Церковь и еретики в Средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

На протяжении всей средневековой истории Европы церковь играла значительную роль в жизни общества. Без одобрения папы римского не короновался ни один европейский монарх. Несмотря на слабость политических образований этого времени, церковная принадлежность – христианство – была одним из главных объединительных факторов европейского средневекового общества. Именно в период Средневековья окончательно оформляется разделение всего христианского вероучения на две ветви – католическую и ортодоксальную (православие). Это происходит в ходе раскола 1054 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
1. Католическая церковь в средние века……………………………….
2. Ереси и еретики в средневековой Европе………..………………….
3. Гонения на еретиков: святая инквизиция и нищенствующие ордена……
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Церковь и еретики в Средневековой Европе.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ГОУ ВПО НИИ «Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет ??

 

Кафедра «??»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

 

 

Церковь и еретики в средневековой  Европе

 

 

 

 

 

 

 

    Написал: 

 

Проверил:

 

 

 

 

Челябинск

2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

1. Католическая церковь в средние века……………………………….

2. Ереси и еретики в средневековой Европе………..………………….

3. Гонения  на еретиков: святая инквизиция и нищенствующие ордена……

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………

 

Введение

 

На протяжении всей средневековой истории Европы церковь играла значительную роль в  жизни общества. Без одобрения  папы римского не короновался ни один европейский монарх. Несмотря на слабость политических образований этого  времени, церковная принадлежность – христианство – была одним  из главных объединительных факторов европейского средневекового общества.

Именно  в период Средневековья окончательно оформляется разделение всего христианского  вероучения на две ветви – католическую и ортодоксальную (православие). Это  происходит в ходе раскола 1054 года. Однако еще до XI века католическая церковь уже существует автономно и претендует на главенство в христианском мире. Но для удержания своих позиций в Европе католицизму приходится сталкиваться с большим количеством религиозных течений, которые затем будут названы еретическими. Причинами появления таких учений было в первую очередь то, что христианство на протяжении первого тысячелетия нашей эры активно развивалось, изменялось в результате Вселенских Соборов. В итоге уже с первых веков христианства появляются еретические учения, которые иначе, чем постановили Вселенские Соборы, толковали истинную веру. Так зародилась арианское течение христианства, которое на протяжении долгого времени было популярно в Европе. Вслед за этим течением возникали многие другие, что давало толчок унификации католицизма и способствовало гонениям на еретиков в течение как всего Средневековья, так и последующих столетий.

 

 

 

Католическая церковь в средние  века

 

В античном христианстве в церкви не существовало примата (от лат. primus — первый, главный) какого-либо одного епископа. В то время  церковь представляла собой, скорее всего, конфедерацию епископов. При  этом имели место попытки глав римской церкви навязать свою волю церквам других территорий империи, но они вызывали протест местного духовенства и, как правило, заканчивались безрезультатно.

Вторжение варваров и внутренние потрясения привели  к краху Западную Римскую империю, в которой с конца IV века единственной официальной религией являлось христианство. Впрочем, в основной своей массе и варвары-германцы были христианами, однако, с точки зрения официальной церкви, они были еретиками-арианами. Франки, принявшие христианство в его ортодоксальном виде, нередко использовали в качестве предлога для нападения на седей и развязывания войны против других варварских королевств обвинение тех в принадлежности к арианской ереси. Под натиском франков многие варварские народы вынуждены были отказываться от арианства и принимать веру грозных завоевателей.

В условиях изменений политической ситуации в  раннем Средневековье резко возросла роль влиятельных епископов, в том  числе Рима. При слабости или даже отсутствии государственной власти епископы нередко брали на себя функции  управления городской жизнью, самостоятельно вели дипломатические переговоры, к  их суду все чаще обращались люди. Так  римские епископы фактически стали хозяевами города.

Вместе  с тем римские папы стремились обрести и высшую власть в церкви. Для этого они умело использовали то обстоятельство, что именно Рим  считался апостольской столицей, ибо, по преданию, первым епископом этого  города был святой Петр, которого Иисус  Христос назначил главою апостолов. Римские папы значительно подняли  свой авторитет в церкви бескомпромиссной борьбой с ересями. Многочисленные миссионеры из римской церкви обратили в христианство множество язычников, и эти новообращенные христиане вместе со своим духовенством считали своим церковным главой папу римского. Главными конкурентами римской церкви в деле миссионерства в раннем Средневековье были монахи ирландско-шотландской церкви, которые активно обращали в христианство язычников не только на Британских островах, но и на Европейском континенте. Посланцы папы римского сумели убедить англо-саксонских королей в преимуществах своей церкви, и с помощью королевской власти ирландско-шотландская церковь была подчинена Риму.

Однако  решающим шагом в установлении примата римских пап в западном христианстве стало заключение ими союза с королями франков. В 75о г. Пипин Короткий по просьбе папы разбил угрожавших Риму лангобардов и подарил центральную часть Италии главе римской церкви. Так возникло папское государство. Вскоре после этого был составлен подложный эдикт императора Константина папе Сильвестру. Из этого документа следовало, что еще в начале IV века император Константин отдал в управление епископу Рима всю западную часть империи и провозгласил его духовным главою всех христиан Римской империи. Этот подложный документ, известный как «Константинов дар», римские папы использовали не только для обоснования своих претензий на первенство христианской церкви, но и для расширения своей светской власти.

Франки  покорили многие народы Западной Европы, создав огромную державу. Духовным главой христиан этой державы был папа римский. Авторитет папства еще более возрос, когда в 800 г. Карл Великий был коронован в Риме в качестве императора римским папой. С 962 г. германские короли также получали короны императоров Священной Римской империи из рук римских пап.

Римские папы предпринимали неоднократные  попытки подчинить себе христиан Византии, Болгарии, Древней Руси, Сербии, однако они были неудачными. В 1054 г. очередной конфликт между папой  и константинопольским патриархом привел к окончательному расколу церкви на католическую и православную. Фактически этот церковный раскол закрепил те процессы, которые начались с раскола единой Римской империи на Западную и Восточную. Разные исторические судьбы Западной Европы и Византии в Средневековье привели к разделению христианского мира на «мир католический» и «мир православный».

Установление  примата римских пап в западном христианстве означало не просто признание  папы властелином церкви. При этом были ликвидированы все различия местных церквей в вероучении, богослужениях, обрядах, даже в одежде и прическах священников. Все  это отныне соответствовало образцам римской церкви.

Католическая  церковь стала представлять собой  строго централизованную организацию  во главе с римским папой, который  руководил ею как полноправный монарх – Пап титуловали «наместниками Святого Петра» а с ХШ в" и «наместниками Христа».

Для управления церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат — курии с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам — высшим особам в католической церкви после папы. Именно коллегия кардиналов из своего состава избирала нового папу после смерти предыдущего. 
Далее в иерархии духовенства следовали архиепископы, епископы, пресвитеры, дьяконы. Архиепископы и епископы управляли диоцезами — церковными провинциями, на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры стояли во главе приходов — низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в различных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы. Архиепископы даже приносили присягу верности папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения легатов — папских посланников. 
Папство и католическая церковь в социально-политической жизни Европы. В средние века церковь в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. По подсчетам ряда исследователей, в раннем Средневековье в Западной Европе третья часть обрабатываемой земли была церковной и монастырской. Бурному росту церковного землевладения способствовало то обстоятельство, что оно имело ряд льгот, в том числе налоговых. Большое количество земледельцев, чтобы избавиться от непосильного для них налогового гнета, переходило в поземельную и личную зависимость от церкви и монастырей. Церковные и монастырские владения были такими же феодальными владениями, как и у светских феодалов.

Епископам и аббатам в Западной Европе принадлежало также немало городов. Поэтому нередко борьба горожан за самоуправление выливалась в борьбу против сеньоров из числа духовенства и монашества. 
Верхушка духовенства и аббатов постепенно втягивалась в феодальную иерархию с ее отношениям сюзеренитета — вассалитета. Так, со времен Карла Великого епископы и аббаты обязаны были по приказу короля поставлять в его войско своих рыцарей-вассалов. Вхождение церковного руководства в феодальную иерархию привело к такому явлению, как назначение епископов, аббатов светской властью (королями, герцогами, графами). Этот акт называли светской инвеститурой. Таким образом, в ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины часто называют «обмирщением церкви».

Часть духовенства  и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главными лозунгами движения были требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы. Наиболее четко эти требования сформулировал папа Григорий VII в своем «Диктате папы» (1075). Согласно заявлению Григория VII, власть папы выше любой светской власти, папа может даже свергать императоров, королей, а их подданных освобождать от присяги негодным императорам. Главное препятствие в выполнении своих требований лидеры церковной реформы видели в светской инвеституре. Отказ германского короля Генриха IV выполнить требование папы не назначать епископов и аббатов привел к острому конфликту короля с папой римским. В ходе конфликта отлученному от церкви королю пришлось вымаливать унизительное прощение у папы Григория VII в замке Каносса.

С конца X в. церковь предприняла попытки  хоть частично обуздать анархию и  произвол в раздробленной Европе, сопровождавшиеся междоусобными войнами  феодалов, уносившими тысячи жизней мирных людей и причинившими огромный материальный ущерб. Соборы духовенства в разных странах начали принимать постановления о «Божьем перемирии» и «Божьем мире». Первые из них запрещали феодалам воевать в церковные праздники, посты и определенные дни недели (по воскресеньям).

Постановления требовали от феодалов не убивать и 
наносить ущерба духовенству, крестьянам, купцам, женщинам и другим категориям мирного населения. Однако эффект от этого был невелик. 
Освобождающаяся от жесткой опеки светской власти католическая церковь была в раздробленной Западной Европе в период высокого Средневековья серьезным консолидирующим фактором, ибо одна вера, одна церковь объединяли западноевропейцев. И именно эта консолидирующая сила — церковь во главе с папством — сумела направить разрушительные силы западноевропейского общества за его пределы на иноверцев. Это было сделано путем организации крестовых походов.

Вершиной  политического могущества папства  стал XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских  пап (особенно Иннокентия III). В своей  борьбе с непокорными королями папы использовали различные средства, вплоть до таких, как отлучение королей  от церкви, интердикт (запрет совершения богослужений и обрядов на определенной территории) и даже крестовые походы. В XIII в. воля пап во многом определяла политические отношения в Европе.

Политическое  могущество папства было подорвано  созданием централизованных государств в Европе. Столкновение папы Бонифация VIII с сильной французской монархией  завершилось поражением папства  и почти 70-летним авиньонским «пленом» у французских королей. Последовавший  затем «великий раскол» (1378 — 1417), происходивший  во время Столетней войны и  едва не приведший к расколу католической церкви, еще раз показал, что папство  становится инструментом политических интриг могущественных централизованных государств. Упадок папства в позднем  Средневековье привел к созданию в ряде стран, например в Англии, Франции, фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось  не столько римским папам, сколько своим королям.

 

Ереси и еретики в средневековой Европе

 

В эпоху  средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей, как  правило, являлись странствующие проповедники, не принадлежавшие ни к одному из сословий. Зачастую это были т. н. "ваганты" – беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь  всегда носила антицерковный характер и, как правило, антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. Нередко отрицалась вообще любая  власть, в т. ч. светская, а в качестве идеала провозглашалось общество, основанное на всеобщем братстве и общности имущества. Еретические идеи порой заносились возвращавшимися с Востока пилигримами  или купцами, слышавшими множество  учений и мифов разных народов  и нередко становившимися последователями  причудливых и эклектичных верований. Средневековые секты иногда формировались  и вокруг неортодоксальных богословов, которых было весьма много, поскольку  тяга к богословским знаниям была велика и по всей Европе постоянно  проводились ученые диспуты. Впрочем  такое случалось нечасто. Такие  группы формировались исключительно  из студентов, кочевавших от одного преподавателя  к другому, поэтому эти секты  были весьма неустойчивыми и быстро распадались.

Информация о работе Церковь и еретики в Средневековой Европе