Боги и богини Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:17, реферат

Описание работы

Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6-4 тысячелетию до нашей эры. С тех пор она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу. Ярким примером этого может служить распространение культа богини города Саис Нейт в 7-6 веках до нашей эры одновременно с воцарением Саисской династии.

Файлы: 1 файл

Боги и богини Древнего Египта.docx

— 44.47 Кб (Скачать файл)

Боги и богини Древнего Египта

Введение

Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю  существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6-4 тысячелетию до нашей эры. С тех  пор она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания  их во всём Египте. Это имело отношение  к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь  покланялась некоему мифологическому  персонажу. Ярким примером этого  может служить распространение  культа богини города Саис Нейт в 7-6 веках до нашей эры одновременно с воцарением Саисской династии.

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная  религия Египта признавала фараона  сыном солнечного бога Ра и таким  образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью  которых находилось все: от явлений  природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали  наибольшее значение богам, связанным  с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом[1] .

Ра должен был принести бессмертие всему государству через  фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним  народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало  под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело  значение для успехов сельского  хозяйства в районе Нила.

Таким образом, поскольку  фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства  были обеспечены. Кроме того, Ра был  оплотом нравственного порядка  всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

 

Развитие религиозных  представлений древних египтян

1.1 Религиозные верования  в Древнем Египте.

Религия древних египтян  зародилась в первобытно-родовых  общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологических  систем восточной деспотии. Для неё  характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории  Древнего Египта: фетишизма (например, поклонение камню бен-бен, связанное  позднее с культом бога Ра), обожествления  растений (например, священной сикоморы богини Хатор) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст – в виде кошки, бога мудрости Тота – в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д.

Многочисленные божества, почитавшиеся в различных местностях, олицетворяли различные природные  силы и общественные явления. Небо представлялось женщиной или коровой, земля и  воздух - мужскими божествами. Ибисоголовый Тот был покровителем письменности и колдовства, а богиня Маат олицетворяла миропорядок. Явления природы воспринимались как отношения различных божеств[2] .

Некоторые боги в древности  почитались египтянами в виде животных или птиц[3] . Сокола Хора еще с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования государства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. В то же время соколы, объекты поклонения в различных местностях, сливались с возникавшими тут местными культами солнечных божеств.

На более позднем этапе  наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми[4] . Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот – в виде человека с головой ибиса, и т. д.

Убийство священного животного  наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход  от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

Итак, религия в Древнем  Египте была одна, но ее формы разнообразны. Культы местных божеств, зародившиеся в доисторической древности в  форме тотемизма, оказались в  Египте необычайно живучими и исчезли  лишь с исчезновением египетской религии. Местные культы претерпевали, разумеется, существенные изменения  – менялись их содержание и форма, но самый факт их существования на протяжении тысячелетий – одна из основных особенностей египетского  религиозного развития. Для жителя данной местности, во всяком случае для подавляющей массы жителей, местный бог был всем. Так было не только в незапамятные времена и на заре истории, но и в греко-римское время.

На протяжении тысячелетий  египтяне жили в отдельных, мало связанных  друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних  и тех же сил природы с разными  именами. Так, богом земли в одних  номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Гераклеополе – он помощник бога Амона – Ра.

Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень  удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание  богов в образе человека[5] . Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности. В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии. Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.

Большую услугу в понимании  египетских мифов оказывают изображения  богов на рельефах в гробницах  и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся  изображения богов – это окаменевшие  мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько  универсален, что не нуждается в  специальном переводе. Боги представлены в своем животно-человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели  этих произведений, таким образом, донесли  своеобразие духовной жизни древних  египтян.

1.2 Господство богов Египта.

Египетская религия начиналась с обожествления природных стихий, животных и растений, окружавших каждый ном, и возникновения множества  маленьких номовых пантеонов весьма аморфной структуры. Затем, по мере формирования единого государства, происходила «социализация» богов, они наделялись новыми для себя властными полномочиями в социуме, и одновременно маленькие пантеоны образовали один большой пантеон, впрочем, не менее аморфный.

«Быт» богов также напоминает картину, знакомую нам по Древней  Месопотамии. Божество жило в храме, являющемся его домом («дом» и  «храм» обозначались одним иероглифом), и обслуживалось жрецами, функции  которых заключались в удовлетворении его вполне «человеческих» (или «животных») потребностей, а также в контроле за сохранностью и приумножением его имущества. Местом непосредственного обитания бога считался наос, особое каменное сооружение внутри храма, в котором располагалось его изваяние, скрытое за запечатанными деревянными дверями. Три раза в день священные двери раскрывались и божество «кормили», сопровождая эту процедуру предварительным умащением идола и сменой его одеяний[6] .

Обычно бог «вел» скрытный «образ жизни» и никуда «не выходил» из наоса, простые люди были лишены возможности лицезреть его, но в египетском календаре существовало множество праздников, во время которых привычный распорядок нарушался и идол покидал место своего обитания. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. В дни процессий божество путешествовало, посещая различные «святые места» за пределами родного храма, во время мистерий разыгрывались сцены из жизни божества, также имеющие сакральное значение. Наряду с отмеченным сходством, пантеон египетских богов обладал и ярко выраженными особенностями, резко отличающими его от пантеона богов «царства Шумера и Аккада».

Египетское государство  отождествлялось с личностью  царя, скрывающей в своей тени все  конкретные детали социального механизма. Поэтому «социализация» египетских богов свелась к наделению  наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего  в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или родственников. В египетской культуре отсутствуют тексты, аналогичные  «Энума Элиш», где глава пантеона является лишь «первым среди равных» и для получения определенных полномочий должен добиваться решения «совета богов», здесь верховный бог сосредоточивает в своих руках всю полноту власти и никому не подотчетен. Похожая ситуация воспроизводится и на уровне отдельных номов. Ядро номового пантеона составляет семейство богов, обычно представленное богом-демиургом, его женой и сыном (например, в Фивах это были Амон, богиня неба Мут и бог Луны Хонсу; в Мемфисе – Птах, богиня войны Сехмет и бог растительности Нефертум). Каждый демиург творит свой мир и абсолютно не стремится «вступать в долю» с другими богами. Отсюда возникает и упомянутая «аморфность» египетского пантеона[7] .

В отличие от Древней Месопотамии, где все боги образуют единое сакральное пространство, в котором каждый наделяется определенными функциями, т.е. становятся «героями одного романа», в Древнем  Египте такого «романа» не возникает, точнее, этот роман распадается на несколько не связанных друг с  другом фрагментов. Единственной силой, придающей египетской мифологии  видимость единства, является верховный  бог, подобный фараону, связывающему множество  номов в единое целое. Отметим  в дополнение к этому, что, начиная  со Среднего царства, в описаниях  бога-творца и фараона наблюдается  явный параллелизм: оба они представляются, во-первых, великими завоевателями, наводящими ужас на врагов, во-вторых, властителями мира, и, в-третьих, разумными правителями, заботящимися о подвластном им населении.

Обратим внимание на еще  одну важную особенность египетской мифологии. В Древнем Египте практически  отсутствует характерное для  традициональных культур и многих культур древности представление о верхнем мире, воспроизводящем по своей структуре земной, но населенном богами. Египетские боги, за редким исключением, обитают на земле или в царстве мертвых – «естественном» продолжении земного царства. Долина Нила является сакральным центром, объединяющим богов и людей. Уже упомянутые Амон-Ра, Осирис, Гор оказываются не властителями какого-то особого небесного мира, не связанного с земным, а первыми правителями Египта, и последующее благоденствие Египта во многом определяется их заботливым и мудрым правлением[8] .

Итак, религиозная реформа  Эхнатона, в результате которой бог  Атон был провозглашен единственным истинным правителем Египта, а сам фараон – его сыном, стала логическим завершением описанной традиции. Здесь представление о фараоне как единственном боге и о единственном боге как царе Египта получило свое наиболее законченное воплощение.

 

Древнейшие божества Египта

2.1 Великие боги Египта.

Амон (букв, «сокрытый», «потаенный») – бог-покровитель Фив, бог-творец, возглавлявший фиванскую триаду, которую вместе с ним составляли его жена – богиня неба Мут и сын – бог Луны Хонсу. С началом XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амоном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах.

Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма, и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.

Анубис – бог-защитник и покровитель умерших; его зооморфное воплощение – распластавшийся на брюхе шакал черного цвета  или собака, а также человек  с головой шакала или собаки. В  эпоху Древнего царства («Тексты  пирамид») Анубис почитался как главный  бог царства мертвых, однако в  период Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а  сам стал богом из окружения Осириса. В царстве мертвых Анубис вводит душу умершего в Зал Двух Истин, где происходит суд над ней, взвешивает его сердце на весах. Анубис играет важную роль при осуществлении погребального ритуала, в процессах бальзамирования и мумифицирования. Культовый центр – г. Кинополь.

Информация о работе Боги и богини Древнего Египта