Вокально – хоровой анализ произведения П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Произведение П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…» написано для четырёхголосного однородного мужского хора a cappella.
Общий диапазон хора – фа большой октавы до си первой октавы.
Тесситурные возможности хора не удобные, диапазоны партий широкие, присутствуют высокие ноты и перестроения на разные регистры.
Мелодическая линия произведения скачкообразная, насыщена альтерированными звуками, полутоновыми ходами. Не распевная, иногда приобретает форму статичности.
Звуковедение дискретное.

Файлы: 1 файл

Chto_smolknul_veselia_glas.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

В процессе работы над средствами художественной выразительности в произведении «Что смолкнул веселия глас…»» возникают частичный ансамбль и общий: динамический, ритмический, дикционный, полифонический, гармонический.

 

Динамический ансамбль – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.

Работая над  динамическим ансамблем, руководитель должен знать, что у каждого коллектива имеется свой диапазон, предел силы звука, когда голоса звучат свободно и естественно. Динамика fortissimo не должна достигаться форсированием звука. Всякий чрезмерный нажим противоречит природе певческих голосов, нарушает ансамбль.

 

Ритмический ансамбль включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе, ритмически чётко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться rubato, агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения.

В данном произведении композитор использует разные размеры, которые помогают более доступно раскрыть содержание и сюжетную линию произведения, но создают для хора некоторые трудности. Очень важно для певцов ориентироваться в изменении размеров и чувствовать сильные доли при выполнении.

Также в произведении встречается смена темпа, поэтому новый темп необходимо организовать с самого начала нового фрагмента, не допускать постепенного вхождения в темп.

Делается это  следующим образом: 1) при переходе от медленного темпа к быстрому от последней метрической доли первого фрагмента «отщепляется» ровно столько времени, сколько требует основная доля нового размера; таким образом, участники должны почувствовать новый темп уже в конце первого фрагмента; 2) при переходе от быстрого темпа к медленному важен момент ауфтакта ко второму, новому фрагменту. Это дыхание следует брать в новом, медленном темпе.

В работе над  произведением встречается пунктирный ритм. Важно следить за тем, чтобы первый звук (нота с точкой) тянулся с тенденцией к увеличению длительности, а второй звук (короткий) исполнялся легко, стремительно, с тенденцией к сокращению длительности; при этом слоги, приходящиеся на короткие звуки, нужно произносить легко, свободно и быстро, не делая лишних движений ртом.

 

Дикционный ансамбль определяется общими правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.

Кропотливая и  целенаправленная работа требуется  в хоре и по организации одновременного и единообразного произношения слов. Особенно трудно даются слова, оканчивающиеся согласным звуком. Обычно поющие произносят эти звуки неясно и не вместе. В таких случаях чрезвычайно возрастает роль дирижёрского жеста, внимание к которому необходимо воспитывать на каждом занятии. Например,

«Что смо-лкну-лве-се-ли-я  гла-сра-зда-йте-сьва-кха-льны при-пе-вы…»

 

«По-дни-ме-мста-ка-ны, со-дви-не-ми-хра-зо-мДа здра-вству-ю-тму-зы, да здра-вству-е-тра-зум…»

 

«Ты со-лнце свя-то-е  го-ри…»

 

«Да здра-вству-е-тсо-лнце, да скро-е-тся тьма!»

 

Относительное равновесие голосов в зависимости от тематического материала, при исполнении полифонических произведений, мы называем полифоническим ансамблем.

В произведении «Что смолкнул веселия глас…» используется полифонический склад, в котором часто приходится предпочесть тот или иной голос, передающий основной тематический материал и выделять его динамически.

При исполнении данного произведения каждая из хоровых партий должна уметь исполнить тему первым планом, затем гибко переключиться на пение вторым и третьим планом. Отчётливость проведения темы создаётся не только средствами динамики, но и чёткостью вступления голоса, рельефностью подачи текста и другими средствами.

 

При гармоническом ансамбле данного произведения должно быть полное равновесие голосов.

Из общего ансамбля необходимо несколько выделять наиболее важные гармонические звуки. Голос, создающий диссонанс, следует исполнять несколько тише, чтобы не возникло неприятного, излишне «жёсткого» звучания. Например,


Такт 5: (соль бемоль – партия вторых басов)

 

 

Такт 17: (си бекар, фа диез, ля бемоль)


 

 

 

 

Дыхание

 

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски.

Дыхание данного сочинения построено на общехоровом дыхании и пофразовом.

При исполнении данного произведения вдох должен быть активным, по продолжительности разный, в зависимости от темпа произведения, атака звука очень твёрдой. Например,


Затакт –  такт 1:

 

 

 

По продолжительности  вдох средний, но активный.


 

Такт 38:

Вдох короткий, активный.

 

 

Общехоровое дыхание  берётся после каждой паузы, звучащей в данном произведении.

 

 

 

Исполнительский анализ

 

П. Чайковский в своём произведении использует некоторые элементы выразительности. Рассмотрим их поподробнее.

 

Звуковедение — способ связи звуков в процессе фонации. Включает в себя технику использования различных штрихов в процессе вокального интонирования. Звуковедение обусловлено принципом работы дыхания, фонетической структурой вербального текста.

Основные виды звуковедения: связное (legato) и дискретное (staccato, non legato).

В данном произведении используется дискретное звуковедение – non legato.

Non legato - (не связывая) – способ исполнения, при котором переход от одного звука к другому происходит отдельно, но не отрывисто. Один из основных видов артикуляции и штрихов.

 

Фермата — знак в нотном письме, указывающий исполнителю на необходимость продления звука, аккорда, паузы. Фермата увеличивает продолжительность звучания (или паузы) примерно в 1 1/2—2 раза. Однако эта величина может колебаться в зависимости от художественных намерений произведения и образного значения данной музыкальной фразы.

Такт 30:     Такт 43:


 

 

 

 

 

 

Основные дирижерские и исполнительские  трудности

 

Художественный  уровень исполнения каждого музыканта  зависит не только от его таланта и исполнительского мастерства, но и от всей предварительной работы по освоению произведения. Работа эта требует огромного, настойчивого, целенаправленного творческого труда и в зависимости от сложности и объемности произведения продолжается длительное время.

Основная задача для достижения успеха при выполнении этого произведения ложится на плечи  дирижера – четкий показ вступлений, изменение характеров жестов.

В данном произведении есть несколько важных и сложных  моментов для его исполнения:

    • Передача характера произведения в жесте дирижёра;
    • Чёткие и твёрдые вступления и снятия;
    • Чёткая дикция (для хора);
    • Быстрая организация в темповом плане;
    • Исполнение пунктирного ритма;
    • Показ в жесте штриха non legato;
    • Для передачи жеста non legato необходимо подключать предплечье;
    • При дирижировании non legato музыка произведения требует более твердой, имеющей тенденцию к сжатию в кулак, кисти;
    • Дирижёрское среднее положение рук. Все остальные постановки употребляются эпизодически (высокое и низкое положения);
    • Художественная передача образа, как дирижёром, так и хором.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Баранов Б. Курс хороведения: Учебник. – Москва, 1991
  2. Виноградов К. Дикция в хоре. – Москва «Музыка», 1967
  3. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – Москва «Музыка», 1990
  4. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. Изд. 4-е. – Москва «Музыка», 1988
  5. Романовский Н. Хоровой словарь. – Ленинград «Музыка», 1980
  6. Козырева Г., Якобсон К. Словарь по хороведению. – Красноярск, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский  Государственный Университет Культуры и Искусств

 

 

 

 

 

 

Аннотация на хоровую партитуру

П.И. Чайковского, на  слова  А.С. Пушкина 

"Что смолкнул веселия глас..."

 

 

 

       Выполнил  студент 346 группы:

                                                                                                        Глазов Ярослав.

                   Проверил:     

 

 

 

2013г.


Информация о работе Вокально – хоровой анализ произведения П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…»