Вокально-хоровые навыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
История хорового пения
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

236453.docx

— 99.36 Кб (Скачать файл)

Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень  слаб, и его усиление, а так  же тембровая окраска происходят во время попадания звука в  пространства, называемые резонаторами.

Верхний резонатор (головной) – это полости глотки, рта и  носа.

Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и  трахеи.

В младшем возрасте у  детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется нижний резонатор. Формирование грудного резонатора ответственный период для  юного певца. В задачу учителя входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей.

Атака звука, то есть начало звука воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Идеальный звук в его точной форме  перед своим возникновением должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Поющий мысленно представляя перед атакой звука  его высоту, а так же форму гласной, должен исполнять ноту легко, спокойно. Звук при атаке извлекается таким  же способом, как совершается переход  от звука к звуку – точно, сразу, без «подъездов». Атаку звука  разделяют на три этапа: мягкую, твердую  и придыхательную. Мягкая атака –  сближение связок до состояния фонации  одновременно с началом выдоха. При  твердой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака – смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме короткого согласного «х». Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия для эластичной работы связок.

В хоровой практике твердая  атака способствует раскрытию в  произведениях большей художественной образности, а так же ее применяют  для активизации репетиционного процесса. Придыхательная атака обычно используется в начале мелодических фраз с тихой звучностью, когда  необходимо чуть заметное вступление голосов. В практической работе рекомендуется  вырабатывать сознательное умение различать  виды атаки звука и связывать  их с различными образными намерениями [33, c.187].

В воспитании навыков красивого  и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Правильному  формированию певческого звука способствует манера произношения слов – дикция.

Артикуляция гласных (с латинского artikulatio) – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция – важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения:

  • Напевность гласных,
  • Умение их округлять,
  • Стремление к чистоте звучания неударных гласных,
  • Быстрое и четкое выговаривание согласных.

Певческий звук формируется  на гласных, в них выявляется все  качество голоса. Гласные должны звучать  выровненно и одинаково. Смена гласных  должна производиться плавно при  спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемненно и ровно. В академическом  хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всем диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и  хорошо сливается в ансамбле. Под  прикрытым звуком подразумевается  некоторое затемнение тембра путем  перестройки верхних резонаторов. Чрезвычайно важное утверждение, касающееся эстетической сущности вокального звука, высказал А. А. Егоров (1887 - 1959): «Только тогда хоровое исполнение будет носить отпечаток звукового благородства, богатства и оставлять неизгладимое впечатление, когда оно будет в рамках прикрытого или мягкого звука» [10, с.99].

К формированию верхних  прикрытых звуков следует приступать лишь после того, как найдено и  закреплено нужное звучание в средней  части диапазона. Высокие ноты не должны выпадать из общей линии звуковедения, отличаться по силе от других звуков мелодии.

Руководитель хора должен постоянно следить за артикуляцией при работе хора над тем или  иным произведением, а так же при  проведении специальных упражнений.

Совместное и согласованное  исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс [8, с.108].

Понятие ансамбль означает художественное единство, согласованность  всех компонентов исполнения. В связи  с конкретностью задач в хоровом  пении различают ансамбль динамический, ритмический и тембровый.

Работа над вокально-хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения произведений. Эта работа требует определенных знаний, умений и навыков. Формирование вокальных навыков зависит  от правильно подобранных упражнений, использованных в системе урока.

В практической части своего исследования мы выясним, каким образом происходит развитие средств вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровых навыков), какие необходимы методические приемы и упражнения.

1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков

 

Не все  ученики в одинаковой степени  воспринимают и выполняют указания, объяснения и показ педагога, не все одинаково оценивают свои достижения и замечают недостатки. Одни быстро усваивают певческие  навыки, другие медленно. Одни внимательны, сосредоточены, другие рассеянны, не собранны. Одни схватывают «на лету», другие долго  не могут понять, чего от них хотят. Все это, безусловно, сказывается  на результате обучения.

Такие индивидуальные различия являются отражением не только условий обучения, но и особенностей протекания у ученика ряда психических  процессов, которые можно подразделить на три группы:

1. Интеллектуальные процессы, связанные с познавательной деятельностью.

2. Эмоциональные, в которых в особой форме выражается отношение человека к себе, к окружающим людям и явлениям.

3. Волевые процессы, выражающиеся в своеобразном усилии, направленном на достижение сознательно поставленных перед собой задач.

Эти процессы не следует рассматривать, как нечто  отделенное от физиологических. И. П. Павлов, создавший учение об условных рефлексах, видел в них физиологическую  канву психических явлений. Доказывая  условнорефлекторную природу психических  процессов, И. П. Павлов выдвинул проблему слияния субъективного и объективного психического и физического. Это  указывает на то, что без знания нервных процессов и их закономерностей  нельзя правильно объяснить процессы психические [26, c.197].

Слуховые  ощущения являются первопричиной возникновения  слуховых представлений и развития музыкального мышления, без которого голосовой аппарат не «получает» музыкальных задач. В процессе воплощения музыкальных мыслей голосом возникают  многочисленные ощущения мышечного, вибрационного  и другого характера. Эти разного  типа ощущения, сопутствующие пению, являются для нервной системы  важными сигналами, по которым осуществляется контроль за звукообразованием. Поэтому с самого начала работы над голосом педагоги приучают своих учеников фиксировать мышечные, вибрационные, дыхательные и другие ощущения.

Насчитывают девять областей, в которых локализируются ощущения при пении: на твердом нёбе, на нёбной занавеске, на задней глоточной стенке, в области гортани, в области костяка лица, внутри трахеи, в области груди, в области брюшного пояса, в нижней брюшной области.

Ощущения  в области костяка лица (переносице, лобных пазухах, голове) также вызываются колебаниями звука и воспринимаются, главным образом. Эти ощущения певцы связывают с понятием «высокой позиции». Об ощущениях в области гортани говорят редко, видимо, не всем они свойственны. То же можно сказать и об ощущении внутри трахеи. Что же касается ощущений в области груди, брюшного пояса и нижней брюшной области, то они обычно связываются с опорой дыхания, и вызываются сокращением мускулатуры. Другие ощущения носят вибраторный характер.

Все виды ощущений, сопровождающих пение носят название «певческого ощущения», иначе говоря, мы имеем дело с восприятиями. В восприятии отдельные ощущения объединены в целостный конкретный образ. Вот почему в терминологии педагогов возникли такие выражения, как «ощутить шар во рту», «ощутить зевок», «высокую позицию» [25, c.240].

Ощущения  и восприятия неразрывно связаны  с вниманием, памятью, эмоциями и  другими психическими процессами, имеющими большое значение в формировании вокально-технических навыков. Не разобрав их, нельзя понять причин, влияющих на результат вокально-педагогического  процесса.

Так как  любая деятельность вызывает эмоции, то любое эмоциональное состояние отражается на деятельности. Определенные эмоции возникают не только в результате отношения ученика к музыкальному материалу, над которым он работает, но и к процессу выработки вокально-технических навыков.

Эмоция (с lat. возбуждать, волновать) – обычный класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [15, с.427].

Под эмоциями понимаются переживания человека, в  которых выражается личное отношение  к тому, что он делает, или к  тем или иным явлениям, связанным  с его жизнью и деятельностью.

Нередко в психологии эмоции и чувства  употребляются как тождественные  понятия. Все же между ними есть некоторая разница. Эмоции - это более простые переживания, которые И. П. Павлов сближал с понятием инстинкта. «Ведь эмоция, — говорил Павлов, — это есть работа инстинкта, а чувство — горечь, печаль и т. д. — это уже статья другая...» [25, с.73].

Чувства, в отличие от эмоций, связаны с  общественной деятельностью человека и присущи только человеку. Они  могут быть устойчивы, а могут  меняться в зависимости от ситуации. Эмоции всегда зависят от ситуации и характеризуются большой изменчивостью.

На вокально-технических  упражнениях можно развивать эмоциональность. Кора головного мозга, которая, по выражению И. П. Павлова, «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле» [25, с.210], регулирует физиологические процессы, лежащие в основе эмоции. Это позволяет человеку управлять эмоциями, а также воспитывать их.

Эмоциональное состояние ученика всегда отзывается на результатах работы над голосом. В состоянии огорчения мышление и память не столь активны, как  при спокойном, радостном и бодром состоянии. Вот почему в работе с  учеником педагог должен создавать  эмоционально приподнятую атмосферу, быть жизнерадостным, оптимистически настроенным, стараться не проявлять  разочарования, досады и неудовлетворения.

В каждом отдельном случае следует учитывать  степень подготовки, возможность  преодоления тесситуры, как в технических упражнениях, так и в художественных произведениях.

В вокальной  педагогике наблюдается огромная разница  в том, как скоро вырабатываются певческие навыки, насколько прочно они закрепляются и в какой  степени достигают совершенства у разных учеников. Самое приближенное изучение этих особенностей приводит к заключению о том, что в основе индивидуальных различий лежат те или  иные темпераменты.

«Под  темпераментом мы будем понимать ту основанную на прирожденном типе высшей нервной деятельности сторону личности, которая выражается в эмоциональной  возбудимости (быстроте возникновения, устойчивости и яркости эмоций) и  связанном с этой возбудимостью  темпе протекания психических процессов» [17, с.60].

Особенности темперамента И. П. Павлов объясняет прирожденными  или наследственными свойствами нервной системы, своеобразным сочетанием в каждом отдельном случае процессов возбуждения и торможения - их силы, уравновешенности и подвижности. Тип нервной системы и определяется соотношением этих свойств.

Объясняя темперамент  физиологическими свойствами нервной  системы, Павлов определяет темперамент, как самую общую характеристику отдельного человека, он пишет, что  это «основная характеристика нервной  системы, придающая определенный облик  всей деятельности каждого индивидуума» [25, с.103].

Основные  темпераменты человека разделяются на холерический. сангвинический, флегматический и меланхолический.

Люди  с различным темпераментом в  разных условиях ведут себя неодинаково, «человек слабого типа, попавший в новые условия жизни, - пишет И. П. Павлов, - совершенно теряется, а другого ничем не возьмешь, - в какие его условия ни поставь, он действует соответственно тому, что требуют данные условия» [25, с.269].

Психологические особенности человека наиболее ярко проявляются в его характере. Характер — это совокупность тех  черт личности, которые в основном определяют ее поведение и поступки. Характер определяется, прежде всего, отношением человека к людям, к своему делу и к самому себе. Воспитание характера является важной стороной формирования певца-художника. Педагог  обязан направлять основные жизненные  установки, мировоззрение, интересы, моральные  убеждения, идеалы ученика, словом, все  то, что выражает индивидуально-психологическую  особенность творческой личности.

Информация о работе Вокально-хоровые навыки