Библейское понимание лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Однажды ранним утром Том Маршалл позвонил мне домой в Суррей. Благодаря современной технологии, связь была такой хорошей, что, мне казалось, он был где-то недалеко от Лондона. На самом деле, он был в Новой Зеландии. «Ты не мог бы написать предисловие для моей книги «Библейское понимание лидерства?»
Я не колебался ни секунды. Восхваления были наготове. По моему мнению, Том Маршалл — одна из лучших новозеландских загадок.
Его способности к учительству, доступность стиля и рассуждений наряду с живой нерелигиозной манерой уникальны. Его труды питали, освещали и испытывали мое мышление на протяжении многих лет. Несколько поездок в Новую Зеландию позволили мне услышать свидетельства из уст тех, кто думает в отношении Тома Маршалла, как и я.

Файлы: 1 файл

Библейское понимание лидерства Предисловие.doc

— 923.00 Кб (Скачать файл)

а. Влияние гордости — это эффект, который имеет, на наш взгляд, влияние  на других людей и на наше отношение к ним. Гордое отношение заключается в том, что, если я лучше, то другие должны быть хуже; если я достойный, то другие должны быть никчемными; если я выше, то другие обязательно должны быть ниже; б. Гордость отличается от стремления победить в соревновании или даже от желания достичь вершины или быть лучшим. Успех в соревновании требует, чтобы мои противники были достойными соперниками, иначе достижение победы над ними не имеет никакой ценности. Гордость, наоборот, презирает противников или соперников как недостойных внимания;

в. Гордость — один из грехов, исходящих  из падшего человеческого сердца. От презрения к людям она переходит  к презрению Бога и становится тем, что греки называли «хубрис» — высокомерие, надменность.

«Начало человеческой гордости — отдаление от господина; его сердце оставило его Творца», (Еккл. 10:12 - апокриф)

Поэтому гордость всегда заслуживает  самого сурового осуждения от Бога.

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем... Погибели предшествует гордость, и падению надменность». (Прит. 16:5, 18)

2. Высокомерие

Гордость неизбежно ведёт к  высокомерию. Притчи соединяют их вместе: «гордость и высокомерие и  злой путь и коварные уста я ненавижу» (Прит. 8:13). Высокомерие часто проявляется  в лидерах как нежелание, чтобы  каким-то образом их проверяли, чтобы противостояли или чтобы с них спрашивали. Оно было названо «ошибочностью тех, кто думает, что он всегда прав».

Наш успех, как лидеров, может незаметно  соблазнить нас при столкновении противоположным мнением в решениях, особенно тогда, когда мы оказались правыми. Этот соблазн выражается в высокомерном отвержении точек зрения других людей, нетерпении при ответах на вопросы или ожесточении, когда нам противостоят. Мы чувствуем, что мы знаем лучше, что нам не нужны советы, и мы можем обойтись без чужого мнения.

Нужно быть очень осторожным с любой  повышенной чувствительностью или  оборонительной реакцией, когда нам  задают вопросы или критикуют. Также  и с ожесточением по время противостояния, потому что все это может быть истолковано как высокомерие, и действительно является признаком того, что это укореняется в нашем сердце. Но самая большая опасность высокомерия заключается не только) во вреде, который оно может причинить нашим взаимоотношениям, но в обмане, к которому оно может легко увести.

«Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал на возвышенном месте и говоришь в сердце твоём: «кто низринет меня на землю?» (Авд. 3)

Если язвительные объективные  вопросы не будут сохранять у  нас соприкосновение с реальностью, мы можем быть уведены с пути искажённым восприятием, грандиозными заблуждениями, плохой оценкой или ошибочным различением. Но именно такому критическому исследованию это высокомерие противится наиболее ожесточенно, и именно его оно отвергает с наибольшим возмущением.

Чем больше мы успешны как лидеры, тем больше мы нуждаемся в критиках, даже когда они не правы, потому что, по крайней мере, они помогают спасти нас от опасности высокомерия. Мы также отчаянно нуждаемся в тех, кто печётся о том, чтобы «свести нас с небес на землю», когда они подозревают, что мы находимся в опасности раздуться от успеха и воспарить на нашем тщеславии и чувстве собственной важности.

3. Самовозвеличивание

Другое искушение, которому люди, владеющие  силой, такие как лидеры, могут легко поддаться — это использование силы и того, к чему она даёт доступ, для личных целей. Рано или поздно это начинает включать использование людей для достижения тех же эгоистичных целей. Эти цели могут принимать форму денежной или материальной выгоды, о чём свидетельствует непристойная роскошь некоторых лидеров нищенствующих народов. Целью может быть достижение положения или статуса, или ей может быть низкопоклонство и престиж, которые сопутствуют положению. Какими бы ни были конкретные цели, у них есть одна общая черта: они предназначены для самоудовлетворения лидера.

«...так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли  себя самих! не стадо ли должны пасти  пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закололи, а стада  не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. Так говорит Господь Бог: вот Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их и не дам им более пасти овец...» (Иез. 34:1-4,10)

Самовозвеличивание особенно достойно осуждения в лидерах, потому что они пользуются особыми преимуществами, которые даёт им их положение, для эгоцентричных целей и, таким образом, не оправдывают доверие, которое люди питают к ним. По отношению к людям на это показывает презрение к ним, рассматривание их в качестве просто вспомогательных средств, которые можно использовать для достижения любых целей, которые лидер считает полезными.

4. Бесчувственность

Ради стоящей перед ними задачи лидеры часто вынуждены настаивать на том, чтобы люди делали то, что они не особенно желают или так, как им не нравится, или тогда, когда это им неудобно. Эта сила также может делать лидеров очень бездумными и бесчувственными к подвластным им людям. Они склонны грубо наступать на их права и мало сожалеть о том, что оскорбили их чувства. Увлечённость лидеров своими целями и успех, следующий за их достижением, могут иногда повлечь невнимательность по отношению к людям, которые помогали в достижении этих целей. Они причиняют неудобства людям, требуют их времени, смещают их с должности, не предупредив заблаговременно, и в целом действуют деспотично и властно.

Классическим примером такой бесчувственности служит воцарение на престоле Израиля  Ровоама после его отца Соломона. В самом начале своего царствования он принял посольство от северных колен, которые желали облегчения тяжких налогов, взимаемых ещё со времён царствования Соломона. Старейшины, служившие при жизни Соломона, посоветовали молодому царю:

«...если ты на сей день будешь слугою народу сему, и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут  твоими рабами на все дни». (3 Цар. 12:7)

Но Ровоам вместо этого последовал совету его сверстников, молодой  элиты, жаждущей силы. Он так ответил посольству:

«... отец мой наложил  на вас тяжкое иго, а я увеличу  иго ваше; отец мой наказывал вас  бичами, а я буду наказывать вас  скорпионами». (3 Цар. 12:14)

Эта огромная моральная бесчувственность стоила Ровоаму союзничества десяти северных колен и навсегда уничтожила единство царства.

Менее резкими, но равно опасными способами, такими как неблагодарность, бездумность  и взгляд на людей как на должников, лидеры рискуют потерять сердца своих  людей. Люди могут всё ещё признавать правильность и желанность целей, могут бороться за сохранение своего посвящения, но в глубине души они чувствуют, что их в некотором смысле «использовали» и «обчистили».

5. Владычество

Когда лидеры обнаруживают, что находятся  под угрозой, они могут легко  поддаться искушению удержаться на своём месте любой ценой, не выбирая средств. Не трудно рационализировать это поведение, то есть найти оправдывающие причины, которые не являются подлинными. Н более предпочтительные, чем подлинные, например: «наилучших интересах организации и даже в необходимости для её сохранения, чтобы контролировать ситуацию», -или: «Мотивы тех, кто пытается захватить контроль, очень подозрительны и низки», — или: «Мы с удовольствие! уйдём и освободим место для более молодых людей, но сейчас неподходящее время для этого», — и так далее.

Опять же, такому искушению особо  поддаются нестойкие руководители, как благодаря своему темпераменту, та! и благодаря их роли. Лидерам  необходимо твёрдо стоять отражая запугивающее действие устрашающих обстоятельств и побеждая их перед лицом противления и враждебности. От них ожидают, что они будут преодолевав трудности и побеждать противостоящие им организации или миссии силой.

Но когда эти способности  применяются для того, чтобы сохранить  привычное положение лидеров вне зависимости от прав других, они становятся злом. В мирских ситуациях военная сила, сила полиции, различные формы психологического или экономического давления и пропаганды могут использоваться для владычества над оппозицией или для запугивания потенциально несогласных. В церквях такое давление чаще бывает социальным, психологическим или эмоциональным. И что ещё больше достойно порицания, что иногда используется нечто подобное Божественному в действиях для поддержания статус-кво. Лидеры эти есть «помазанники Господа», или «поставленные Богом пастыри», и всякая оппозиция рассматривается как бунт против установленной Богом власти.

Владычество может начаться с обыкновенных тактических уловок на церковном  собрании, подмазывании сторонников  для того, чтобы наш проект приняли, или чтобы выборы прошли так, как нам хочется. Оно может прогрессировать до более сомнительной тактики манипулирования повесткой дня, или до завладения ходом дел, чтобы лишить оппозицию возможности быть услышанной должным образом, или до заполнения собрания теми, кто известен своим доброжелательным отношением к предложению. Когда с дипломатичностью покончено, они могут опуститься до явных поклёпов и дискредитации несогласных, и всё во имя единства. Но за всеми этими методами стоит то же гордое, безжалостное стремление силы к владычеству и совершению дел по-своему любой ценой.

6. Тирания

Это последняя стадия неправильного  употребления силы, когда власть лидеров  становится совершенно неконтролируемой и насильственной. Теперь нет даже попытки показать, что для отдаваемых приказов есть веские причины, и им следует подчиняться только потому, что они были отданы, какими бы неразумными или капризными они не были. Ясно, что людей больше не ведут, их подавляют; они перестали быть даже средством для достижения цели, а попросту стали жертвой. Они — пленники, которых нужно отнять, и узники, которых нужно освободить.

«Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у  победителя взятые в плен? Да! так  говорит Господь: и пленённые  сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими, и сыновей твоих Я спасу». (Ис. 49:24-25)

Мирские методы контролирования  силы

Из-за явных злоупотреблений силой  и возникающего вследствие этого  зла, постоянно пытались обнаружить пути удержания её под контролем или, по крайней мере, смягчения наихудших результатов её использования. Подходы к этой проблеме попадают под два основных метода, и они оба используются вместе.

Взаимозависимость и  взаимоограничения

Первое решение заключается в том, чтобы раздели силу, дабы она не концентрировалась в руках одного человека, одной группы или одной должности. Вместо это го она распределяется между несколькими центрам силы. Цель этого — создать систему взаимозависимое и взаимоограничения, чтобы чрезмерное или неправильное использование силы одним центром силы могли быть приторможено или ограничено другими центрами. Более того, эта система предназначена для того, чтобы быть преградой для сосредоточения слишком большой силы в руках одного центра силы. Потому что если он попытается увеличить свою власть, это встретит сильное противление со стороны сильных противников, которые чувствительны к любому изменению в статус-кво.

Пример системы взаимозависимости  и взаимоограничения можно обнаружить в политических системах большинства западных демократий. Сила обычно разделяется между законодательной (палата представителей или парламент) и судебной (суды). Иногда разделение власти запечатлено в записанной конституции или билле о правах. Иногда оно является частью кодекса неписаных соглашений, который создавался в течение столетий.

Точно таким же образом, и по тем  же причинам, у корпораций есть уставы акционерного общества, а у церквей  уставы, где среди прочих вещей  заложены разделение силы и признанные процедуры использования законной силы. Несомненно, эти системы ценны, и на политической арене они обеспечивают некоторую защиту, по крайней мере от более явных злоупотреблений силой. Тем не менее, у них есть два серьёзных недостатка.

1. Они часто ведут к постоянным столкновениям на границах центров силы, каждый из которых пытается увеличить свою область власти и ревниво высматривает любое вторжение в его владение и любое ограничение его прав.

Любой, кто был вовлечён в попытки  изменить устав церкви или правила организации, иногда был поражён происходящими интригами, используемыми тактиками, враждебностью и напряжением, производимыми ими. Это происходит потому, что разыгрывается сила, а сила никогда не уживается с соперниками.

Более того, союзы между центрами силы, предназначенные для того, чтобы ограничить или ликвидировать силу или права других центров силы и затем разделить добычу, встречаются весьма часто. Поэтому мир на границах обычно является хрупким и беспокойным перемирием.

2. Любая система взаимозависимости и взаимоограничения будет функционировать успешно только тогда, когда уже существует молчаливое соглашение о том, что сила должна быть разделена. Это зачастую оказывалось недостаточной защитой против одностороннего захвата или переворота группы, которая может накопить достаточно огненной силы. Слишком часто мы видели, как военные хунты, диктаторы и революционные движения захватывали власть, приостанавливали действие конституции, убирали или сажали в тюрьму избранных лидеров, объявляли чрезвычайное положение и присваивали себе абсолютную силу.

Замена лидеров

Второй подход призывает к замене, на довольно регулярной основе, людей, занимающих лидерские должности. Он признаёт, что всегда приходит время  понять, что использующие силу находились на этом месте слишком долго, и замена таких руководителей необходима для их собственной пользы и во благо организации. Сила вредно влияет на тех, кто долго обладает ею, и рано или поздно начинают проявляться результаты этого.

За этим подходом стоит упрямая реальность. Хотя он признаёт необходимость замены коррумпированных лидеров новыми, прекрасно известно, что в свою очередь новые лидеры со временем будут поражены той же заразой, и их также придется заменять.

Замена находящихся на лидерской  должности может происходить либо мирно — путём выборов, либо насильственно — путём революции или переворота. Но как бы это ни происходило, одно остаётся неизменным: ни в одном из этих случаев лидеры не отдают силу добровольно, а у них забирают. В редких случаях лидеры уходят сами или не выдвигают свои кандидатуры на выборы. Обычно подавляющее большинство находящихся на должности силы сделают всё возможное, чтобы сила осталась у них. А те, у кого нет силы, но которые хотят её иметь, сделают всё возможное, чтобы завладеть должностью силы. Разница может заключаться только в средствах, которые они используют для достижения своих целей. Но обычно честность, правда и справедливость являются очень редкими в этой борьбе.

Информация о работе Библейское понимание лидерства