Боги, цари, герои, мифы Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует Перуну, бог огня именуется Агни (ср. рус. «огонь»), бог ветра — Ваю (ср. рус. «веять») . Особую близость обнаруживают веды с религией и культурой древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев. И в Индии, и в Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных церемоний пили сому — священный напиток, обладавший, видимо, наркотическим действием.

Содержание работы

1.Введения ……………………………………………………………3
2.Религия Древней Индии ……………………………………3
3. Ведизм, джайнизм, индуизм – основы духовной культуры индийского ареала ………………………………………………5
4.Боги и герои Древней Индии ……………………….…..9
5.Ритуалы ……………………………………………………………13
Мифы Древней Индии ……………………………………….15
Цари Древней Индии ………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………….28
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

    Сурья явился в первые дни творения.

Из пальца своей правой ноги произвел первобог Брахма светлого сына Дакшу, а тот в числе многих дочерей  своих первой породил прекрасную Адити. Она затем дала жизнь и  Сурье и его брату Вишну, во всем ему помогавшему.

           Прекрасен был Сурья, подобно своей матери, но одиноко ходил он по небу – никто не желал разделить с ним ложе, опасаясь палящего его жара. По прошествии времени один из отцов добродетельных дочерей решил, что надо умерить этот жар. Это был бог, именуемый “Вседелатель”. Не существовало во вселенной тех веществ, которыми не мог бы он овладеть, пересоздать их или сотворить нечто еще не бывшее. Он смело отделил от тела Сурьи частицу его раскаленности, подрезав его лучи. А затем без опасений отдал ему в жены свою дочь.

     Из обрезков же лучей, упавших вниз, он сделал оружие для богов – мечи, стрелы, трезубец для Рудры и сверкающий острейший диск для Вишну.

    Счастливый в браке Сурья породил дочь. Она носила имя Тапати – “Теплота”. Своей неземной красотой Тапати восхищала всех. Безукоризненным было сочетание членов ее тела и несравненна добродетель. Когда наступила пора ее зрелости, Сурья, озабоченный поисками подходящего ей мужа, остановил свой выбор на одном земном царе, прославившемся блеском своих подвигов. От ее брака с этим царем произошел на земле род благороднейших правителей, именуемый Солнечным. Сто пятьдесят поколений этого благородного рода безупречно правили царством, озаряемые с небес сияньем своего предка Сурьи.

         Рано утром восход Сурьи возвещают два его сына-близнеца – светлые Ашвины. Их любят все жители земли и радостно славят, принося им жертвы в ожидании рассвета, восхищаясь блеском этих утренних созвездий:

 

“А правда же, о Ашвины,

Вас называют утешителями…

К нам летите, о два прозорливца,

На птицах-конях, как два сокола…

Рано утром приносите жертву,

Торопите Ашвинов…

Привезите вы двое нам богатство

И все дары, приносящие счастье”.

 

         Но не только мать Ашвинов была супругой Сурьи. Любимой спутницей его жизни стала и Ушас, богиня зари с розовой грудью и светлыми пальцами. Он дарил свою страсть и небесным девам и даже земным красавицам.

         Так, одна из них, царевна Кунти, узнала однажды от мудрейшего отшельника тайное заклинание, которым можно призвать к себе любого бога. И вот по ее призыву к ней приблизился Сурья и овладел этой чистой девственницей, вернув ей в виде своего дара нетронутость, но лишь после того, как она даст жизнь его сыну. В должное время она родила преславного Карну, который появился на свет в золотом панцире, приросшем к его телу, и с золотыми серьгами в ушах. Он стал в жизни своей превосходным воителем и непобедимым храбрецом. Не знал он имени своего отца, так как скрыла царевна свой проступок, но всей душой он безотчетно любил солнце, и каждый вечер долго шел за ним, провожая взглядом великое светило, уходящее на закат.

        Великосветлый Сурья проносится по небу на золотой колеснице, влекомой семью красными конями. Но Сурья же и сам колесо солнца, катящееся над землей. Злобный змей-дракон Вритра захватил в те времена это сияющее колесо и надолго скрыл его в глубочайшем мраке.

        Каким бы его ни видели люди, всегда и для всех светил и будет светить Сурья желанный, Сурья любимый, Сурья прославляемый,

Взошел яркий лик богов…

Он наполнил собой небо и землю, воздушное пространство.

Сурья – дыхание жизни…

Сегодня, о боги, на восходе солнца

Переправьте нас через узость, через  бесчестье.

        Свет Сурьи разгоняет ночные страхи, отражает нападенья демонов на богов и на людей. Его всегда страшатся злые, и всегда славят и будут славить праведные.

        Агни-вместилище жара.

       Владыками земли стали изначально три великих бога – Сурья, Индра и Агни. Саму сущность огня представляет собою Агни – в небесах он является жаром солнца, меж небом и землей вспыхивает он молнией, а на земле горит кострами и пожарами.

        Семь языков Агни – это и семь лучей Сурьи и семь его алых коней, это свет и жизнь. И немыслима жизнь без жаркой силы Агни. Он – это и рождение и смерть. По мощи своей он равен Индре, и он также теплоносен, как Сурья. Подобно Сурье пересекает он вселенную по своей воле и подобно ему скрывается во мраке океана и вновь рождается как дитя вод. Сурья насыщается его теплом и дарит ему свой свет. А Индра насыщает посылаемые на землю грозовые молнии той силой, которую отделяет от себя Агни. Пылкая его сила ограждает человека от многих угроз и способствует излечению болезней, обогревает жилье и дает жар для приготовления пищи. И великое дело издревле совершает Агни, сжигая на кострах плоть жертвенных животных, вознося богам их пищу, приносимую смертными. Поэтому назван он устами богов и их кормильцем. И сам он слизывает своими многими языками жир, растопляемый на жертвенном костре, и кровь, изливаемую плотью. За это носит он и имя Кравьяд – Кровеядущий.

         Плоть людей, расставшихся с жизнью, превращает бог Агни в дым погребальных костров, и называют его за это Носитель знамени из дыма. С этим его дымом возносятся души усопших в небо, в ту обитель, где пребывают питри – души предков. Из этой дальней сферы видят питри все дела земные, ожидая исполнения потомками искупительных молитв и принесения жертв.

         Люди воспевают этого владыку огня, ощущая как сердца их наполняются восхищением и страхом. Страхом перед необоримой силой Агни. Глядя в пылающее пламя, видят они множество его ярких и жадных языков, то считая, что их семь, а то прозревая лишь три, а иногда и два.

      Чаще всего предстает Агни перед ними трехглавым, имеющим три жарких рта и держащим в горячих своих руках три повода, которые направляют бег коней Сурьи в небе. Видится он иногда и двуглавым, несущим знамя дыма. И поют люди гимны Агни, богу юному, нестареющему, вечному.

         От самой глубокой и глубочайшей древности, с того мига, как люди укрепились на земной тверди, стали они восхвалять Агни – опору жизни, защитника и карателя, яркого, как солнце, и отмеченного дивным сиянием. Непрестанно славят они его, любуясь его чистым сверканием и боясь его гнева, мощь которого неодолима.

 

       Агни не знает препятствий во вселенной и всегда находит для себя жертву. Любимой своей пищей полагает он тело ягненка или зрелого барана, неотделимое от жертвенного костра. Желая добра этому богу, люди даже в изображениях Агни придают ему это животное, располагая его у ног бога, как бы даря ему эту плоть, что быстро насыщает.

      И молятся ему, всегда скрытому в быстром потоке жизней, но всегда готовому вырваться из укрытия. Молятся, призывая его запылать лишь по воле и желанию человека. И наделяют его множеством имен, отражающих все его великие качества, все его проявления в трех мирах, все его облики. Молятся, стараясь молитвой снискать его помощь и направить его гнев против своих врагов.

          В каждой мельчайшей частице всего сущего скрыта сила Агни – в тучах и водах, в животных и растениях, в живущих и умирающих, во всем свободном и во всем плененном.

          Слава вечномогучим богам. Слава Сурье, слава Индре и слава Агни, непрестанно живущему.

 

                              Возникновение времени.

        Не было времени до начала творения, как не было верха и низа, как не было того, что существует, и того, что не существует. Только первобог Брахма мог мыслью своей охватить всё, что будет. Зная, что на земле зародится жизнь, а с нею появятся и люди, всесильный творец прозрел величины и отмерил ими и малое, и великое, и величайшее. Этими величинами предстояло людям измерять время.

        Двум женщинам назначил он неустанно заниматься прядением – одна будет всегда, во всех грядущих веках, выпрядать белые нити, а другая – черные. Ведь сын и дочь Брахмы, созданные им из пальцев его правой и левой ноги, породили свет и тьму, а значит наступят в мире дни и ночи для всех существ, что зародятся на земле.

        И начало катиться колесо с двенадцатью спицами – перед взором бога явились грядущие месяцы года, а в году должны будут неизменно чередоваться три сотни и еще шестьдесят белых дней и черных ночей. Подобно тому, как триста шестьдесят коров рождают одного теленка, так будет рождаться один год. И это будет год людей.

      И не износится вовеки это колесо Времени, обладая бесконечной окружностью. Этому колесу привержены и боги, ибо в нем – амрита. Безостановочен его ход, и бессмертны боги.

        Безмерное время будет состоять из мельчайших частиц, из мгновений – кшан. Но в него войдут и величайшие – кальпы. И это будут дни Брахмы. Каждый его день – это одна кальпа. Только один его день.

 

          А люди земли будут всегда проходить и проходить долгий-долгий путь во Времени, отмеряемый годами. Им не дано охватить взглядом своим весь этот путь их жизней, его могут прозреть лишь мудрейшие из них. И назовут они этот путь Великой югой – Махаюгой.

         В каждой из земных Махаюг придется людям прожить четыре человеческие юги, ибо из четырех юг состоит Махаюга. О каждой из юг будут узнавать люди по делам своим и по плодам этих дел. И дела их и плоды дел станут являть им правоту и неправоту, верность и неверность их путей. Неправота и неверность приведут их к тому, что наступившая кара неизбежно прекратит их бытие. И завершится их век, их Махаюга. А будет она состоять всего из двенадцати тысяч человеческих лет, лет людей.

        Но иной будет мера Времени для богов. В каждый их год войдут триста шестьдесят лет людей. И Махаюга богов станет длиться четыре миллиона и триста двадцать тысяч лет.

         Для Брахмы же один день, всего один день, составят двести тысяч таких Махаюг. И это будет день Брахмы, один единственный его день. И составят его восемь миллиардов и шестьсот миллионов лет богов.

          Познав мысли великого первотворца, боги проникли взглядом в будущую жизнь людей. Тех, кому предстоит жить в пределах четырех своих юг. Тех людей, кто должен будет почитать их, богов, и приносить им жертвы для снискания их милости и поддержки.

         В первой из юг, в Критаюге, познают люди счастье. Будут они чисты, как доверчивые младенцы, не ведающие зла и не творящие дурных дел. И природа будет щедро одаривать их сладчайшими дарами, не требуя от них ни труда, ни усилий. Это будет золотым их веком, и продлится он четыре тысячи и восемьсот человеческих лет. И на всем течении Критаюги будет царить справедливость. В сердцах людей не родится ни злоба, ни алчность, ни зависть, и для всех живущих утвердится один закон – закон добра и правды.

        Когда наступит вторая юга – Третаюга, люди начнут приносить богам жертвы, они станут молить о помощи в борьбе против зарождающейся несправедливости. Они впервые ощутят, что боги должны вознаграждать их, одаривая их милостью своей за их молитвы и совершение ритуалов. Люди увидят, что утрачивается их вера в незыблемость законов правды. И длиться будет эта юга три тысячи и шестьсот человеческих лет.

         Затем начнется Двапараюга. В жизни людей наполовину угаснет справедливость, вытесняемая нарождающейся неправдой. В душах останется лишь небольшая доля прежней веры. Каждый будет думать, что он один знает правильный путь, и лишь его одного услышат боги. Споры и озлобление начнут овладевать сердцами смертных, и это станет порождать утомление духа и болезни тела. Эта юга придет к своему концу через две тысячи и четыреста лет.

 

       И тогда вступит человечество в последнюю и гибельную югу – Калиюгу. За все отступления от правды, за безверие, пороки и зло поразят людей тяжкие беды и страшные болезни. Ненависть будет править миром, и низкие будут повелевать теми, кто в душах своих попытается сберечь отблески былой веры в добро. Это царство жестокости и несправедливости займет одну тысячу и двести человеческих лет.

   Так Махаюгу людей составят двенадцать тысяч лет.

    Так будущность людей была увидена великой мыслью Брахмы. Так возникло Время для людей и богов, смертных людей и бессмертных богов.

 

 

Цари  Древней Индии.

Царь  Ашока.

    Ашока правил империей (к 264 г до н. э.) от Афганистан до Мадраса. Ашока, древнеиндийский царь [правил в 268—232 до н. э.] из династии Маурья. При жизни своего отца Биндусары был правителем наиболее важных наместничеств с центрами в Удджайне и Таксиле. Захватил трон отца после междоусобной борьбы.   

        При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Атаке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялась его заслуга в распространении буддизма. Эти буддийские сказания имели хождение во многих странах Азии.

         Благодаря многочисленным эдиктам царя Ашоки мы имеем важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев. В эдиктах маурийский царь называется Пиядаси Деванампия, т. е. «царь Пиядаси, милый богам». Лишь в двух эдиктах царь выступает под именем Ашоки. Некоторые более поздние источники говорят о том, что Пиядаси было собственным именем сына Биндусары до захвата им (Престола, а став царем, он величался и как Ашока (дословно — «лишенный печали»).

        Показательно, что в греческих надписях, эдиктах, найденных в Кандагаре, маурийский царь выступает под именем Пиядаси.

      Цейлонские хроники рассказывают, что Пиядаси, будучи еще царевичем, был направлен в качестве правителя отцом — царем Биндусарой в Западную Индию. Согласно же североиндийским источникам царевич находился в Северо-Западной Индии, в Таксиле, куда Биндусара послал его для подавления восстания местных жителей против царских чиновников. Источники повествуют об упорной борьбе Пиядаси с братьями за власть. Цейлонские хроники сообщают, что соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.

     Целью данного реферата было изучение основных положений внутренней и внешней политики Ашоки в древней Индии.

Информация о работе Боги, цари, герои, мифы Древней Индии