Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов взаимоотношения церкви и государства как составных частей политической системы, а также анализ этих взаимодействий. В соответствии с этим мы можем поставить несколько задач:
1. Определить место государства и церкви в политической системе общества;
2. Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества…………………..6
§1. Понятие и структура политической системы общества……………………............6
§2. Государство в политической системе общества: понятие, сущность, функции…………………………………………………………………………………...10
§3. Церковь, как социальное явление и общественный институт………………………………………………………………………...................15
Глава 2. Взаимодействие и взаимовлияние церкви и государства, аспекты взаимоотношений церковной и светской власти……………………………………….19
Глава 3. Положение церкви в России…………………………………………………....25
§1. Исторический аспект………………………………………………………………….25
§2. Правовое положение церкви в современной России……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

Первый император Российской империи Петр 1 Великий по-другому рассматривал отношения церковной власти и государства. Свою задачу он видел в наиболее узком сращивании церкви и государства и превращении церкви в инструмент морали. При нем было ликвидировано патриаршество. Политической целью этого акта было уничтожение соперника в лице церковной власти. Была создана духовная коллегия. Ее задачей стало создание организованной подконтрольности церковного аппарата государственной власти. Был также создан Священный Синод (государственный орган церковного управления), участники которого были слугами царя и государства. Юридическим основанием для создания этого института стал «Духовный регламент», являвшийся главным церковным документом в истории России и на протяжении двух следующих столетий определявший жизнь православной русской церкви.

С конца 18 века складываются две тенденции, связанные с разделением  церкви и государства. Государство  терпит церковь как культовое  учреждение и официально признаёт свободу  совершения религиозных обрядов. В основных законах, утвержденных Павлом 1, говорилось, что «Христианская православная вера есть первенствующая и господствующая», а «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в церкви святого благочиния. На церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался в церкви. Преступления же против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.) и рассматривались как тяжелые государственные преступления.

К концу же синодального периода (к 1917 г.) Церковь перестала функционировать как независимый институт. В Конституции РСФСР 1918 года церковь была законодательно отделена от государства. Статья 13 данного закона гласит: «В целях обеспечения трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Церковь оказалась в изоляции. В 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) создало специальную «Комиссию по проведению отделения церкви от государства», которую позже переименовали в «Антирелигиозную комиссию». Повсеместно закрывались церкви, проводились карательно-пропагандистские антирелигиозные акции. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет о принудительных изъятии церковных ценностей. В 1925 г. Патриарх Тихон скончался. После его смерти советское правительство запретило выборы нового патриарха. Церковь окончательно попала под власть государства. К началу второй мировой войны церковная организация была практически полностью ликвидирована повсеместно.

С Началом войны с фашисткой Германией сформировался новый этап в истории церковно-государственных отношений. Самый страшный кровавый период репрессий против Церкви, который начинается в 1929-м году и продолжается вплоть до 1942-го года, – это был период, когда страной безраздельно руководил именно Сталин, и именно в это время крупнейшая Поместная Церковь православного мира была почти полностью уничтожена. В отношении Церкви Сталин вел себя от начала своей деятельности после прихода к власти большевиков до своей смерти как гонитель.15 Но именно он изменил политику в отношении церкви в 1943 г. после его встречи с представителями духовенства. Церковь как институт получила возможность восстановления. Впервые после 1926 г. церковному Синоду было разрешено выбрать патриарха. В то же самое время СНК СССР учредил новый Совет по делам Русской православной церкви, который должен был представлять в правительстве интересы церкви. В январе 1945 г. был принят новый устав, который восстанавливал организационную основу Русской православной церкви. В1946 г. вновь стали открываться семинарии. Однако Русская православная церковь должна была поддерживать внутреннюю и внешнюю политику правительства. В 1945 г. Был созван Поместный собор, на котором был избран новый патриарх Алексий, и Русская православная церковь вновь вернулась в лоно морового православия.

В 1959 г. Хрущев развернул  антирелигиозную кампанию, длившейся  до конца 1964 г., и эпоха ослабления напряжения в отношениях между государством и церковью окончилась. Курс на победу коммунизма, предполагал ликвидацию религии. Московская патриархия, как и вся Русская православная церковь, рассматривалась как пережиток сталинизма, который должен быть устранён. В течение нескольких десятилетий в Советском Союзе главенствовал стандарт атеистического мышления, относивший религию и церковь к «обидным пережиткам буржуазного строя». Также открыто заявлялось, что религии не может быть места в масштабах социалистической общественной системы. В данных критериях религиозные организации были правомочны заниматься только лишь удовлетворением религиозных потребностей ограниченного количества верующих.

Вновь церковь начинает крепнуть в эпоху М.С.Горбачёва, чья новая политика руководителя партии и государства привела к более терпимому отношению к религии и существенно улучшила взаимосвязи между государством и Русской православной церковью.

Таким образом, в данном параграфе мы кратко рассмотрели взаимоотношения церкви и государства на протяжении истории Российского государства, и можем с уверенностью сказать, что они были неоднородны, между ними существовало множество противоречий. Церковь, из главного соперника русских царей за власть и влияние в государстве (в допетровский период) превратилась в подконтрольный государству орган, а в годы советской власти и подавно утратила свое значение. Так мы медленно подошли к нашему времени, которое характеризуется мирным сосуществованием церковной и государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Правовое положение  церкви в современной России

 

Цель этой главы выяснить имеются ли необходимые условия в современном российском законодательстве, чтобы религия могла свободно выполнять, как свои внутренние функции, так и функцию нравственного регулятора в обществе. Состояние российского законодательства в сфере религии можно назвать достаточно позитивным и стабильным. Основанием для таких выводов является то, что в России нет межрелигиозного противостояния, как нет и межэтнических конфликтов, также Россия – одна из немногих стран, где не только отсутствует конфронтация между основными религиозными течениями, но и существует плодотворное сотрудничество между конфессиями.

Одновременно российским законодательством установлена  ответственность за нарушение принципов  равенства всех перед законом, за совершение правонарушений по религиозным  мотивам. Законом установлена ответственность за деятельность, признанной экстремистской.

В 2009г. при Министерстве юстиции  РФ создан научно-консультативный Совет  по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет  выявления в них признаков  экстремизма. «Совет содействует правоохранительным органам в пресечении фактов распространения таких материалов. Он также вправе публиковать разъяснения отдельных аспектов религиозных взглядов и учений для осведомления общественности. На рассмотрение в Совет может представляться религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, иные информационные материалы.

Оценка материалов проводится по обращениям граждан, организаций, органов  власти, поручениям Министра, а также  по собственной инициативе…. Заключения Совета направляются заявителям, в Минюст России, а также публикуются на официальном сайте Министерства. При наличии в материалах признаков экстремизма заключение представляется в органы прокуратуры».16

Теперь рассмотрим, как в России осуществляется диалог между Церковью и государством, какие органы созданы для этого.

1. Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации является консультативным органом, который осуществляет предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

2. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

3. Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации. Комиссия не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным организациям.

4. Общественная палата: Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести

Федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, их должностные лица, иные государственные  и муниципальные служащие обязаны  оказывать содействие членам Общественной палаты в исполнении ими полномочий, установленных настоящим Федеральным  законом.

5. Соглашения различных конфессий с исполнительными органами власти на местах.

Отношения церковной и  светской власти регулируются рядом  нормативно-правовых актов, таких например, как Конституция РФ, Федеральный  закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Правовое положение церкви в современной России, помимо Конституции РФ, регулируется российским законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. Далее приведены некоторые его положения: 

  • Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
  • Ничто в<span class="No_0020Spacing__Char" style=" font-family: 'Times New Rom

Информация о работе Государство и церковь