Зарождение оперы. Русская опера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 17:55, доклад

Описание работы

Начало развития оперы за рубежом и в России.

Файлы: 1 файл

История развития оперы.docx

— 28.03 Кб (Скачать файл)

В 60-е гг. русская опера вступила в новый этап своего развития. На русской сцене появляются произведения композиторов балакиревского кружка («Могучей кучки») и Чайковского. В эти же годы развертывается творчество А. Н. Серова и А. Г. Рубинштейна.

Жанр исторической музыкальной  драмы был развит и Н. Л. Римским-Корсаковым (1844—1908). Псковская вольница, восстающая против Ивана Грозного (опера «Псковитянка», 1872), обрисована композитором с эпическим величием. Образ царя пологе подлинного драматизма. Лирический элемент оперы, связанный с героиней — Ольгой, обогащает музыку, внося в величавую трагедийную концепцию черты возвышенной нежности и мягкости.

П. И. Чайковский (1840—1893), более всего  прославившийся своими яирико-психологическими онерами, был автором трех исторических опер. Оперы «Опричник» (1872) и «Мазепа» (1883) посвящены драматическим событиям из русской истории. В опере «Орлеанская дева» (1879) композитор обратился к истории Франции и создал образ национальной французской героини Жанны Д'Арк.

Особенность исторических опер Чайковского  — их родство с его лирическими  операми. Композитор раскрывает в них  характерные черты изображаемой эпохи через судьбу отдельных  людей. Образы его героев отличаются глубиной и правдивостью передачи сложного внутреннего мира человека.

Кроме народно-исторических музыкальных  драм в русской опере XIX в. важное место занимают народно-сказочные  оперы, широко представленные в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, Лучшие сказочные  оперы Римского-Корсакова — «Снегурочка» (1881), «Садко» (1896), «Кашей бессмертный» (1902) и «Золотой петушок» (1907). Особое место занимает опера «Сказание  о невидимом граде Китеже и  деве Февронии» (1904), написанная по материалам народных преданий о татаро-монгольском нашествии.

Оперы Римского-Корсакова поражают разнообразием трактовки народно-сказочного жанра. То это поэтичная интерпретация  древних народных представлений  о природе, выраженная в чудесной сказке о Снегурочке, то могучая  картина древнего Новгорода, то изображение  России начала XX в. в аллегорическом образе холодного Кащеева царства, то настоящая сатира па прогнивший самодержавный строй в сказочно-лубочных образах («Золотой петушок»). В различных случаях методы музыкальной обрисовки героев и приемы музыкальной драматургии Римского-Корсакова различны. Однако во всех его операх ощущается глубокое творческое проникновенно композитора в мир народных представлений, народных верований, в мировоззрение народа. Основой музыки его опер служит язык народной песни. Опора, па народное творчество, характеристика действующих лиц путем использования различных народных жанров — типичная черта Римского-Корсакова.

Вершина творчества Римского-Корсакова  — величественная эпопея о патриотизме  народа Руси в опере «Сказание  о невидимом граде Китеже и  деве Февронии», где композитор достиг огромной высоты музыкально-симфонического обобщения темы.

Среди других разновидностей русской  классической оперы одно из главных  мест принадлежит лирико-психологической  опере, начало которой было положено «Русалкой» Даргомыжского. Величайший представитель этого жанра в  русской музыке — Чайковский, автор  гениальных произведений, вошедших в  мировой оперный репертуар: «Евгения Онегина» (1877—1878), «Чародейки» (1887), «Пиковой дамы» (1890), «Иоланты» (1891). Новаторство  Чайковского связано с направлением его творчества, посвященного идеям гуманизма, протеста против унижения человека, веры в лучшее будущее человечества. Внутренний мир людей, их взаимоотношения, их чувства раскрыты в операх Чайковского путем сочетания театральной действенности с последовательным симфоническим развитием музыки. Оперное творчество Чайковского — одно из величайших явлений мирового музыкальнотеатрального искусства XIX в.

Русская классическая опера, развившаяся под воздействием философско-эстетической передовой мысли, под влиянием событий общественной жизни стала одной из замечательных сторон русской национальной культуры XIX в. Весь путь развития русского оперного творчества в прошлом веке шел параллельно великому освободительному движению русского народа; композиторов вдохновляли высокие идеи гуманизма и демократического просветительства, и их произведения являются для нас великими образцами подлинно реалистического искусства.


Информация о работе Зарождение оперы. Русская опера