Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных вопросов взаимоотношения церкви и государства как составных частей политической системы, а также анализ этих взаимодействий. В соответствии с этим мы можем поставить несколько задач:
1. Определить место государства и церкви в политической системе общества;
2. Рассмотреть особенности взаимовлияния государства и церкви;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества…………………..6
§1. Понятие и структура политической системы общества……………………............6
§2. Государство в политической системе общества: понятие, сущность, функции…………………………………………………………………………………...10
§3. Церковь, как социальное явление и общественный институт………………………………………………………………………...................15
Глава 2. Взаимодействие и взаимовлияние церкви и государства, аспекты взаимоотношений церковной и светской власти……………………………………….19
Глава 3. Положение церкви в России…………………………………………………....25
§1. Исторический аспект………………………………………………………………….25
§2. Правовое положение церкви в современной России……………………………….29
Заключение………………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая тгп.docx

— 96.79 Кб (Скачать файл)

Рабочее же название государству, которое является основным, дали немецкие философы. По их определению государство-это  особая организация политической власти экономически господствующего класса.

Государство — очень сложное  и многоаспектное социальное образование. Оно может быть рассмотрено как  государственное либо как социальное явление. В социальном смысле государство  выступает в качестве организации, создаваемой людьми, осуществляющей определенную деятельность в сфере  общественных отношений. Государство, как социальная организация, может быть рассмотрено в трех аспектах:

  1. Как порождение всего общества и его органическая часть;
  2. Как орудие определенного класса, слоя населения или клана (семьи);
  3. Как самостоятельная организация, наделенная определенными правами и обязанностями.

При исследовании государства, как организации, созданной обществом  и являющейся его частью, акцент делается на его способность решать общие задачи всего населения  и достижения общего блага. При этом государство рассматривается, как  организация, с помощью которой общество решает свои задачи. Государство является лишь способом самоорганизации общества и саморегулирования его процессов.

Понимание государства, как  орудия, определенного класса, слоя, населения или клана (семьи), сложилось  в период феодализма и начала капитализма, когда государственная власть принадлежала только монарху и его окружению, либо людям, обладающим капиталом и экономической властью в обществе. Такое государство являлось органом подавления и угнетения других классов и слоев общества. С этой точки зрения дает определение государству В.И.Ленин в своих трудах: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы».8

В последнее время все  больше ученых склоняется к пониманию государства, как самостоятельной социальной организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющегося основным регулятором жизни общества. Такое понимание, соответствует современным цивилизованным демократическим государствам, основные государственные органы которых формируются и действуют в соответствии с существующим законодательством, которое определяет рамки их полномочий, права и обязанности по отношению к гражданам. Т.е. государство - является социальной организацией, создаваемой обществом и предназначенной для регулирования возникающих в нем процессов.

В современных демократических  странах государство регулирует взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами на основе закона, моральных норм, учитывающих общие и конкретные интересы участников политических отношений. Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, государство тем самым оказывает влияние на весь ход общественной жизни страны. Так, например, закрепляя законодательно и проводя на практике равенство наций, религий, государство тем самым обеспечивает равенство и граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания.

В этом заключается сущность государства и его основные отличительные  черты от всех других социальных организаций, действующих в обществе. Наряду с этими сущностными чертами государство обладает и другими, свойственными только ему, признаками и функциями, т.е. мы рассмотрим особую роль государства в политической системе общества. Оно характеризуется:

1. Наличие публичной власти: аппарат принуждения и аппарат управления. Это органы законодательной и исполнительной власти, с помощью которых осуществляется управление.  А аппарат управления – органы, которые имеют силы и средства для принуждения исполнения государственной власти, такие как: армия, полиция, органы безопасности, система исправительных учреждений. Т.е. государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, а также только оно располагает аппаратом управления и подавления.

2. Территориальная организация населения. Государство объединяет население по территории и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Т.е. государство – ограниченная территория, на которой осуществляется государственная власть.

3. Государство устанавливает и взимает налоги с граждан, с юридических лиц. Взыскание налогов производится принудительно и безвозмездно. Данный признак свойственен только государству.

4. Государство - обладает суверенитетом, т. е. оно независимо в проведении внутренней и внешней политики, возможности принятия независимых, собственных решений. Государство решает все вопросы жизни страны, отнесенные к его компетенции, определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого. Государство – массовая организация, объединяющая все слои общества.

5. Важным признаком, характеризующим государство как специфическую социальную организацию, является его право издавать законы и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательное значение для населения.

6. Наличие национальной валюты национальной валюты. Государство самостоятельно устанавливает денежную систему, поддерживает ее стабильность и охраняет, т. е. не допускает выпуск фальшивых денег, а виновных в подделке денежных знаков привлекает к ответственности.

7. Каждое государство характеризуется своими символами, атрибутами: герб, гимн и флаг, а также столицу, которые являются его собственными отличительными чертами и отличают его от других государств.9

Природа государства и  его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, выделяют функции внутренние и внешние. Остановимся на этой классификации подробнее.

Внутренние функции –  это основные направления деятельности государства, по управлению внутренней жизнью общества.

Внутренние функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому признаку выделяют следующие  внутренние функции:

  1. Экономическую - это определение наиболее оптимального направления развития экономики страны.
  2. Социальную – она направлена на обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения страны.
  3. Функцию финансового контроля – это учет государством, доходов производителей.
  4. Правоохранительную – это обеспечение законности, в деятельности различных субъектов, пресечение правонарушений.
  5. Экологическую – это обеспечение охраны окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранных норм и др.

Внешние функции государства  – это основные направления его  деятельности на международной арене, так же к числу внешних функций  государства можно отнести:

  1. Сотрудничество с другими государствами - это деятельность государства, по установлению и поддержанию контактов на разных уровнях с другими государствами.
  2. Оборона страны, от нападения извне и пр.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы можем сказать, что государство — это особая организация публично-политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенный для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, которая действует в интересах господствующей группы, слоя, клана, либо большинства населения, обладает суверенитетом, издает законы, устанавливает и взимает налоги, имеет свою валюту, гражданство и символику. Государство является главным элементом политической системы общества и играет в ней основную роль. Таким образом, мы определили понятие и сущность государства, что в дальнейшем позволит нам рассмотреть его взаимодействие с таким социальным институтом политической системы общества, как церковь. Далее мы перейдем непосредственно к роли и месту церкви, как социального института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Церковь, как социальное явление и общественный институт

 

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты. Важным элементом общественной жизни  является церковь - один из социальных институтов, обладающих рядом характерных  признаков:

1.  Наличие профессионального  духовенства, которое формируется  по иерархической системе. 

2. Церковь выступает и  как юридическое лицо, владеющее  определенной собственностью, которая  составляет экономическую основу  ее существования. 

3. Наличие четко разработанной  догматики и детализированного культа.

Например, раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. Их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию и социальный институт совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к другим социальным образованиям, в том числе и к государству.

Деятельность церкви, как  социального института, реализуется, прежде всего, посредством осуществления ею своих функций. В функционировании религии и церкви важное значение имеют духовно-нравственные аспекты - религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила. Функциями Церкви являются:

  1. Регулятивная. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека в различных сферах и взаимоотношения с другими людьми.
  2. Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. Например, известный американский этнограф Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни.10
  3. Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, дает им определенные ориентиры.
  4. Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему идеалов и ценностей.
  5. Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мироотношение (оценку) и пр.

Церковь— тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного течения на основе общих догматической и культовой систем. Исходя из этого определения, мы можем сказать, что церковь является одним из институтов современного общества. Динамика влияния религии и церкви на жизнь общества характеризуется двумя основными процессами: сакрализация и секуляризация.

Сакрализация (от лат. Sacer –  священный) – это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения  людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс  становления человеческого общества, формирования его культуры.

Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis – церковный), которая  означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и  разработку соответствующего идеологического  обоснования, основными этапами  которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.

В каждом обществе и в каждой стране процесс сакрализации имел свои особенности. Например, в районах распространения ислама не было создано мощной религиозной организации типа церкви. Исламские государства пошли по пути формирования теократического государства. В таких странах произошло полное слияние духовного и светского начала.

Сакрализация же личной и общественной жизни на основе христианского вероучения в Западной Европе достигла своего наивысшего расцвета в эпоху Средневековья. В этот период не проводилось различия мирской и религиозной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление оценивалось с точки зрения догм религии. Выдающийся социолог П.А. Сорокин отмечает, что главным принципом средневековой культуры Запада, ее главной ценностью был Бог, что все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность. Он пишет: «Архитектура и скульптура Средних веков была "Библией в камне".11 Литература также была насквозь пронизана религией и христианской тематикой. Например, произведения таких известных деятелей, как: Аврелий Августин («О книге Бытия», «Исповедь», цикл трактатов и «О граде Божьем»); Боэций, также автор ряда богословских трудов («О Троице», «О седмицах», «О католической вере») и пр. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности - Бога. Этика и право основывались на заповедях христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической и базировалась на Боге и религии. Церковь имела право вмешиваться в дела царя и государства. Семья, как священный союз выражала все ту фундаментальную ценность. Считались законными браки, заключенные только в церкви. Мы видим, что церковь в эпоху Средневековья являлась важнейшим политическим и социальным институтом.

Информация о работе Государство и церковь