Урок в классе фортепиано

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:54, творческая работа

Описание работы

Цель урока: Заинтересовать ребёнка игрой на фортепиано, добиться его
самостоятельной игры на уроке.

Файлы: 1 файл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.pdf

— 355.82 Кб (Скачать файл)
Page 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Даниловская детская школа искусств»
План-конспект мастер-класса по теме:
«Первый урок в первом классе»
Преподаватель : Запольских Ирина Валентиновна
Предмет: Специальность в классе фортепиано
Дата проведения: 2011-2012 уч.г.
Учащийся: Сапожников Влад , возраст 7 лет, класс 1

Page 2

-2-
Тема урока: «Первый урок в первом классе» .
Цель урока: Заинтересовать ребёнка игрой на фортепиано, добиться его
самостоятельной игры на уроке.
Вид урока: традиционный.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Развивающая:

развитие навыков внимания, слышания слов педагога, точного исполнения
требований преподавателя;

освоение нового познавательного материала.
Обучающая:

изучение техники извлечения звука,
освоение упражнений и пьесок.
Воспитательная:

воспитание устойчивого интереса к процессу обучения и исполнения;

развитие образного музыкального мышления.
План урока:
1. Организационный момент. Знакомство.
2. Теоретические сведения об инструменте.
3. Подготовительные упражнения.
4. Разучивание лёгких пьесок без нот.

Page 3

-3-
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Сегодня мы проводим мастер-класс по специальности
" фортепиано" в Даниловской детской школе искусств с учащимся 1 класса
Сапожниковым Владом. Тема нашего урока: «Первый урок в первом классе».
Это - ученик Косминской Л.А. С помощью Влада мы покажем вам вариант
первого урока с начинающим пианистом.
Знакомство
-
знакомимся с учеником, спрашиваем , видел ли он раньше пианино,
пытался ли играть на нём.
2. Теоретические сведения.
Учитель:
- Знаешь ли ты как получается звук? .........Правильно, у пианино есть клавиши,
а ещё внутри есть много-много струн. Когда мы нажимаем на клавишу ,
срабатывает молоточек, который приделан к клавише. Он ударяет по струне и
получается звук. Звук может получится громкий, а может тихий.Как ты думаешь,
от чего это зависит?.........Правильно, смотря с какой силой мы нажмём клавишу.
Именно потому, что на этом инструменте можно играть и громко и тихо - его
назвали " фортепиано" , что означает " громко"- "тихо". Попробуй сыграть
звук громко и тихо. ..........Скажи, а каким звуком ты бы изобразил гром.
грозу?...........( учитель изображает), а журчание ручейка?..........( учитель
изображает).
А теперь внимательно посмотри на
клавиши.......... Ты что-нибудь
замечаешь?.................Правильно! Есть белые клавиши, а есть чёрные!. Белых
клавиш - много, а чёрных - немного. Посмотри теперь внимательно на чёрные
клавиши...........Что-нибудь замечаешь?.............Чёрные клавиши чередуются -
две-три-две-три-две-три. Попробуем с тобой сделать такое упражнение:

Page 4

-4-
3. Подготовительные упражнения.
Упражнение1: погладить чёрные клавиши отдельно каждой рукой в восходящем
и нисходящем движении поочерёдно 2-3-2-3-2-3 с закрытыми глазами, называя
при этом количество клавиш "две- три- две-три и т.д.".
А теперь скажи, заметил ли ты сейчас, когда нажимал клавиши, что звук как-то
менялся?.............Слева он был грубым, а справа - тоненьким, как у мышки. Звуки
бывают низкими и высокими. Сейчас мы с тобой поиграем в "машинку":
Упражнение2: "машинки" - нужно представить , что ты держишь в руке
машинку и по команде " вверх" или " вниз" катить машинку по клавишам в
нужном направлении. Катаем машинку и левой и правой рукой, стараемся не
ошибаться, где на клавиатуре верх, а где- низ.
Упражнение3: ( Педагог играет музыку , изображающую медведя , затем
птичек). Нужно угадать , кто живёт внизу, а кто высоко на дереве).
Упражнение4: Игра "мишки-куклы" на правильную посадку. Ребёнок по
команде преподавателя "мишка" то съёживается, сжимается , то по команде "
кукла" распрямляет спинку.
Упражнение5: на раскрепощение плечевого пояса , рук и запястий - болтание
руками при наклоненном туловище, потряхивания кистями, " стирка"," крыло
птицы".
Упражнение6: "пальчики здороваются"- первый палец поочерёдно кончиком
прикасается к другим пальцам кисти. Делаем это упражнение отдельно левой и
правой кистью.

Page 5

-5-
Упражнение7: "колёсико" - падения на клавиатуру свободных кистей, а затем
делаем кистью " колёсико", соединив первый и средний палец, и пробуем
сыграть звук "колёсиком".
Упражнение8: "радуга- дуга"- рисуем в воздухе радугу поочерёдно то правой,
то левой рукой .Делаем свободные падения кисти на клавиатуру " колёсиком".
Упражнение8: "ровные шаги" - теперь играем поочерёдно правой- левой
( звуки до-до),начиная с басов изображаем шаги папы- медведя, затем мамы-
медведихи и шаги маленького медвежонка , постепенно ускоряя темп. Выясняем,
что на пианино можно играть и медленно и быстро и что в музыке всегда
слышны ровные шаги.
Упражнение9: "дождик весёлый и грустный" Играем капли дождя на высоких
звуках до-до, педагог аккомпанирует в мажоре, затем в миноре, предлагая
угадать, который дождик весёлый. а какой грустный. Делаем вывод, что на
пианино можно сыграть музыку и весёлую и грустную. Педагог сам ещё
исполняет небольшие отрывки, предлагая угадать, какую музыку он играет,
грустную или весёлую.
Упражнение10: ребёнок , играя уже несколько раз за урок ноту "до", может
самостоятельно поискать её на всей клавиатуре возле двух чёрных клавиш.
4. Разучивание лёгких пьесок без нот. ( по возможностям ребёнка)
1. "Прыг- скок" (сб-к А.Д.Артоболевской).
2. "Вальс собачек" (сб-к А.Д.Артоболевской).
3. "Казачок" (сб-к А.Д.Артоболевской).
4." Лёка" (сб-к А.Д.Артоболевской).

Page 6

-6-
5. Рекомендации преподавателям:
Пьески разучиваются быстрым способом - например, в пьеске " Прыг-скок"
ребёнок роняет кисти рук сначала на свои колени, запоминая что делает правая ,
а что делает левая - обязательно под текст пьески. Так ребёнок сразу приучается
играть ровно и слышать исполняемую мелодию. Например: Левая коленка-
"прыг", правая коленка -"скок", левая коленка "на" , " кочку"- голова или коленка
учителя, пианино и т. д. (в разных вариантах). Ребёнку нравится эта игра. Таким
образом, выполняя все движения крупно, он быстро запоминает, координирует
свои движения и легко переносит их на клавиши в более мелком варианте.
В "Вальсе собачек" - используем те же колени и хлопки над головой, запоминая
ритм:" Раз- два- три- раз!" и т.д.
6. Примечание:
Первый урок - это наиболее яркое и запоминающееся событие в жизни ребёнка,
а поэтому то, о чём он узнает, останется с ним надолго. В данном занятии ценно
то, что перед учащимся показаны скрытые для начинающего пианиста
возможности фортепиано: громко-тихо, низко- высоко, весело-грустно. Ребёнок
открывает для себя то, что музыка - это не просто звуки, а звуки со смыслом:
они могут кого-нибудь изображать или могут передать настроение. Игровая
форма занятия для учащегося всегда увлекательна, обычно ребёнок с большим
удовольствием делает предложенные педагогом упражнения. Особенно ценно то,
что ребёнок узнаёт, что он с первого урока уже сам может играть на инструменте.
Это пробуждает большой интерес к дальнейшим занятиям и достижениям
результата. Один из главных педагогических приёмов - добиться успеха,
поэтому пусть на каждом занятии ученик почувствует свой успех даже через
какую-то лёгкую выученную пьеску, что будет являться хорошим стимулом для
дальнейших занятий.

Page 7


Информация о работе Урок в классе фортепиано