Боги, цари, герои, мифы Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует Перуну, бог огня именуется Агни (ср. рус. «огонь»), бог ветра — Ваю (ср. рус. «веять») . Особую близость обнаруживают веды с религией и культурой древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев. И в Индии, и в Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных церемоний пили сому — священный напиток, обладавший, видимо, наркотическим действием.

Содержание работы

1.Введения ……………………………………………………………3
2.Религия Древней Индии ……………………………………3
3. Ведизм, джайнизм, индуизм – основы духовной культуры индийского ареала ………………………………………………5
4.Боги и герои Древней Индии ……………………….…..9
5.Ритуалы ……………………………………………………………13
Мифы Древней Индии ……………………………………….15
Цари Древней Индии ………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………….28
Список литературы………

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.docx

— 64.83 Кб (Скачать файл)

    Ведийская мифология,  как она отражена в древнейших  текстах, предполагает свободную  композицию мифов на основе  всей совокупности мифопоэтических  знаний (veda); каждый сюжет, мотив,  атрибут мифологичен в принципе  и не требует для своего  объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.

Индуистская мифология берёт начало (с I тыс. н. э) в индо-арийской ведической культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и  другие религиозные представления. Слово “индуизм” определяет в  научной литературе и публицистике наиболее древние традиционные формы  религиозной системы индийцев в  отличие от других этических и  религиозных учений – буддизма, джайнизма и ислама. Оно возникло не в среде коренных жителей Индии, а в среде тех военачальников и правителей соседних стран, которые  исповедовали ислам, и, начиная с X века, приводили на земли Индии свои захватнические армии. Первой областью, где стало распространяться их влияние, были северо-западные земли этой страны. От названия главной водной артерии  этих земель – реки Синдху-Хинд-Инд  и произошли слова Индия и  хинду (индуизм). Сами индийцы именуют  свою страну Бхарат, а индуизм определяют как дхарму, или сантана-дхарму, т.е. религиозный закон. Дхарма охватывает собою всю сложную систему  религиозных, этических и социально-правовых установлений, которые постепенно складывались в среде населения страны за последние 5 тысяч лет.

Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия  нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается  строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого  высшего божества.

Брахма.

Брахма считался создателем и управителем  мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны1.

 

Согласно Пуранам2, Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым  из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа — «рождённый из пупа». Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну  вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический  зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились  и превратились во Вселенную. Так  как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»). Также говорится, что  Брахма является сыном Верховного Существа Брахмана, и женской энергии, известной  как Пракрити или Майя.

 

Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями  человечества. В «Ману-смрити» они  перечисляются по именам: 

 

Маричи, Атри,Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета или Дакша, Бхригу и Нарада. Также говорится, что Брахма сотворил семь великих  мудрецов Саптариши, которые оказали  ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены  из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра, или  «сыновьями, рождёнными из ума».

 

     В ведических и  пуранических текстах описывается,  что Брахма только иногда вмешивается  в дела других девов, и ещё  реже в дела людей. Согласно  «Брахма-пуране» и другим Пуранам,  в индуистской космологии Брахма  рассматривается как творец Вселенной,  но не как Бог. Напротив, считается  что он был сотворён Богом  (в его личностном аспекте Бхагавана,  или в безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность  жизни Брахмы составляет 100 «лет  Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того  как жизнь Брахмы подходит  к концу, наступает перерыв,  также продолжающийся 100 лет. После  этого другой Брахма-творец заново  начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.

        Ва́рна1 (санскр. वर्ण, varṇ IAST, «качество, цвет, категория») — относится делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия: брахманы — жрецы, учёные, подвижники; кшатрии — воины, правители; вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры — слуги, наёмные рабочие.

       Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи(топленое масло)  на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн1. В другой из своих рук он держит камандалу — сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала, которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда — цветок лотоса.

 

 

Я́́джна, я́джня или я́гья1 (санскр. यज्ञ yajña IAST) — обряд жертвоприношения в индуизме,[1] который взял своё начало в религиозных практиках ведической религии. Яджна обычно совершается для удовлетворения девов или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом яджны является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые через посредство Агни уходят к девам.

Средством передвижения, или ваханой Брахмы, является божественный лебедь. Лебедь пользуется уважением в индийской культуре из-за его особого качества, называемого нира-кшира-вивека, или способности отделять молоко из смеси молока и воды. Лебедь олицетворяет то, что все живые существа во Вселенной заслуживают справедливости, в каком бы положении они не оказались. Также, эта способность лебедя указывает на то, что индивид должен быть способен отделять хорошее от плохого, принимая то что имеет духовную ценность и отвергая то, что её не имеет.

Вишну.

Вишну (санскр. «вездесущий», «предвечный») - один из высших богов индуистской мифологии. Вишну хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой.

     Вишну обычно  изображают многоруким темнокожим  божеством, восседающим на троне  в свободной позе.

     Его атрибуты  — палица, чакра (индийское метательное  оружие), раковина и лук. Вишну  одет в желтые шелковые одежды  и увенчан диадемой, на шее  его благоуханные гирлянды, а  на руках — браслеты.

Лакшми, супруга Вишну, почитается индусами как богиня изобилия и процветания.

     В одном из  вариантов мифа о потопе, мудрец  Маркандея, спасённый Вишну, проникает  в чрево божества и видит  там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов. Таким образом,  мир предстаёт как форма существования  Вишну. Согласно другому варианту  мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающей по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Вишну олицетворяет энергию, благоустраивающую космос.

     В отличие  от Шивы, действующего в мире  индуистской мифологии преимущественно  собственной персоной, живущего  в кругу своей «семьи», окруженного  своей «свитой» и лишь в  редких случаях снисходящего  до инкарнаций, Вишну пронизывает  космос своими постоянно «распространяющимися»  аватарами. 

     Основными были  признаны 10 (Рыба, Черепаха, Вепрь, Карлик, Человеколев, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, Калкин), но в Средневековье  их нормативное число достигло 22 и, поскольку в Бхагавадгите  была дана установка на то, что их количество в принципе  может быть безграничным, это позволило вишнуитам постепенно расширять «проявления» своего божества за счет включения в них риши1, чужих богов, демонов, основателей философских течений и даже значительных фигур неиндуистских религий, в чем нельзя не усмотреть инклузивистскую стратегию «мирного завоения» чужих культов и религиозных ценностей.

      Вишну имеет  много различных имён, связанных  или с его свойствами, или с  мифическими подвигами его самого  и его аватар.

      Наиболее  важные имена Вишну: Хари («рыжевато-коричневый»,  но толкуется как «избавитель»), Говинда («пастух»), Кешава («благоволосый»), Мадхусудана («убийца демона Мадху»), Мурари («враг демона Муры») Пурушоттама  («лучший из людей» или «высший  дух»)

Шива.

Шива (санскр. शिव, «благой», «милостивый»)- олицетворение разрушительного начала вселенной и трансформации (созидательное разрушение).Согласно Шива-пуране, является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Является одной из древнейших божественных сущностей человечества; сохранились упоминания о нём в доарийской (дравидийской) мифологии. Традиция поклонения Шиве называется шайвизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадев. Центральная Мантра Шивы

 «oṃ namah śivāya», впервые в  Ведах встречается в гимне  Яджурведы «Шатарудрия» или «Гимн  ста Рудрам». Также Шива является  основателем Йоги.

 

       Сати — дочь Дакши и жена Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма. После того, как Дакша оскорбил Шиву, отказавшись пригласить его на великое жертвоприношение (йаджну), она отреклась от отца, испепелив свое тело йогическим пламенем (по другой версии мифа, взошла на жертвенный огонь яджны Дакши). Позднее родилась в семье Химавата (олицетворение гималайского горного массива) под именем Парвати (букв. «горянка», «дочь гор») и великими аскезами снова завоевала любовь Шивы. Сыновья Шивы и Парвати — бог войны Сканда и бог мудрости Ганеша. Изображение всей семьи вместе называется Шива Паривар — обычно изображаются четырехрукими, с основными атрибутами и ваханами; тройственность Шива-Парвати-Ганеша может символизировать в индийской народной вере идеальный тип божественной семьи. Также есть несколько упоминаний в упа-пуранах о дочери Шивы — Манаси. Гангу (сестру Парвати) также иногда называют супругой Шивы. В ведийских гимнах Амбика — сестра Рудры (Шивы), но впоследствии произошло ее отождествление с Парвати, супругой Шивы.

Светлоликие и темноликие боги.

Сотворение мира.

            Некогда мир был окутан мраком без блеска и сета. И всюду простиралась только вода без пределов. Океан владел землей, и лежала она на дне его, в глубинах глубин. Он обладал необоримыми силами, был грозен и скрывал в себе огонь и свет и множество даров для грядущих жизней.

        И возникло в пространстве Золотое Яйцо.

         В сокровенной его сердцевине таился Зародыш. Его силы возрастали в медленном ходе сотен веков. И вот он разбил скорлупу яйца и разделили ее надвое. И вышел. И стал первобогом, стал Брахмой.

        Одной половине скорлупы он повелел сделаться небом, а другой указал путь вниз, чтобы стала она в токе времен земной твердью. Чистым воздухом заполнил он простор от неба до земли, а затем посвятил мысль свою и дух свой великому делу творения. Он создал всё, что должно существовать на земле, в воде и в небесных сферах. Он создал год и стал Прародителем времени и меры времени.

        Необоримой силой своего духа он породил сыновей, назначив им стать владыками существ, богов, демонов и всех добрых и злых сил. Из своего чела он произвел могучего и властного бога, принявшего имя Рудра.

        Из пальцев правой своей и левой ноги Брахма тогда же произвел бога света и богиню ночи. Они сочетались нерушимым браком, и потому не бывает света без тьмы.

       По его велению засветились в небе солнце и луна, а с ними и мириады звезд. От многих потомков Брахмы стали возникать и многие боги, а всего их явилось числом в тридцать три тысячи, тридцать три сотни и еще тридцать три.

       Но тогда же народились и враги богов – многие асуры и демоны, чем обозначились и все грядущие битвы между силами света и мрака.

        Вместе с солнцем возник и владыка солнечного диска – всемилостивый бог Вишну, благостный и чистый. Им был обретен дар – по своей воле он мог принимать разные формы. И он становился и рыбой, и черепахой, и вепрем, а затем, в долгом течении времени, он назначил себе появляться и в обликах царей, воинов и мудрецов.

       Но тогда, появившись в образе вепря, Вишну ощутил, столь тяжело земле лежать на дне океана, этого безмерного пространства, заполненного сумраком. В сердце бога вспыхнула любовь к будущим существам, которым предназначено жить на земле, и он погрузился в пучину и поднял на мощных своих клыках всю землю из водных глубин. И украсилась она горами и реками, травами и лесами. Появилось на земле великое множество существ – родились и сильнейшие гиганты, и слабые человеческие детеныши, и те, кто живет в реках, и те, кто летает в небе, те, что ползают, и те, что селятся в древесных кронах.

         И тогда самого белого из пернатых, дивного лебедя, избрал Брахма для себя как своего неразлучного друга, а также возницу. И с тех пор они всегда и всюду видны вместе – Брахма в светлых одеждах и белоснежный сильный лебедь, несущий бога на себе.

        Так создал мир всесильный Брахма.

Так возникла и утвердилась жизнь.

Сурья – даритель света.

         Пресветлый Сурья, владыка тысячи лучей, сотворенный в дни начала мирозданья и освобожденный могучим Индрой от черного змея-дракона, неустанно дарит свет и тепло. Он – небесный огонь, он – соратник богов, он – друг всего, что произрастает и дышит на земле. Он – Адитья, властелин солнечных месяцев, носящих его имя.

Информация о работе Боги, цари, герои, мифы Древней Индии