Зарождение оперы. Русская опера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 17:55, доклад

Описание работы

Начало развития оперы за рубежом и в России.

Файлы: 1 файл

История развития оперы.docx

— 28.03 Кб (Скачать файл)

Опера представляет собой тесный союз музыки и театра, взаимно друг друга  обогащающих.

Благодаря выразительной силе музыки воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность,образность.

 Опера основана на синтезе  слова, сценического действия  и музыки. В отличие от различных  видов драматического театра, где  музыка выполняет служебные, прикладные  функции, в опере она становится  основным носителем и движущей  силой действия. Для оперы необходим  целостный, последовательно развивающийся  музыкально-драматический замысел.  Если он отсутствует, а музыка  лишь сопровождает, иллюстрирует  словесный текст и происходящие  на сцене события, то оперная  форма распадается, и специфика  оперы как особого рода музыкально-драматического  искусства утрачивается.

Уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства, у людей возникло желание усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения. Большое значение в греческой трагедии занимала музыка, а точнее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Хор выражал основную идею произведения.  Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но они отличались от оперы тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как в современной опере с начала и до конца поют. Впервые это наименование было применено в данном его значении в 1639, а во всеобщее употребление оно вошло в 18 - нач. 19 вв. Авторы первых опер, появившихся во Флоренции на рубеже 16-17 вв., называли их «драмами на музыке» (Drama per musica, букв.- «драма через музыку» или «драма для музыки»). Их создание было вызвано стремлением к возрождению древнегреческой трагедии. Эта идея родилась в кружке учёных-гуманистов, писателей и музыкантов, группировавшихся около флорентийского дворянина Дж. Барди. Первыми образцами оперы принято считать «Дафну» (1597-98, не сохранилась) и «Эвридику» (1600) Я. Пери на слова О. Ринуччини (музыку к «Эвридике» написал также и Дж. Каччини). Главной задачей, выдвигаемой авторами музыки, была ясность декламации. Вокальные партии выдержаны в мелодико-речитативном складе и содержат лишь некоторые, слабо развитые элементы колоратуры.

 

В 1607 в Мантуе была поставлена опера «Орфей» К. Монтеверди, одного из величайших музыкантов-драматургов в истории музыки. Он внёс в оперу подлинный драматизм, правду страстей, обогатил её выразительные средства. Зародившаяся в атмосфере аристократического салона, опера со временем демократизируется, становится доступной для более широких слоёв населения. В Венеции, ставшей в середине 17 в. гл. центром развития оперного жанра, в 1637 был открыт первый публичный оперный театр («Сан-Кассиано»).

К крупнейшим представителям венецианской оперной школы принадлежали Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла. Тенденция к усилению мелодического начала и кристаллизации законченных вокальных форм, наметившаяся у композиторов венецианской школы, получила дальнейшее развитие у мастеров неаполитанской оперной школы, сложившейся к началу 18 в. Первым крупным представителем этой школы был Ф. Провенцале, главой её - А. Скарлатти, среди видных мастеров - Л. Лео, Л. Винчи, Н. Порпора и др. Оперы на итальянские либретто в стиле неаполитанской школы писали и композиторы других национальностей, в т. ч. И. Хасе, Г. Ф. Гендель, М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский. В неаполитанской школе окончательно сложилась форма арии (особенно da capo), была установлена чёткая граница между арией и речитативом, определены функции различных элементов оперы как целого.

С течением времени драмтургическое содержание оперы всё больше отходило на задний план, и она превращалась в развлекательный «концерт в костюмах», всецело подчиняясь прихоти виртуозов-певцов. Уже в середине 17 в. итальянская опера распространилась в ряде европейских стран. В Англии Г. Пёрселл, используя достижения венецианской оперной школы, создал глубоко самобытное произведение на родном языке «Дидона и Эней» (1680).

Вместе с тем итальянская  опера-сериа (серьезная опера), господствовавшая в 18 в. в Европе, часто становилась тормозом для развития национальной оперы. В 30-х гг. 18 в. в Италии возник новый жанр - опера-буффа, развившийся из комических интермедий, которые было принято исполнять между действиями опер-сериа. Первым образцом этого жанра обычно считают интермедии Дж. В. Перголези «Служанка-госпожа» (1733, исполнялись между актами его оперы-сериа «Гордый пленник»), получившие вскоре значение самостоят. сценич. произведения. Дальнейшее развитие жанра связано с творчеством комп. Н. Логрошино, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, Д. Чимарозы. В опере-буффа нашли отражение передовые реалистические тенденции той эпохи.

В Англии возникла балладная опера, прообразом которой послужила «Опера нищих» Дж. Пепуша, представлявшая собой социально заострённую сатиру на аристократическую оперу-сериа. «Опера нищих» оказала влияние на формирование в середине 18 в. немецкого зингшпиля, который в дальнейшем сближается с французской опера комик. Жанр зингшпиля глубоко переосмыслен В. А. Моцартом в «Похищении из сераля» (1782) и «Волшебной флейте» (1791). В начале 19 в. в этом жанре проявляются романтические тенденции.

Вершиной развития оперы в 18 в. было творчество Моцарта, который синтезировал достижения разных национальных школ и поднял этот жанр на небывалую  ещё высоту. Величайший художник-реалист, Моцарт с огромной силой воплотил острые и напряжённые конфликты, создал яркие, жизненно убедительные человеческие характеры, раскрывая их в сложных  взаимоотношениях, сплетении и борьбе противоположных интересов. Для  каждого сюжета он находил особую форму воплощения и соответствующие  выразительные средства. В «Свадьбе Фигаро» (1786) раскрыто в формах итальянской  оперы-буффа глубокое и остросовременное реалистическое содержание, в «Дон Жуане» (1787) комедия соединена с высокой трагедией (dramma giocosa - «весёлая драма», по собственному определению композитора), в «Волшебной флейте» в сказочной форме выражены возвышенные нравственные идеалы добра, дружбы, стойкости чувств.

Великая французская революция  дала новые стимулы развитию оперы. В конце 18 в. во Франции возник жанр «оперы спасения», в которой надвигающаяся  опасность преодолевалась благодаря  смелости, отваге и бесстрашию героев. Эта опера обличала тиранию и  насилие, воспевала доблесть борцов за свободу и справедливость. Близость сюжетов к современности, динамизм и стремительность действия сближали «оперу спасения» с опера комик. В то же время она отличалась ярким драматизмом музыки, возросшей ролью оркестра. Бетховен поднял содержание своей оперы до высокого идейного обобщения, углубил образы, симфонизировал оперную форму. «Фиделио» стоит в одном ряду с его величайшими симфоническими творениями, занимая особое место в мировом оперном искусстве.

Русская опера - неотъемлемая часть  всей мировой музыкальной культуры. Несомненно, если говорить именно о  русской опере, ее становление необходимо вести от Михаила Ивановича Глинки, первого, в полном смысле слова, русского оперного композитора. Однако история  оперы в нашей стране как музыкально-драматического жанра, пришедшего с Запада, началась задолго до постановки "Жизнь  за царя" ("Иван Сусанин") М.И.Глинки - первой русской "классической" оперы, премьера которой состоялась 27 ноября 1836 года.

Опера была одним из первых западноевропейских жанров, закрепившихся на русской  почве. Уже в 1730-е годы была создана  придворная итальянская опера, для  которой писали музыканты-иностранцы, работавшие в России.

Первые русские оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами  по ходу действия. Разговорные сцены  имели в них очень важное значение. Музыка первых опер была тесно связана с русской народной песней: композиторы широко пользовались мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их, делая основой оперы. В «Мельнике», например, все характеристики действующих лиц даны при помощи народных песен различного характера. В опере «Санктпетербургский гостиный двор» с большой точностью воспроизведен народный свадебный обряд. В «Ямщиках на подставе» Фомин создал первый образец народно-хоровой оперы, заложив тем самым одну из типичных Традиций позднейшей русской оперы.

 

Русская опера развивалась в  борьбе за свое национальное своеобразие. Политика царского двора и верхушки дворянского общества, покровительствовавших иностранным труппам, была направлена против демократизма русского искусства. Деятелям русской оперы приходилось учиться оперному мастерству па образцах западноевропейской оперы и одновременно отстаивать независимость своего национального направления. Эта борьба на долгие годы стала условием существования русской оперы, принимая на новых этапах новые формы.

 

Наряду с оперой-комедией в XVIII в. появились и другие оперные жанры. В 1790 г. при дворе состоялось представление под заглавием «Начальное управление Олега», текст к которому написала императрица Екатерина II, а музыку сочинили совместно композиторы К. Каноббио, Дж. Сарти и В. А. Пашкевич, Представление носило не столько оперный, сколько ораториальный характер, и в какой-то мере его можно считать первым образцом музыкально-исторического жанра, столь распространенного в XIX в. В творчестве выдающегося русского композитора Д. С. Бортнянского (1751—1825) оперный жанр представлен лирическими операми «Сокол» и «Сын-соперник», музыка которых по развитости оперных форм и мастерству может быть поставлена в один ряд с современными образцами западноевропейской оперы.

Оперный театр пользовался в XVIII в. большой популярностью. Постепенно опера из столицы проникла в усадебные  театры. Крепостной театр на рубеже XVIII и XIX вв. дает отдельные высокохудожественные образцы исполнения опер и отдельных  ролей. Выдвигаются талантливые  русские певцы и актеры, как, например, певица Е. Сандунова, выступавшая на столичной сцене, или крепостная актриса театра Шереметева П. Жемчугова.

Художественные достижения русской  оперы XVIII в. дали толчок бурному развитию музыкального театра в России в первой четверти XIX в.

В начале XIX в. еще нельзя говорить об опере в полном значении этого слова. Большую роль в русском музыкальном театре играют смешанные жанры: трагедия с музыкой, водевиль, комическая опера, опера-балет. До Глинки русская опера не знала произведений, драматургия которых опиралась бы только на музыку без каких-либо разговорных эпизодов.

С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в СБОЙ классический период. Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка (1804—1857) создал историко-трагедийную  оперу «Иван Сусанин» (1830) и сказочно-эпическую  — «Руслан и Людмила» (1842). Эти  опоры положили начало двум важнейшим  направлениям русского музыкального театра: исторической опере и волшебно-эпической; Творческие принципы Глинки были претворены и развиты последующим поколением русских композиторов.

 

Глинка сложился как художник в  эпоху, осененную идеями декабризма, что позволило ему поднять  идейно-художественное содержание своих  опер на новую, значительную высоту. Он был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Тема патриотизма  в его творчестве неразрывно связана  с темой борьбы народа за независимость.

Предшествующий период русской  оперы подготовил появление опер Глинки, но качественное их отличие  от более ранних русских опер очень  значительно. В операх Глинки реализм  художественной мысли проявляется  не частными своими сторонами, но выступает  как целостный творческий метод, позволяющий дать музыкально-драматическое  обобщение идеи, темы и сюжета оперы. По-новому понимал Глинка проблему народности: для него она обозначала не только музыкальную разработку народных песен, но и глубокое, многостороннее отражение в музыке жизни, чувств и мыслей народа, раскрытие характерных  черт его духовного облика. Композитор не ограничивался отражением народного  быта, но воплотил в музыке типичные черты народного мировоззрения. Оперы Глинки представляют собой  целостные музыкально-драматические  произведения; в них пет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Вместо отдельных, неразвитых сольных и хоровых номеров комической оперы Глинка создает крупные, развернутые оперные формы, с подлинно симфоническим мастерством развивая их.

В «Иване Сусанине» Глинка воспел героическое прошлое РОССИИ. С  большой художественной правдой  воплощены в опере типические образы русского народа. В основу развития музыкальной драматургии положено противопоставление различных национальных музыкальных сфер.

«Руслан и Людмила» — опера, положившая начало народноэпическим русским операм. Значение «Руслана» для русской музыки очень велико. Опера оказала воздействие не только на театральные жанры, по и на симфонические. Величавые богатырские и таинственно-волшебные, а также красочно-восточные образы «Руслана» питали долгое время русскую музыку.

После Глинки выступил А. С. Даргомыжский (1813—1869), типичный художник эпохи 40—50-х  гг. XIX в. Глинка оказал большое влияние  на Даргомыжского, но в то же время  в творчестве последето проявилось новые качества, рожденные новыми общественными условиями, новыми темами, пришедшими в русское искусство. Горячее сочувствие к униженному человеку, сознание пагубности социального неравенства, критическое отношение к общественному устройству нашли отражение в творчестве Даргомыжского, связанном с идеями критического реализма в литературе.

Путь Даргомыжского как оперного композитора начался с создания оперы «Эсмеральда», по В. Гюго (пост. в 1847 г.), а центральным оперным произведением композитора нужно считать «Русалку» (по драме А. С. Пушкина), поставленную в 1856 г. В, этой опере полностью, раскрылось дарование Даргомыжского и определилось направление его творчества. Драма социального неравенства любящих друг друга дочери мельника Наташи и Князя привлекла композитора актуальностью темы. Даргомыжский усилил драматическую сторону сюжета за счет умаления фантастического элемента. «Русалка» — первая русская бытовая лирикопсихологическая опера. Музыка ее глубоко народна; на песенной основа композитор создал живые образы героев, развил декламационный стиль в партиях главных действующих лиц, развил ансамблевые сцены, значительно драматизировав их.

Последняя опера Даргомыжского, «Каменный  гость», по Пушкину (пост. в 1872 г., после смерти композитора), принадлежит уже. другому периоду развития русской онеры. Даргомыжский поставил в ней задачу создания реалистического музыкального языка, отражающего речевые интонации. Композитор отказался здесь от традиционных оперных форм — арии, ансамбля, хора; вокальные партии оперы превалируют над оркестровой партией, «Каменный гость» положил начало одному из направлений последующего периода русской оперы, так называемой камерной речитативной оперы, представленной в дальнейшем «Моцартом и Сальери» Римского-Корсакова, «Скупым рыцарем» Рахманинова и другими. Особенностью этих опер является то, что они все паписаны на неизмененный полный текст «маленьких трагедий» Пушкина.

Информация о работе Зарождение оперы. Русская опера