрамы). Общество по аналогии сравнивалось с телом человека: брахманы считались головой общества, кшатрии — его руками, вайшьи — его желудком, а шудры — ногами.

Брахманы — это не жречество, давшее обет поддерживать застывшие доктрины, а интеллектуальная аристократия, которой доверено формирование возвышенной жизни народа. Они были учителями, врачами, астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот человек, для которого процесс познавания, развития и синтеза знаний был превыше любых других объектов материального мира. У него должен был быть от природы хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце. Честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мыслей были его необходимыми качествами.

Другой класс общества — кшатрии, были покровителями учёных брахманов, прирождёнными лидерами, руководителями и воинами. Такие люди должны были иметь сильное желание управлять. Кшатрий должен был в первую очередь заботиться о благе своих подданных. Он должен был хорошо знать нужды людей. Он нёс огромную ответственность за всё общество. Благородство, мужество, огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым — вот качества кшатрия. Они должны были защищать граждан от внешних врагов и преступников.

Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. В их задачу входило развитие материальной основы необходимой для земной жизни. Они контролировали финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством, строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по природе своей любили материальный достаток. В те времена вайшьи использовали только достойные методы и презирали мошенничество и обман.

Четвёртый социальный класс — шудры. Они являлись прирождёнными ремесленниками, любили дело, которое выполняли, были очень трудолюбивы и вкладывали в него всю душу. О таких людях принято сейчас говорить, что у них “золотые руки”.

В системе варнашрама-дхарма было развито внимание к положению любого человека. Никто не относился к некоему привилегированному классу. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были завистливы и никогда не пытались изменить своего социального положения. Они считали это бессмысленным.

Арии являлись носителями ведийской  религии. Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто  в мифологических образах. Большое  значение имели магические обряды. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения - Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.

Основой ведического культа были жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами - знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.

Объективное изучение ведизма в  чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние части Вед. Веды - это, буквально, книги знания. Согласно самой ведической традиции, изначально существовала только одна Веда, полученная непосредственно от Верховного Господа Вишну. Однако около 5 тысяч лет назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил единую Веду на 4 части, самхиты (сборники): Риг, Сама, Яджур и Атхарва.

1. Ригведа (веда гимнов). Эта часть Вед имела особое значение в развитии древне-индийского умозрения. Именно в ней сложились такие понятия, как брахман и атман, рита, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т.п. Тексты Ригведы декламировались в качестве приглашения принять жертву.

2. Яджурведа (веда жертвенных формул)

3. Самаведа (веда напевов). В этой веде описывались священные мелодии

4. Атхарваведа (веда заклинаний). Атхарваведа позже других частей была включена в канон, поскольку была связана не с жертвоприношениями, а с домашними ритуалами, лечением болезней, заклинаниями от злых духов

За Ведами следуют брахманы - своего рода комментарии к текстам Вед. Особо выделяются араньяки - тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Заключительный этап Вед составляют упанишады, трактаты религиозно-философского характера. Эти тексты, включая Веды, объединены под общим названием Шрути.

В течение многих веков Веды передавались изустно и хранились в жреческих  родах. Эта традиция сохранилась даже после распространения письменности.

Древне-индийские философские и  религиозные школы четко делятся  на признающие и не признающие авторитет Вед.

Школы, признающие авторитет Вед, называются Астика. Астика (санскр. Асти - он есть, существует), обозначение древне-индийских философско-религиозных систем и людей, верящих в существование трансцендентного мира (астипаралока), соответственно в жизнь после смерти, и признающих авторитет Вед.

К ним относятся: Вайшешика, Веданта, Адвайта-Веданта, Вишишта-Адвайта, Йога, Миманса, Ньяя, Санкхья.

Школы, не признающие авторитет Вед, называются Настика, к ним относятся: Адживика, Локаята, Чарвака. Основным принципом Настики является отрицательное отношение к любым сверхчувственным принципам: непризнание существования бога-абсолюта и отличной от тела души (атмана), будущей жизни и т.д. Настика утверждает бытие индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону собственной природы, не имеющей повторений и аналогий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БРАХМАНИЗМ

Брахманизм появился на  территории Индии предположительно в XV-XIV веках до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической религии местных культов индийского автохтонного населения.

Эта религиозная система переживала наибольший расцвет на последних  этапах развития ведийского периода  в истории Индии, когда появилась  достаточно сложная религиозно-философская ведийская литература и, в первую очередь, Упанишады.

Верховные божества - Брахма, Вишну и Шива. Большую роль в культе играли анимистические представления и почитание предков.

В основе философии брахманизма  лежат концепции сансары и кармы, исходящие, в свою очередь, из добрахманистско-ведических представлений. Концепция сансары заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами, при этом перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного. Определяющей при этом становится мысль о неуничтожаемости: возникновение и уничтожение не затрагивают действительной сущности вещей, происходит лишь колебание внешней оболочки. Таким образом, смерть не несет в себе осознания чего-то противоестественного, она - лишь неоднократный переход к ее продолжению.

С концепцией сансары связано понятие об идеале, обязательной частью которого в индийской философии становится освобождение от пут перерождений, с одной стороны, и отрицание значимости материальных благ - с другой.

В широком смысле карма - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и существования. В узком смысле карма - влияние совершенных действий на характер текущего и последующего существования.

В обоих случаях карма выступает в качестве невидимой силы. Ясным представляется лишь общий принцип ее действия, внутренний же механизм всегда остается скрытым. Карма определяет не только удачные или неудачные условия будущего существования, но и прогресс или регресс по отношению к главной цели человека - освобождению от пут бытия и выхода из круга бесконечных перерождений.

В большинстве случаев карма предстает в виде способа взаимодействия обыденного человеческого бытия и единого пространства ума. Часто карма вместе с концепцией сансары представляет собой попытку заменить представление о божественной предопределенности нравственного порядка идеей естественного космического нравственного миропорядка.

Брахманизм отличает сложный ритуал, обрядовая регламентация  жизни. Аскетические подвиги рассматриваются как средство улучшения кармы.

Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные дары, а человеческим богам – учёным брахманам – награду». Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату – золотом, быками, лошадьми и одеждой.

Важнейшими добродетелями брахманизм считал беспрекословное повиновение  брахманам (священнослужителям, жрецам), обожествление царской власти, выполнение дхармы (закона) своей варны (касты), соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а, в конечном счете, – к слиянию с высшим абсолютом – богом-творцом Брахмой, ибо все живые существа лишь его частицы.

По мере развития религиозного мышления жрецы-брахманы монополизировали практически  все сферы жизни древнеиндийского общества. С этого времени в  брахманизме начинается переход от многопланового пантеона Ригведы, в котором отсутствовал центральный объединяющий образ, к системе, зафиксированной в Упанишадах, которая сводила все проявления бытия к безличному космическому абсолюту – Брахману. Но в это время жрецы, о которых в "Шатапатхабрахмана" говорится, что это "земные боги", которые сильнее небесных, практически утратили контроль над развитием народных верований арийских и не арийских племён Индии. Появление в 6 в. до н.э. таких религиозных систем, как буддизм и джайнизм, развитие философской мысли – всё это привело к ослаблению брахманизма и поставило перед ним необходимость реформации. Как следствие такой реформации явилось появление в кон. 1 тыс. до н.э. индуизма.

 

ДЖАЙНИЗМ

Изначально учение джайнов развивалось  представителями воинского сословия и некоторыми царями древней Индии. Этих людей называют “тиртханкарами”. Слово это - санскритское и означает “ведущий через океан”. Под океаном подразумевается не обычное море, а сама жизнь, значит, “тиртханкар” - человек, ведущий за собой по жизни. Первым из них джайны считают Ришабху - царя древнего царства Кошала.

Информация о работе Индийские божества