Влияние С.Дягилева на русскую музыку XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Между тем музыкальная сторона спектаклей дягилевской антрепризы заслуживает специального освещения, поскольку присущий Дягилеву особый дар инспиратора (термин, которым охотно пользуются западные авторы, пишущие о нем) обнаруживал себя в сфере собственно музыкальной не в меньшей мере, чем в области хореографии или художественного дизайна.
Влияние Дягилева на музыкальную сторону “Русских сезонов” проявлялось в разных формах в соответствии с разными гранями его дарования. “Гениальный антрепренер” (как назвал его А.Луначарский), он был открывателем новых музыкальных имен.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Краткая биография С.П.Дягилева………………………………………..4
Музыка “Русских сезонов”…………………………………………………..7
Оперные спектакли С.П. Дягилева……………………………………….8
Балетная музыка………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Московский государственный университет культуры и искусств.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

“Русские сезоны”  радикально обновили жанр балетной музыки, открыв перед композиторами возможности  создания новых форм программного симфонизма. Симфоническая сюита, симфоническая картина, симфоническая поэма – вот жанровые разновидности балетных партитур. Многие композиторы начала ХХ в. стали сочинять балеты специально для дягилевской антрепризы. За Стравинским последовал С.Прокофьев, чье балетное творчество было также инспирировано Дягилевым. Постоянным участником “Сезонов” в качестве дирижера и композитора был и Н.Черепнин (для Дягилева он написал балеты “Нарцисс” и “Красная маска”). Сделать что-нибудь для “Русских сезонов” пожелал и представитель “враждебного лагеря” Римских-Корсаковых – М.Штейнберг, превративший свою пьесу из цикла “Метаморфозы” в балет “Мидас”.

 

К 1914 году дягилевский  стратегический план покорения Европы был завершен. Победу одержал не “интендант”, но “генералиссимус”, как, шутя, называл своего друга А.Бенуа.

 

Описывая предвоенный  сезон, Луначарский писал из Парижа: “Русская музыка стала совершенно определенным понятием, включающим в  себя характеристику свежести, оригинальности и, прежде всего огромного инструментального  мастерства”.

 

Таков был итог музыкальных завоеваний “Русских сезонов” 1908–1914 годов, у истоков которых – гениальная интуиция Дягилева и его редкий дар инспиратора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Для Сергея Дягилева увлечение  историей русского искусства хоть и  не стало делом всей жизни, но совпало с очень важным для него периодом - с первым десятилетием двадцатого века. Заслуги Дягилева в области истории русского искусства поистине огромны. Созданная им портретная Выставка была событием Всемирно-исторического значения, ибо выявила множество художников и скульпторов, дотоле неизвестных. С «дягилевской» выставки начинается новая эра изучения русского и европейского искусства XVIII и первой половины XIX века.

 

Впервые были собраны вместе 2226 экспонатов - живописных портретов и скульптурных бюстов, составивших целую галерею выдающихся людей России, более чем за полтора столетия. Если устроители выставки 1902 года ограничили ее рамками 1700 - 1750, то на дягилевской выставке были представлены и современные художники. За время действия выставку посетило 45000 человек.

 

Заслуга С. Дягилева и в том, что  он впервые вывез за границу выставку русской иконы, живопись России XVIII века, музыку Мусоргского, Римского-Корсакова. Западная Европа была потрясена увиденным. На музыке русских композиторов выросло искусство К.Дебюсси, М.Равеля.

 

Великий русский импресарио Сергей Дягилев вошел в историю не только как человек, впервые представивший  русское искусство просвещенной Европе, организовав прогремевшие на весь мир «Русские сезоны в Париже». И не только как «балетный маг», десятилетия пестовавший исколесившую весь мир труппу «Русского балета». Дягилев умел находить и открывать таланты, умел растить их и всегда безошибочно попадал в пульс времени, предчувствуя и осуществляя то, что через мгновение станет новым словом в искусстве.

 

P.S.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

 

На протяжении трех десятилетий  дом принадлежал большой и  дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.


Информация о работе Влияние С.Дягилева на русскую музыку XX века