Вокально – хоровой анализ произведения П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Произведение П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…» написано для четырёхголосного однородного мужского хора a cappella.
Общий диапазон хора – фа большой октавы до си первой октавы.
Тесситурные возможности хора не удобные, диапазоны партий широкие, присутствуют высокие ноты и перестроения на разные регистры.
Мелодическая линия произведения скачкообразная, насыщена альтерированными звуками, полутоновыми ходами. Не распевная, иногда приобретает форму статичности.
Звуковедение дискретное.

Файлы: 1 файл

Chto_smolknul_veselia_glas.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

«Что  смолкнул веселия глас? Раздавайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют  нежные девы, и юные жены, любившие нас!»

 

Со второй части  произведения метр изменяется на размер 12/8. Такой размер придаёт музыке свободу, большее движение, восторженность. По литературному тексту происходит движение, действие:

«Полнее стакан наливайте…»   «Заветные кольца бросайте!»

и для целостного образа произведения, композитор изменяет музыкальный размер.

В 34 такте метр снова изменяется на первоначальный.

В этом такте  добавлен литературный текст. Словосочетание «точно и». для сохранения структуры  произведения, его характера и  настроения, композитор меняется на один такт метр. В следующем же такте (35) вновь звучит 12/8.

Последняя часть  произведения исполняется в первоначальном размере. В этой части вновь музыкальный  язык отражает литературный текст произведения:

«Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Характер торжественный.

Ритм играет большую роль в донесении характера произведения. В данном произведении он почти одинаковый.

Мелодическая  линия движется четвертями, пунктиром, восьмыми, четвертью с точкой. Также встречается половинная, половинная с точкой, четверть с двумя точками и шестнадцатая.

 

    • Темп произведения:

Темп (итал. tempo от лат. tempus — время) — определение скорости выполнения и характер движения музыкального произведения, а также одно из средств музыкальной выразительности. Отражается словами, а с середины 19 века также точным обозначением метронома.

Первоначальный темп произведения – Moderato assai, что в переводе «Умеренно весьма». Данный темп отражает характер произведения – торжественный и приподнятый.

С 18 такта звучит meno mosso (менее подвижно). Это изменение композитор вносит, чтобы изменить подчёркнуть художественную мысль:

«Да здравствуют музы, да здравствуйте разум!»

 

После этого  снова первоначальный темп (a tempo).

Аналогичное изменение  находится в 23 – 24 тактах.

С 25 такта звучит Andante (не спеша).

Четвёртая часть  звучит в темпе Allegro (быстро). Торжественное заключение произведения. Здесь звучит основная мысль и идейное содержание произведения:

«Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

 

В 44 такте темп становиться менее подвижным (meno mosso). Основная мысль повторяется и утверждается в спокойном темпе.

 

    • Динамика произведения:

Динамика (от греч. δύναμις — сила) – это состояние движения, ход развития.

Весь динамический диапазон логично связанный с  метроритмом, с мелодией произведения, с гармонией и ладотональностью, с фактурой.

В произведении ярко соотнесены все средства музыкальной выразительности так, что они четко и ясно раскрывают художественный и мелодичный образ произведения.

Весь динамический план произведения построении в основном на громкой динамике, так как музыка несёт в себе торжественный, ликующий характер.

Произведения  начинается на динамический нюанс f, а в 4 такте уже звучит ff.

Вторая часть  начинается с темы вторых басов, которые  ведут свою мелодическую линию на оттенок – f. Каждое новое вступление темы тоже звучит на f. В 17 такте звучит ff.

Третья часть  звучит на р, а в 26 такте рр, показывая как бледнеет лампада.

Но уже в 29 такте вновь звучит f. На такой динамический нюанс заканчивается произведение.

Вокально – хоровой анализ

 

Произведение П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…» написано для четырёхголосного однородного мужского хора a cappella.

Общий диапазон хора – фа большой октавы до си первой октавы.

Тесситурные возможности  хора не удобные, диапазоны партий широкие, присутствуют высокие ноты и перестроения на разные регистры.

Мелодическая  линия произведения скачкообразная, насыщена альтерированными звуками, полутоновыми ходами. Не распевная, иногда приобретает форму статичности.

Звуковедение  дискретное.

 

Партия  теноров:

Диапазон партии первых теноров – фа малой октавы до си первой октавы.

Диапазон партии вторых теноров– фа малой октавы до соль первой октавы.

Тесситурные возможности  не удобные, присутствуют высокие ноты, которые необходимо исполнять продолжительное  время. Диапазон широкий.

 

Партия  первых басов:

Диапазон партии первых басов – си большой октавы до ре первой октавы.

Тесситура удобная. Диапазон рабочий.

Диапазон партии вторых басов – фа большой октавы до ре первой октавы.

Тесситурные условия  не удобные из-за перестроения голосовых  связок с нижнего регистра на верхний  регистр и наоборот.

 

Строй

Строй хора – согласованность между певцами хора относительно чистоты звуковысотного интонирования. Качество хорового строя зависит от музыкальной и вокальной подготовки певцов, состояния голосового аппарата, ансамбля, акустики помещения, а также от слуховых качеств руководителя хора.

Существуют понятия мелодического и гармонического хорового строя.

Мелодический (горизонтальный) строй – это чистое интонирование мелодии вокальным унисон (хоровой партией, всем хором, поющим в унисон).

Гармоничный (вертикальный) строй – правильное интонирование интервалов, аккордов.

Мелодический  и гармонический строй представляют собой одно органическое целое и разделять эти два строя на две отдельные составные части ни в коем случае нельзя.

 

    • Мелодический строй произведения:

Работа над  чистотой интонирования мелодического строя в хоровом коллективе – основа для создания интонационного ансамбля хоровой партии. В процессе разучивания произведения (особенно тяжелых новых партитур) хормейстер должен провести тщательные занятия с каждой партией, добиваясь не только воспроизведения нотного и литературного текста, но и выработки устойчивых вокально-технических навыков и развития вокально-слуховых ощущений. При этом каждый певец и вся партия должны хорошо знать свой нотный и литературный текст, сохраняя при выполнении чистоту интонирования на основе логики интонационного мышления, ладогармоничной взаимосвязи и тяготения, сохранения четкой метро – ритмичной и темповой организации отрезка, части и произведения в целом. Такая работа и обеспечит достижение необходимого интонационно чистого ансамбля каждой хоровой партии.

 

Партия  первых теноров:

Такт 1:


Скачок на чистую кварту вниз.

Исполняется утвердительно.

 


Такт 14:

Отмена ключевого  знака – ми бекар.

Исполняется высоко.

Альтерированный звук – фа диез.

Исполняется высоко.


Такт 18:

Альтерированный звук – до диез.

Исполняется низко.

 

Такт 19:


Отмена ключевого  знака – си бекар.

Исполняется высоко.

 


Такт 25:

Скачок на малую сексту вверх.

Исполняется низко.

 

Такт 28 – 29:


 

 

Межтактовый скачок на чистую октаву вверх.

Исполняется широко, с небольшим тяготением вверх.


Такт 29:

Альтерированный звук – ля бемоль.

Исполняется низко.

 

Партия  вторых теноров:

Затакт – такт 1:


Скачок на чистую кварту вверх.

Исполняется утвердительно.

 


Такт 9:

Мелодический  ход на малую секунду вниз.

Исполняется высоко.


Такт 12:

Альтерированный звук – фа диез.

Исполняется высоко.


Такт 14:

Отмена ключевого  знака – ми бекар.

Исполняется высоко.

 

 

Такт 17:


Отмена ключевого  знака – си бекар.

Исполняется высоко.

 

Такт 28 – 29:


 

 

Межтактовый скачок на малую сексту вверх.

Исполняется низко.

 

Партия  первых басов:


Такт 4:

Скачок на чистую кварту вверх.

Исполняется утвердительно.

 

Такт 4 – 8:


 

 

 

Трудность – удержание  одной ноты на постоянной высоте. Существует тенденция к понижению звука, поэтому певцам необходимо мысленно «приподнимать» звук вверх.


 

Такт 10 – 11:

 

 

Межтактовый скачок на чистую квинту вниз.

Исполняется утвердительно, с небольшим тяготением вниз.

 

Такт 12:


Альтерированный звук – фа диез.

Исполняется высоко.

Отмена ключевого  знака – ми бекар.

Исполняется высоко.

Такт 14:


Альтерированный звук – до диез.

Исполняется низко.


Такт 17:

Отмена ключевого  знака – си бекар.

Исполняется высоко.

 

Такт 21:


Альтерированный звук – ля бемоль.

Исполняется низко.

 

 

Партия  вторых басов:

Такт 4:


 

 

 

Скачок на чистую октаву вверх.

Исполняется широко, с небольшим  тяготением вверх.


 

Такт 5:

 

 

Альтерированный звук – соль бемоль.

Исполняется высоко.


 

Такт 9:

Отмена ключевого  знака – ми бекар.

Исполняется высоко.

Такт 12:


Альтерированный звук – до диез.

Исполняется высоко.


Такт 13:

Альтерированный звук – фа диез.

Исполняется высоко.


Такт 15 – 16:

 

 

 

Межтактовый скачок на чистую кварту вверх.

Исполняется утвердительно.


Такт 17:

Полутоновые хода.

Исполняется высоко.


Такт 29:

Альтерированный звук – ля бемоль.

Исполняется низко.

 

Такт 45:


 

 

 

 

Скачок на чистую квинту вниз.

Исполняется утвердительно, с небольшим тяготением вниз.

 

    • Гармонический строй произведения:

Чтобы начать работу над гармоничным строем дирижер  должен очень четко знать как  интонируется Б53 и М53.

Б53: Основной тон аккорда - его фундамент - интонируется устойчиво, без напряжения к повышению или понижению.

Средний звук – терция аккорда - «создает аккорд». Необходимо выполнять всегда с большим напряжением к повышению.

Квинта мажорного  трезвучия сложности для интонирования  не имеет и поется устойчиво, как  и основной тон.

М53: Основной тон  имеет тенденцию к понижению. Его нужно петь устойчиво, но с некоторым напряжением к повышению.

Терцию следует  петь с напряжением к понижению.

Квинту следует  интонировать устойчиво, но с некоторым  напряжением к повышению.

 

Иногда в произведении «Что смолкнул веселия глас…» композитор использует септаккорды.

Большие тонические септаккорды интонируются по схеме мажорного трезвучия (основной тон и квинта интонируются устойчиво, терция с подтягиванием вверх), септима интонируется всегда высоко, с подтягиванием вверх. По такому же принципу интонируются все большие мажорные септаккорды.

Малые минорные септаккорды состоят из минорного  трезвучия и малой терции над  ним. Интонируются эти аккорды по схеме минорного трезвучия (основной тон и квинта подаются с легким подтягиванием вверх, а терция – вниз), септима аккордов всегда интонируется низко.

 

 

 

Ансамбль

Понятие «ансамбль» (фр. еnsemble – вместе) – это художественное единство при совместном исполнении, уравновешенность, слитность и согласованность  всех выразительных элементов хорового звучания. Хоровое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и хор в целом, приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов.

Информация о работе Вокально – хоровой анализ произведения П. Чайковского «Что смолкнул веселия глас…»