Влияние С.Дягилева на русскую музыку XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Между тем музыкальная сторона спектаклей дягилевской антрепризы заслуживает специального освещения, поскольку присущий Дягилеву особый дар инспиратора (термин, которым охотно пользуются западные авторы, пишущие о нем) обнаруживал себя в сфере собственно музыкальной не в меньшей мере, чем в области хореографии или художественного дизайна.
Влияние Дягилева на музыкальную сторону “Русских сезонов” проявлялось в разных формах в соответствии с разными гранями его дарования. “Гениальный антрепренер” (как назвал его А.Луначарский), он был открывателем новых музыкальных имен.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Краткая биография С.П.Дягилева………………………………………..4
Музыка “Русских сезонов”…………………………………………………..7
Оперные спектакли С.П. Дягилева……………………………………….8
Балетная музыка………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Московский государственный университет культуры и искусств.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный университет культуры и искусств

Институт музыки

Отделение сольного академического пения

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по предмету

«История  Русской Музыки»

на  тему:

«Влияние С.Дягилева на русскую музыку XX века»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

 студентка  340 группы

Усатова Екатерина

Проверил

Курченко А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Краткая биография С.П.Дягилева………………………………………..4

Музыка “Русских сезонов”…………………………………………………..7

Оперные спектакли С.П. Дягилева……………………………………….8

Балетная музыка………………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Заслуги Дягилева в области  русской и – шире – мировой  музыкальной культуры как будто  общепризнанны. В монографиях, посвященных “Русским сезонам” в Париже, о них говорится вскользь и походя, как о чем-то само собой разумеющемся. Основное же внимание, как правило, уделяется балету или театрально-декорационной живописи.

 

Между тем музыкальная  сторона спектаклей дягилевской антрепризы заслуживает специального освещения, поскольку присущий Дягилеву особый дар инспиратора (термин, которым охотно пользуются западные авторы, пишущие о нем) обнаруживал себя в сфере собственно музыкальной не в меньшей мере, чем в области хореографии или художественного дизайна.

 

Влияние Дягилева на музыкальную  сторону “Русских сезонов” проявлялось  в разных формах в соответствии с  разными гранями его дарования. “Гениальный антрепренер” (как  назвал его А.Луначарский), он был  открывателем новых музыкальных имен.

 

Пример со Стравинским  говорит сам за себя. В отборе произведений для “Русских исторических концертов” или в компановке оперно-балетных программ “Русских сезонов” сказывались  вкус и чутье талантливого устроителя выставок, знающего толк в законах художественной экспозиции. Наконец, в непосредственной работе с музыкальным текстом оперных и балетных партитур (а такое бывало не раз) ощущалась рука профессионала и навыки опытного редактора.

 

 Но главное, что  давало единое направление всем  видам его деятельности, – это удивительная способность выявлять и инициировать те элементы в творчестве композиторов, которые указывали на некую художественную перспективу, на новые пути, свидетельствовали об искусстве, которое – независимо от даты своего рождения – живет и развивается в сегодняшнем контексте культуры.

 

 Потому-то из русских  классиков Дягилев выделял Мусоргского,  а из числа современных композиторов  – Стравинского, для которого, по  его словам, существовала “только  истина сегодняшнего дня” и  насущная потребность “служить ей с полным сознанием”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая биография С.П.Дягилева

 

 

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье потомственного дворянина.

 Его отец, П. П. Дягилев, рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Елена. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

 

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

 

Жизнь в искусстве

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства.

 

 Спустя несколько  лет после получения диплома  создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи.

 

 Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс:

 в 1897 — Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве,

затем Выставку скандинавских  художников в залах Общества поощрения  художеств,

Выставку русских и  финляндских художников в музее  Штиглица (1898) сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства — Врубеля, Серова, Левитана и др.),

Историко-художественную выставку русских портретов в  Петербурге (1905); Выставку русского искусства  в Осеннем салоне в Париже с  участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского (1906) и др

 

«Ежегодник Императорских  Театров»

 

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Дягилев превратил ежегодник из сухого издания в художественный журнал.

 

Вместе с Дягилевым пришли в  Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

 

В сезон 1900—1901 годах Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

 

В 1906 году Дягилев уехал во Францию. С 1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны».

В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены выступления музыкантов — Сначала это были выставки русского искусства, затем «Исторические русские концерты» в помещении парижского театра «Гранд-опера» и спектакли с музыкой русских композиторов. Настоящей сенсацией стала опера Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов» с Ф. Шаляпиным в роли царя Бориса.В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др

 

. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет.

 

В 1909 году великий князь Владимир поручил Дягилеву основать Русский  балет в Париже.

 

При этом, в тот момент Дягилев  относился к балету пренебрежительно:

 

смотреть его с одинаковым успехом  могут как умные, так и глупые - все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности

 

— М. В. Борисоглебский. Материалы  по истории русского балета, т. II. Л., 1939,стр. 135.

 

Дягилев собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX в., и в 1911-13 гг. на основе «Русских сезонов» он создал труппу «Русский балет Дягилева», в которой работали хореографы М. Фокин и Л. Мясин; композиторы К.Дебюсси, М. Равель и И. Стравинский; художники Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Матисс; танцовщики Русского балета из Мариинского и Большого театров А. Павлова, В. Нижинский, М. Кшесинская, Т. Карсавина.

 

Балетные сезоны затем  продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер.

 

С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

 

С.П. Дягилев был выдающимся деятелем русского искусства, пропагандистом и организатором гастролей русского искусства за рубежом. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом, ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в России и Европе. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока в европейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге он укрепился и стал искусством весьма значительным.

 

C 1907 по 1922гг. С. П. Дягилев организовал  70 спектаклей от русской классики  до современных авторов. Не менее 50 спектаклей были музыкальными новинками. За ним «вечно следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов». «Русский балет» гастролировал по Европе, США, вечно встречая бурные овации.

 

У его могилы, которая находится  рядом с могилой И. Стравинского на острове-кладбище Сен-Мишель, по-прежнему собираются почитатели, которые оставляют там красные розы и изношенные балетные туфли, отдавая дань памяти этому человеку, чьи идеи сыграли такую важную роль в создании современного танца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка  “Русских сезонов”

 

Заслуги Дягилева в области  русской и мировой музыкальной  культуры общепризнанны. В монографиях, посвященных “Русским сезонам” в  Париже, о них говорится вскользь и походя, как о чем-то само собой  разумеющемся. Основное же внимание, как правило, уделяется балету или театрально-декорационной живописи.

 

Между тем музыкальная  сторона спектаклей дягилевской  антрепризы заслуживает специального освещения, поскольку присущий Дягилеву особый дар инспиратора обнаруживал себя в сфере собственно музыкальной не в меньшей мере, чем в области хореографии или художественного дизайна.

 

Влияние Дягилева на музыкальную  сторону “Русских сезонов” проявлялось  в разных формах в соответствии с  разными гранями его дарования. У него была удивительная способность выявлять и инициировать те элементы в творчестве композиторов, которые указывали на некую художественную перспективу, на новые пути, свидетельствовали об искусстве, которое – независимо от даты своего рождения – живет и развивается в сегодняшнем контексте культуры. Потому-то из русских классиков Дягилев выделял Мусоргского, а из числа современных композиторов – Стравинского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оперные спектакли С.П. Дягилева

 

Для дебюта, Дягилев выбрал две  оперы – “Бориса Годунова” Мусоргского и “Садко” Римского-Корсакова. Обе отвечали требованию яркой национальной самобытности и вдобавок были соединены по принципу жанрового контраста: историко-психологическая драма и опера-былина. Однако с “Садко” сразу же возникли затруднения и дело не сладилось. В программе гастролей остался один “Борис Годунов”.

 

Для Дягилева это был первый опыт подготовки музыкального спектакля, и  здесь его роль вышла далеко за пределы “интендантской”. Разумеется, он по-прежнему осуществлял организационное управление всем предприятием: привлек лучшие певческие силы Мариинской сцены во главе с Ф.Шаляпиным, ангажировал целиком хор московского Большого театра вместе с хормейстером У.Авранеком, пригласил известного режиссера А.Санина, с успехом ставившего массовые сцены в драматических театрах, позаботился об отличном дирижере – Ф.Блуменфельде, заказал оформление спектакля группе превосходных художников, в числе которых были Головин, Яремич, Бенуа. Но все это было половиной дела. Главное заключалось в том, что Дягилев предложил этому огромному коллективу исполнителей свое видение, свою концепцию музыкального спектакля.

 

Первое, с чего он начал, было тщательное изучение авторского клавира “Бориса” (издания 1874 г.) и  сравнение его с изданной редакцией  Римского-Корсакова, и его перестановки сцен. Перестановки коснулись в части сцены Бориса с курантами, сцена под Кромами, которая в петербургской постановке опускалась. Обе были включены в парижский спектакль и с той поры закрепились во многих постановках “Бориса” и в России, и на Западе. Восстановив сцену под Кромами, которая в авторской версии венчала оперу, Дягилев сделал финальной сцену смерти Бориса, предвидя ее сильный театральный эффект благодаря исполнению Шаляпина. Бенуа утверждал, что сцена смерти стала “лучшим заключительным аккордом” оперы, давая убедительное завершение психологической драме царя Бориса.

 

Премьера оперы 20 мая 1908 года прошла с огромным успехом. Ее называли шедевром и находили ей аналогию лишь в созданиях Шекспира. “Борис Годунов”, как писала газета “Либерте” на другой день после  премьеры, “обладает такой же (как у Шекспира) интенсивностью изображения прошлого, всеобъемлющим универсализмом, реализмом, насыщенностью, глубиной, волнующей беспощадностью чувств, живописностью и тем же единством трагического и комического, той же высшей человечностью”. Русские артисты показали себя достойными этой музыки. Шаляпин потрясал трагической мощью и поразительным реализмом игры и в сцене смерти, и особенно в сцене с курантами.

Информация о работе Влияние С.Дягилева на русскую музыку XX века