Вокально-хоровые навыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чувствительным к красоте в искусстве и жизни.
В школьных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
История хорового пения
Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности (вокально-хоровые навыки)
1.4 Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

236453.docx

— 99.36 Кб (Скачать файл)

Революция 1917-го года определила новые задачи воспитания. Часы и  предметы эстетического цикла сокращались: 1918 год – музыка 2 часа в неделю, 1937 год – музыка 1 час в неделю.

Феномен эстетического  воспитания со всей очевидностью проявился  в годы Великой Отечественной  войны, когда искусство – музыка, театр, литература, живопись, сплачивая  людей, как никогда было важнейшим  средством воспитания патриотизма.

На период 1970-1980 годов пришелся расцвет замечательного коллектива – Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимого В. С. Поповым. Многие светские композиторы (А. Пахмутова, В. Рубин, В. Шаинский) писали сочинения именно для этого хора.

Развитие детского хорового воспитания в СССР, начиная с 1960-х  годов, повлекло изменение методов обучения. Стали разрабатываться новые методы ознакомления с нотной грамотой, овладения закономерностями музыкальной речи на материалах народного и профессионального творчества. С приходом в школу Д. Б. Кабалевского были начаты разработки нового содержания и методики эстетического воспитания.

В XX столетии проблема работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований. В 1990-е годы появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений – школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения и введения дополнительных дисциплин – сольфеджио, постановка голоса, игра на музыкальных инструментах (фортепиано, народные инструменты), музыкальная литература, ритмика.

Несмотря на сложные  социальные перемены в России конца второго тысячелетия, в детском хоровом исполнительстве прослеживаются позитивные сдвиги. В Москве и других городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского хорового воспитания, организуются массовые фестивали детского хорового творчества.

В настоящее время разрабатываются  проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национальных культурных традиций России. Так, в Вологодской области который год проходит фестиваль хорового искусства «Венок Победы», в котором принимают участие детские и молодежные коллективы области. Музыкознание и эстетика музыки дают большой материал, позволяющий развивать в этом отношении музыкальную педагогику.

 

1.2 Хоровое пение как вид музыкальной деятельности

 

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического  воспитания детей. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает  человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она  воздействует на его чувства, занимает досуг.

Музыкальное развитие детей зависит от форм организации  музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации  обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства  ею. К формам организации музыкальной  деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное воспитание в семье.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.

Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками  художественного исполнения музыкального репертуара. Исполнение требует овладения  вокальными навыками и умениями как  средствами выразительности. Развитие этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки [8, с.100].

Ветлугина Н.А. в своих работах отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [4, с.108].

Вокальное воспитание в  хоре – важнейшая часть всей работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания –  подготовленность руководителя для  занятий со школьниками. Хорошим вариантом становится тот случай, когда учитель музыки обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим руководителем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях учитель часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа.

В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к всем в классе, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Как нет внешне одинаковых людей, так и нет одинаковых голосовых аппаратов.

Большое значение в овладении любым материалом занимает внимание. «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» [17, с.67].

Воспитание вокально-хоровых  навыков требует от музыкального руководителя постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.

Продолжая традиции отечественной  вокальной педагогики и практики, многие педагоги достигают результатов в вокальном воспитании. Большинство специалистов различными путями подходят к одной и той же простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка. Конечно, на развитие голоса влияют и другие факторы: система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и так далее. Здесь важен режим дня ребенка и регулярность проводимых занятий.

Обращаясь к хоровому пению  на уроках музыки в начальной школе, учитель должен знать особенности голоса младшего школьника. Эта задача заключается в том, что детский организм, в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение - процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха не допускать форсированного звучания детских голосов [23, c.32].

Пение полезно, если пение правильно в вокальном  отношении, а это возможно при  соблюдении определенных принципов. Пение  способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет  здоровье детей.

Певческий голос может быть воспитан практически  у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с  учетом возрастных особенностей и закономерностей  становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.

Обучение  детей пению связано с задачей  осторожного развития детского голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать  основы физиологии и охраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развития школьников, знать особенности детского голоса. [8, с.99].

Охрана и гигиена детского певческого голоса.

Охрана  детского голоса тесно связана с  постоянной изменчивостью. Дети способны выдерживать физические нагрузки, пение  – это процесс физиологический и требует больших затрат энергии, связанных с дыханием, удержанием вокальной позиции, тренировкой навыков. Руководителю всегда следует внимательно относиться к здоровью детей.

Занятия следует проводить в проветренных помещениях. Необходимо соблюдать такой  ритм работы, при котором дети после  нагрузок имеют полноценный отдых, способствующий снятию напряжения после  сложного урока. Нежелательно заниматься в раннее время, когда голос, как  говорят, «еще спит».

Вредно  действуют на голосовой аппарат  холод, жара, пыль. Расшатывают голос  громкие разговоры и крикливое  пение, исполнение завышенного по трудности репертуара [23, c.56].

Перед пением не рекомендуется употреблять в  пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а так же шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении следует дать ребенку отдохнуть, его голос должен находиться в состоянии покоя.

Далее нами будут рассмотрены основные вокально-хоровые  навыки.

 

1.3 Средства вокально-хоровой выразительности

(вокально-хоровые навыки)

 

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками [22, с.457].

По психологическому словарю В.П. Зинченко, навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью [15, с.213].

Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является «певческая установка».

Под этим термином понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая  установка состоит из многих внешних  приемов и навыков. В хоровом  пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, - считается правильным положением корпуса.

При положении сидя не следует  класть ногу на ногу, так как это  стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину.

Певческая установка непосредственно  связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий в зависимости от индивидуальных особенностей певца. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в возрасте 7 лет, певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении, распространяющееся на большие фразы, отрывки.

Внимание учителя должно быть постоянно направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижерские жесты «вступление» и «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам.

Правильное, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю исполняемую фразу. При формировании у детей правильных навыков дыхания, необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, ключичного дыхания [23, c.233].

Дыхание обычно рассматривают  в трех составляющих компонентах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно  мобилизирует голосовой аппарат  к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без намека на насильственное «выталкивание» воздуха. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с коллективом учащихся уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и при этом наилучшего качества» [29, с.51].

Характер певческого дыхания  отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание  способствует достижению красивого, легкого  звука. При всей свободе дыхания, оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономный и равномерный вдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и крикливости, а так же становится причиной завышения звука. В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности атаки звука и вступления [38, c.34].

С певческим дыханием связано  понятие певческой опоры. В пении  она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а так же является необходимым условием чистоты интонации.

Однако не менее важным в пении является навык звукообразования, основными требованиями, при формировании которого должны явиться следующие:

- перед своим возникновением  звук должен быть оформлен  в мысленных слуховых представлениях  школьников;

- звук при атаке осуществляется  интонационно точно [34, с.233 - 234].

Информация о работе Вокально-хоровые навыки