Вибрато как средство музыкальной выразительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

В музыкальном исполнении вибрато является одним из средств художественной выразительности. Оно выражается в периодическом изменении звука по высоте, громкости и тембру.
Вибрато достигает огромного художественного эффекта при правильном его применении. Характер вибрато должен определяться содержанием музыкального произведения в целом, а также функцией каждой отдельной музыкальной фразы. Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяя возможности трактовки произведения и усиливая его эмоциональное воздействие на аудиторию.
«Певучий», «кантиленный» звук связан с наличием в нем вибрато. Обязательным условием так называемой «кантилены» в пении является искусство хорошо соединять звуки мелодии - петь legato. Певучесть, связанность звуков требуется и от инструменталистов. Они должны подражать хорошим певцам в выразительности звучания мелодии.

Файлы: 1 файл

Вибрато как средство музыкальной выразительности Кучиева.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Третья разновидность плохого вибрато исправляется сочетанием вышеуказанных упражнений  в зависимости от индивидуального характера этого недостатка.

Кроме того, распространенной причиной, вызывающей недостаток вибрато, является чрезмерное сжимание шейки  скрипки между «большим» пальцем и основанием указательного пальца. В этом случае необходимо упражняться в вибрато без участия «большого» пальца, оперев головку скрипки на устойчивый предмет. Наряду с этим  нужно рекомендовать отведение основания указательного пальца на некоторое расстояние от шейки. Такая постановка способствует свободным вибрационным движениям.

Изучение вибрации всецело зависит от подвинутости ученика и индивидуального овладения  игровыми навыками. Обычно к работе над вибрацией нужно приступать на втором - третьем году обучения, после овладения сменой позиций. Смена позиций и вибрация – сходные навыки, одинаково требующие свободного, не напряженного состояния левой руки.

Подготовленность  учащегося к усвоению приема вибрато  определяется наличием у него двух непременных условий:

  1. Возникшей у учащегося эстетической слуховой потребностью в вибрато как в звуковой краске.
  2. Отсутствием лишних напряжений в игровом аппарате.                                                                                                                          

 

Кроме этого ученик должен обладать к данному моменту достаточно устойчевой интонацией, выровненным движением смычка и определенным минимумом подвинутости.

Если ученика затрудняет вибрато  в вынужденно неестественном положении  руки, которое требуется скрипичной постановкой, можно порекомендовать  ему сначала нацти удобное  движение в нормальном положении  руки, например, играя на поверхности  стола, как бы на рояле, или держаскрипку между коленями, как виолончель. Иногда в этом положении рука с большей легкостью находит ненапряженное вибрато.

Еще одним из недостатков – «зажимов», тормозящих развитие вибрато, является зажим в одном из направлений  движения руки. Иногда рука может свободно совершать нужное движение по направлению к подставке, а в обратном же направлении движение тормозится. И наоборот, движение к головке может происходить свободно, а движение к подставке может тормозиться. В этих случаях должно помочь такое упражнение: медленное вибрато с активными акцентами пальца в сторону к подставке или в обратную сторону, в зависимости от того, какое из движений тормозится.

 В дальнейших занятиях следует  изобретать и задавать самые  различные упражнения на разные музыкальные сочетания вибрато с динамикой и агогикой исполняемой фразы. Большую пользу в подготовке ученика к работе над вибрацией могут оказать некоторые упражнения, направленные на освобождение и развитие мягкости, податливости кистевого и пальцевых суставов, развивающих свободу изолированных движений пальцевых суставов. Именно их эластичность особенно важна для вибрации. Благодарным материалом для воспитания данного навыка служат хроматические последовательности, т.к. скольжение пальцев по струнам при игре хроматизмов вынуждает ученика освобождать руку и пальцевые суставы от напряжений, возникающих в результате прижатия струн к грифу.

Порекомендовать для упражнений в  качестве начального материала можно  этюд А.Комаровского (из сборника этюдов под ред. М.Гарлицкого, Вып. 1, №50) и этюд Ф.Вольфарта №16 из сборника этюдов 1-3 классов. Они предназначены непосредственно для развития хроматических движений пальцев (их нужно производить быстро, энергично, отделяя пльцы друг от друга). Скольжение пальца нужно довести до определенной скорости, добиваясь неслышемых переходов и интонационной точности звучания. Во время движения скользящего падьца нажим на струну должен быть уменьшен. Нужно также ослабить сжимание шейки скрипки между ладонью и большим пальцем.

Гибкость и эластичность суставов не должны переходить в разболтанность. Для осуществления качественной вибрации нужны определенная собранность, ощущение внутренней упругости (без зажатости) и достаточный нажим пальца на струну. Подвижность пальцевых суставов хорошо развивается при игре минорных гамм и минорных последовательностей с изменяющимися ступенями  (Г.Гаммель Этюд №28, Н.Бакланова «Аллегро», Ф.Вольфарт Этюд №6, Д.Кабалевский «Клоуны»).

Материалом для более подвинутых учеников могут служить этюды  Г.Кайзера соч. 20 (№№8,12), Г.Грозовского (№11), А.Яньшинова соч. 16(№2), Я.Донта (подготовительные к этюдам Р.Крейцера и П.Роде, №№8,11) и др.

Для выработки изолированных движений пальцев левой руки полезны этюды  Ф.Волфарта (№№51 и 59), Р.Крейцера (№17).

                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Очень полезным упражнением для  изучения переходов в позиции  и подготовки пальцев к вибрированию является упражнение со скользящим большим  пальцем. Делается оно так: рука устанавливается  в III позиции, второй палец нажимает на струне ля ноту ми, а большой палец делает скользящие движения вдоль шейки скрипки от I к IV позиции. Все суставы вместе с кистью должны плавно разгибаться и сгибаться, не отходя от взятой ноты. Это упражнение хорошо провести со всеми, поочередно прижатыми пальцами, но четвертый палец нужно устанавливать вместе с третьим в целях лучшей опоры.

Рекомендуется и другое упражнение: рука устанавливается в IV или V позиции, ладонь упирается в корпус скрипки, второй и третий пальцы производят глисандирующие движениятак, чтобы подушечки пальцев как бы вминались в гриф.

Непосредственными упражнениями для  образования навыка вибрации являются колебательные движения кисти левой  руки. Они проводятся без скрипки, плавным движением в обе стороны  вначале с помощью педагога, который  направляет руку ученика. Цель этих упражнений – фиксировать внимание учащегося на двигательных ощущенияхпри импульсах, идущих от кисти левой руки. Педагог должен следить за тем, чтобы у ученика не возникало напряжение в кистевом суставе. Показателями его являются застывшие, скрюченные пальцы, резкие движения кисти, активное движение пальцев при застывшей кисти. Часто напряженность колебательных движений создается из-за зажатости в предплечевом или плечевом суставе, поэтому нужно следить за свободой во всей руке.

Колебательные движения должны быть широкими (несколько преувеличенными  по сравнению с вибрацией) и небыстрыми – вначале гараздо более медленными, нежели при вибрации. В таком темпе  бывает легче добиться требуемой  свободы.

Главным приемом, способствющим образованию вибрации, является ритмическаяорганизация колебательных движений. С этой целью надлежитприравнять колебательные движения сначала к восьмым, затем к триолям и шестнадцатым, которые педагог отщитывает вслух. Раскачивая кисть ритмически без инструмента, надлежит затем повторить на  инструменте с опорой большого пальца о шейку скрипки, но без звука и нажима пальца на струну. При этом ладонь должна быть несколько отведена от шейки скрипки, так же как и в дальнейшем при вибрировании.

Начинать изучение самой вибрации лучше всего с упражнения, основанного на вибрирующих движениях кисти, с опорой большого пальца о шейку и скользящими движениями по грифу второго и третьего пальцев. Постепенно скольжение пальца нужно сокращать до полной задержки на одном месте грифа, сохраняя при этом вибрирующее движение кисти. Вначале можно придерживать в кистевом суставе руку ученика, помогая ему почувствовать ее колебания.

Когда колебательные движения станут плавными и равномерными (чего можно добиться на первом уроке), можно перейти к упражнениям со смычком, с тем чтобы колебательные движения получили свое воплощение в звуке. Вначале особое внимание следует обратить на вибрирующий палец. При вибрировании он не должен отрываться от струны и производить прыгающие движения. Работая над вибрацией, нужно делать частые перерывы, чтобы не возникло зажатости.

Если предварительные упражнения занимают 1 – 2 урока, то достижение устойчевого  навыка вибрации иногда длится несколько месяцев. Упражнения в вибрации должны быть проработаны не только в классе,  но и дома.

Упражнения в вибрации хорошо проводить  на длинных нотах, в медленном  темпе (восьмыми, триолями). Движения должны осуществлятся как бы толчком, акцентом на каждое колебание кисти. Очень  полезно начинать такие упражнения с одновременным акцентом в правой руке.

На начальном этапе не следует  добиваться законченной вибрации –  столь же быстрой, как и у взрослого  сформировавшегося исполнителя. Это  не свойственно детскому исполнению. Напротив, такая вибрация может принести даже вред учащемуся, так как в дальнейшем, с увеличением моторности, способности мышц к быстрым движениям, ее скорость будет увеличиваться, и вместо полноценного звучания возникнет «блеющий», тремолирующий звук. Стремление некоторых учеников сразу играть быстрой вибрацией приводит к беспорядочным движениям. С такой тенденцией нужно бороться и терпеливо вырабатывать правильный двигательный импульс, пройдя начальный этап ритмической организации колебаний полностью. Этот период можно сократить, в зависимости от быстроты усвоения вибрации учеником, но миновать его нельзя.

 С более подвинутыми учащимися  полезно использовать этюды Мазаса, написанные специально для развития певучести звука и вибрации (№№1 и 7)

Все четыре пальца, которыми пользуются скрипачи, имеют разные подушечки. Обычно самая узкая подушечка бывает на мизинце. Это является одной из причин того, что скрипачи часто избегают вибрато мизинцем, заменяя его в кантилене другим пальцем. Разница между величиной подушечек остальных пальцев значительно меньше, но и она играет роль в выборе «звучащей» аппликатуры каждым скрипачем.

 

 

Вибрато в двойных  нотах

 

Трудной явлется вибрация  двойных  нот. Различное расположение пальцев  на грифе во время исполнения двойных  нот определяет размах вибрато, возможный на различных интервалах.

Начинать ее изучение нужно с  простых интервалов (сексты и кварты) с участием открытой струны, так  как вибрация здесь ничем не отличается от вибрирования одной ноты. Затем  нужно перейти к вибрации на интервалах большой и малой сексты, так  как чем ближе расположены пальцы друг к другу, тем легче вибрировать. Для начала их лучше всего изучать в III позиции на струнах ля и ми.

 

 

 

 

Уменьшенные квинты, увеличенные кварты, несмотря на близкое  расположение пальцев друг к другу, более неудобны, чем сексты из-за перекрещевания пальцев и не совсем удобного поворота кисти. Поэтому к ним можно перейти после вибрации на секстах.

С увеличением расстояния между  пальцами возрастает необходимость  в подвижности пальцевых суставов. Способность двух далеко расположенных пальцев к суставным движениям неодинакова ввиду неравной их длины, что и создает известное затруднение привибрировании. Когда ученик осваивает вибрацию на широком расположении пальцев, ему нужно подсказать, что более короткий (или слабый) палец должен как бы присоединяться к более длинному и сильному, «опираться» на него в колебательных усилиях.

Вибрация двойными нотами часто  вынждает исполнителя изменить способ вибрирования, например, перейти к  смешанной вибрации.

Итак, проходить интервалы надлежит по степени их сложности для вибрации: большая секста – кварта, малая терция – большая септима (в III позиции 1-2м, 2-3м и 1-3м пальцами), затем вернуться к тем же интервалам, но с участием четвертого пальца.

Вибрирование октав (а также  децим) удается легче, если основным вибрирующим пальцем является первый, а четвертый как бы пассивно к нему присоединяется. Обычно после усвоения вибрации одинарными нотами, особенно в I и II позициях (то есть без опоры о корпус скрипки), вибрация двойными нотами не представляет особых трудностей. Чаще всего трудности возникают при возобновлении хватательного движения, когда ладонь соединяется с шейкой скрипки. Если же исполнение двойных нот с вибрацией не удается, то полезно поупражняться в вибрации гамм двойными нотами (в терциях, секстах и октавах), исполняя их мелодически и гармонически, проводя их в ритме шестнадцатых в медленном темпе с перерывами после двух – четырех интервалов для отдыха.

Одно из первых произведений, где  появляются двойные ноты – это  вариации ре минор Ш.Берио (вар.V). В данном случае их полезно провибрировать сначала в одноголосном изложении, но с точной аппликатурой. Затем, установив пальцы на двух струнах, вибрировать обоими пальцами, играя поочередно верхний и нижний голос.

Если возможность обучения вибрации оспаривается, но всеже имеет сторонников, то вопрос о возможности исправления вибрации вызывает сомнения у большинства. Многие педагоги выражают опасение, что ухудшится звук (с плохой вибрацией все же «звучит», а если начать менять и исправлять ее – качество звука резко ухудшится). Практика проведения этой работы в школе доказывает, что учащиеся, с которыми занимались исправлением вибрации, значительно улучшили качество звука, повысили выразительность исполнения, вообще стали лучше играть.

Исправление дается нелегко, требует  много времени и усилий со стороны  играющего и педагога.

Приступая к исправлению вибрации, следует проанализировать, почему она  не удается ученику. В некоторых  случаях причиной является плохого качества звукоизвлечение, а вибрация лишь «прикрывает» его. С такими учениками  нужно начинать работу над звукоизвлечением.

Информация о работе Вибрато как средство музыкальной выразительности