Церковь и еретики в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

На протяжении всей средневековой истории Европы церковь играла значительную роль в жизни общества. Без одобрения папы римского не короновался ни один европейский монарх. Несмотря на слабость политических образований этого времени, церковная принадлежность – христианство – была одним из главных объединительных факторов европейского средневекового общества. Именно в период Средневековья окончательно оформляется разделение всего христианского вероучения на две ветви – католическую и ортодоксальную (православие). Это происходит в ходе раскола 1054 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
1. Католическая церковь в средние века……………………………….
2. Ереси и еретики в средневековой Европе………..………………….
3. Гонения на еретиков: святая инквизиция и нищенствующие ордена……
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Церковь и еретики в Средневековой Европе.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

 

Гонения на еретиков: святая инквизиция и нищенствующие ордена

 

Распространение еретических учений заставляли как-то маневрировать католическую церковь, прибегать к действиям, направленным против еретиков. Первым побуждением официальной церкви был призыв к действиям самым решительным - безоговорочному уничтожению сект и еретических движений. На соборах предавались анафеме учения Арнольда Брешианского, Иоахима Флорского, Амори Венского, Петра Оливия. Осуждались и сжигались на кострах многие руководители сект и еретических движений. Сжигались не только ересиархи, но и рядовые еретики. Еретики постоянно подвергались преследованиям.

Однако формы, которые изобрела католическая церковь в борьбе с  еретиками, не сводились исключительно  к преследованиям, к соборным осуждениям и к кострам. Одной из существенных форм борьбы с ересью являлись Крестовые походы. В XIII века было несколько таких походов против альбигойцев в Южной Франции, в XIV века - против апостоликов.

Перечисленные механизмы борьбы с  ересью не могли ее искоренить, и  тогда церковь начинает лихорадочно  искать другие, более эффективные. Таким  механизмом явился институт инквизиции. В конце XII века возникает инквизиция как форма папского суда. В каждом епископате была введена должность папского инквизитора, который вел расследование по делам ереси и выносил приговор. В XIII веке инквизиция становится самостоятельной организацией с очень широкими полномочиями, которая подчинялась непосредственно папе. Затем наступило время, когда это подчинение стало носить чисто формальный характер. Инквизиция стала самостоятельной грозной организацией, которую боялись все - еретики и католики, крестьяне и горожане, дворяне и короли, светская и духовная власть. Боялись инквизицию и сами папы. Страх - это мощное оружие, и инквизиция умела им пользоваться.

Инквизиция вводит широкую систему  розыска, судебного расследования  по делам еретиков, не брезгуя такими методами, как доносы и шпионаж. Обвинив  кого-нибудь в ереси, инквизиторы  добивались признания всеми возможными способами - от запутанного ведения  следствия, казуистических богословских прений до самых жестоких пыток. Под пыткой даже невинный человек признавался в чем угодно, и ему выносился обычный приговор - autodafe - сожжение на костре. Особенно жестокой была испанская инквизиция. В XV веке в Испании была создана так называемая новая инквизиция во главе с главным инквизитором - доминиканцем Томасом Торквемадой, который обладал огромным влиянием. При нем широко развернулись преследования. В Испании пылали костры, на которых сжигались иноверцы. Инквизиция была отменена Наполеоном.

Но даже инквизиция не смогла вполне справиться со своей задачей, искоренить секты до конца так и не удавалось, и тогда церковь пошла по другому пути – по пути легализации некоторых сект (так была легализована умеренная группа вальденсов). Тем не менее, уничтожить ереси было невозможно, и они становились органической частью жизни Западной Европы. С этим католическая церковь смириться не могла, и она начинает новые поиски на путях борьбы с еретиками. Церковь обратила внимание на то, что у еретиков была развита проповедь. И не просто проповедь, а проповедь идеалов бедности. Церковь идет на создание нового типа монашества - так называемых нищенствующих орденов, которые должны были выступить с проповедью бедности и аскетизма.

Этот новый механизм борьбы с  ересями начал разрабатываться  папой Иннокентием III и его последователями. Нищенствующие ордена воплощали  новое воззрение на монашескую аскезу, которое отчасти восходило к  идеалу регулярных каноников. Первый нищенствующий  орден - орден францисканцев создан в Италии. Основателем его был  сын богатого купца из Ассизи - Франциск Ассизский (1181/2 – 1226). Он странствовал по Италии, питаясь милостыней, и его идеалом была «госпожа Бедность». Очень быстро Франциск обрастает последователями, которых называют миноритами, т.е. «меньшими братьями». От своих учеников Франциск Ассизский требовал отказа не только от богатства, но и от какого бы то ни было имущества, жизни милостынею, аскезы и послушания. Франциск Ассизский критиковал монашество, но при этом не отрицал монашества как института. Он только призывал монахов покинуть стены монастыря и начать жить так, как живет францисканский орден - милостыней, проповедью и послушанием в миру. После смерти Франциск был канонизирован католической церковью. К середине XIII века францисканский орден отошел от первоначальных идеалов и превратился в один из самых богатых монашеских орденов, и во главе его стоял уже не бедняк и бродяга, но генерал, назначенный папой1. Одной из основных задач ордена становится борьба с ересью. Орден быстро распространился по всей Европе, и в XIII веке в нем уже насчитывалось более тысячи богатейших монастырей некогда нищенствующего францисканского ордена. Кроме борьбы с еретиками, этот орден занимался подготовкой католических богословов, а также играл большую роль в политике и дипломатии папства.

Второй нищенствующий орден - орден  доминиканцев - возникает в XIII веке в Испании и получает название также по имени своего основателя - монаха Доминика (1170-1221) (в миру Доминик де Гусман). Этот орден сразу же, с момента своего основания подчиняется папе. Доминиканцы придавали большое значение искусству проповеди и схоластическим богословским спорам. Братья-проповедники (так называли доминиканцев) при поддержке папы очень скоро заняли богословские кафедры крупнейших университетов Европы. Из доминиканского ордена вышли крупные теологи, такие как Альберт Великий и Фома Аквинский. Доминиканцы играли огромную роль в политике папства, но главной их задачей была борьба с ересью. На их знамени была изображена собака с факелом в зубах, а самих себя они называли псами Господними, выгрызавшими ересь. Некоторые исследователи считают, что доминиканцы и были создателями, по приказу папы, инквизиции. Другие исследователи считают, что большинство инквизиторов были доминиканцами. Сорбонна, богословский факультет Парижского университета, возглавляемая доминиканцами, становится высшим судом в определении отклонения неортодоксальных учений от ортодоксальных. Доминиканцы и лично сам Доминик приняли непосредственное участие в подавлении движения альбигойцев.

Оба «нищенствующих» ордена широко занимались политикой и дипломатией, а также экспансией католицизма. Особенно преуспел на этом поприще орден доминиканцев. Вектор экспансии был направлен на Восток. В XIII веке, еще до татаро-монгольского нашествия, доминиканцы основывают под Киевом свой монастырь. Они проникают в Китай, Японию и другие восточные страны.

Однако ни преследования еретиков, ни инквизиция, ни нищенствующие ордена не привели к обновлению, реформированию католицизма и не смогли предотвратить  кризис папства в XIV-XV вв. Еретические  движения ХII-ХIII вв. способствовали ослаблению его авторитета. Во времена борьбы с еретиками происходит серьезное  событие, которое повлекло существенные изменения ситуации.

XIV век - время формирования и  создания централизованных государств. Если раньше короли находились  в духовно-политической зависимости  от главы Ватикана, то теперь, когда формировались национальные  государства, король пытался освободиться  от папской зависимости. Первым  такую независимость от папского  престола продемонстрировал король  Франции Филипп IV Красивый (1285 – 1314), который уничтожил во Франции орден тамплиеров. При Ватикане и при королях существовал постоянно действующий корпус юристов, который был чрезвычайно влиятелен. Один из юристов короля Филиппа, Ногарэ, в ходе конфликта между Филиппом и папой Бонифацием VIII нанес пощечину главе римско-католической церкви. Бонифаций VIII не перенес позора и вскоре скончался. После этого Филипп IV, чей авторитет в Европе стремительно возрастал, переносит резиденцию пап из Рима во Францию, в г. Авиньон. Так начинается 70-летнее «авиньонское пленение пап» (1309-1378). После переноса папской резиденции в Авиньон Филипп тут же назначает папу французского происхождения - Климента V. В этот период папы немало способствуют укреплению королевской власти и созданию единого централизованного государства во Франции.

В XIV веке резиденция пап была вновь перенесена в Рим, «авиньонское пленение» закончилось, начался 40-летний церковный раскол, получивший название «Великой схизмы». В конце XIV веке на папский престол имелось сразу три претендента, т.е. реально было три папы. К этому времени папство было вынуждено отказаться от своих теократических притязаний. Такая смена теолого-догматического, политического, дипломатического курса папства была связана, конечно, с формированием централизованных национальных государств Европы. В период раннего и в начальный период развитого феодализма, до формирования национальных государств, папство выступало в качестве интернационального центра Западной Европы. Со складыванием централизованных государств эта функция папства становится ненужной. Более того, короли начинают проводить политику явного ослабления зависимости своих государственных национальных церквей от папского престола. В XIV веке начинает теоретически оформляться идея сильной светской власти, независимой от папы, целой плеядой теоретиков - Марсилием Падуанским, Жаном Жанденом, Пьером Дюбуа, Уильямом Оккамом, Джоном Виклифом, Данте.

Для поднятия авторитета и преодоления «Великой схизмы» в 1414 г. в г. Констанце на северо-востоке Швейцарии был созван собор, который длился четыре года, пытаясь решить задачи реформирования Церкви, ликвидации схизмы и уничтожения ересей. Но решить их не удалось. Был низложен один из трех пап. Собор осудил учение Джона Виклифа и Яна Гуса, приговорив последнего к сожжению в 1415 г. вопреки охранной грамоте императора Сигизмунда. Схизма была ликвидирована только в 1449 г. на вселенском соборе в Лозанне, где папой был признан Николай V.

В XV в. папство сосредоточилось  на укреплении своего положения, власти в Риме и в патримонии св. Петра.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что период Средневековья  в истории церкви был ознаменован  борьбой с ересями и активным появлением нищенствующих орденов, проповедующих более строгий, чем  у монахов того времени, образ  жизни, а также занимавшихся активным миссионерством. Церковь, которая зачастую сама оказывалась вдали от принципов  ею же провозглашенных, боролась с помощью  инквизиции со всеми инакомыслящими.

 

Заключение

 

1


Информация о работе Церковь и еретики в Средневековой Европе