Трактовка фортепианной партии в романсах С.Рахманинова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 11:14, реферат

Описание работы

В русском классическом музыкальном наследии одно из важных мест принадлежит романсу, одному из самых демократичных жанров, разнообразному и богатому по образности и тематике. Его появление связано с самым ранним, начальным этапом формирования русской классики. Уже в конце XVIII века возникает российская песня, затем целый ряд композиторов начала XIX века обращается к нему (Н.А. и Н.С. Титовы, М. Виельгорский, Н. Жилин, Д. Кашин, В. Яковлев). Уже в этот ранний период становления жанра лучшие из них впитали в себя народно-песенные интонации, чем была обусловлена, прежде всего, их популярность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Творческий облик С.Рахманинова……………………….6
Глава 2. Вокальное творчество С.Рахманинова…........................
2.1 анализ романсов с концертной и драматической трактовкой
2.2 Исполнительские особенности фортепианной партии в романсах
С.Рахманинова
Заключение ……………………………….
Список литературы………

Файлы: 1 файл

лена Microsoft Word9.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

3 симфонии композитора (1895,1907, 1936) соединили черты лирико-драматического симфонизма Чайковского и эпического симфонизма композиторов «Могучей кучки»

 

В «русский период» композитор неоднократно обращался к синтетическим жанрам.  Он написал более 80 романсов на стихи в основном своих современников – они завершили развитие русской вокальной лирики XIX века. Тщательно разработанное фортепианное сопровождение приобретает нередко равноправное значение с вокальной партией, а порой и главенствующее. Рахманинов вслед за Чайковским симфонизировал камерно-вокальный жанр.

Три оперы композитора («Алеко» 1892, «Скупой рыцарь» 1904, «Франческа да Римини» 1904) – это образцы «малой» камерной формы, в них опера сближается с жанрами кантаты и симфонии (что типично было для оперных исканий того периода).

  Новаторское слово сказал Рахманинов в области русской кантаты. Если Танеев в своём хоровом творчестве широко использовал приёмы a capella,то  Рахманинов сблизил кантату с симфонической музыкой и оперой («Весна» и «Колокола»).

Выдающийся вклад Рахманинов внёс в духовную музыку. Его хоровые кантаты a capella «Литургия Иоанна Златоуста» (1910) и «Всенощное бдение» (1915) соединили мелодику знаменного распева с приёмами оперной и симфонической драматургии.

Рахманинов – композитор глубоко национальный. Он считал, что мелодия – «главная основа всей музыки», а «народный мелос – естественный источник вдохновения». Истоки мелодического языка Рахманинова многообразны: городская и крестьянская песенность, знаменный распев, романс. Но у композитора народные истоки отражены не так конкретно как у его предшественников, а преломлены в общем, народно-национальном синтезе. Нередко в его произведениях используются лады – фригийский, гексахордные. Гармония Рахманинова, её новаторский характер, определились уже в его первых сочинениях («Алеко»).

Если в ранний период творчества у него преобладают распевные темы широкого дыхания, в поздний, в соответствии с общей тенденцией XX века, ведущую роль начинает играть микротематизм. Некоторые лирические мелодии Рахманинова приобретают «восточный» оттенок, что соответствует традициям русской композиторской школы.

              Композиторское дарование Рахманинова неразрывно с его исполнительским гением. Как пианист он был признан величайшим исполнителем, как и Ф.Лист, А. Рубинштейн. Его виртуозное мастерство было безгранично по своим возможностям, но он всецело подчинял его художественному замыслу. Его называли «идеальным стратегом» - так было всё продуманно и в то же время поражало выразительной силой, «оркестральностью» звучания.

 

В «русский период» Рахманинов часто выступал в качестве дирижёра, поражая исполнителей и слушателей гипнотической силой своего воздействия.

Где-то третью часть исполненного на фортепиано Рахманиновым удалось сохранить в записи, правда, далеко не совершенной. Это сонаты Бетховена, произведения Шопена, Листа и многих других композиторов, и, конечно, свои собственные.

Рахманинов проделал большую творческую эволюцию:

I период - 80-90-е гг. - период роста и созревания композиторского дарования;

II период -начало 1900-х гг. – расцвет творчества, создание наиболее значительных сочинений в разных жанрах;

III период –с 1905 до 1917г. – расширение тематики и поиски новых выразительных средств;

IV период – отъезд за границу. 1917-1926 гг. – полное молчание, затем возобновление творческой деятельности. Последнее произведение- «Симфонические танцы»- написано в 1940г. Все произведения этого периода инструментальные.                                         Творческий облик

              Сергей Васильевич Рахманинов родился в небогатой дворянской семье 20 марта 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Родители Рахманинова были музыкально одаренными людьми, любившими музыку, посвящавшими ей значительную часть досуга. Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери уже в пятилетнем возрасте. В начале 80-х годов семья Рахманиновых переехала в Петербург.

Мальчику было решено дать музыкальное образование; вскоре он был принят в Петербургскую консерваторию и стал учеником В. В. Демянского. К сожалению, успехи юного музыканта далеко не соответствовали его выдающемуся дарованию. Виной тому — недостаток прилежания со стороны ученика, а также недооценка его таланта преподавателем.

В 1885 году родители Рахманинова, по совету своего племянника — известного пианиста А. И. Зилоти (в прошлом ученика Н. Рубинштейна и Ф. Листа), решили отдать сына в Московскую консерваторию. С этого времени произошел решительный сдвиг в музыкальном развитии Рахманинова. Он стал учеником преподавателя младших классов Н. С. Зверева, у которого и поселился вместе с другими воспитанниками. Зверев не только занимался с учениками на фортепиано, но и заботился об их всестороннем музыкальном и культурном развитии: следил за успехами по общеобразовательным предметам, прививал интерес к концертам и театральным спектаклям; устраивал домашние музыкальные вечера, на которых бывали крупнейшие музыканты, в том числе Чайковский и А. Рубинштейн. Продуманная педагогическая и воспитательная система Зверева чрезвычайно благотворно повлияла на Рахманинова: у него выработались строгий художественный вкус и артистическая требовательность к себе.[2стр180]

В 1888 году он перешел на старшее отделение консерватории и поступил в класс Зилоти. К этому времени у ЮНОГО музыканта обнаружились композиторские способности. Параллельно с фортепианными занятиями он начал посещать классы контрапункта и фуги у Танеева и свободного сочинения у Аренского. Оба они (особенно Танеев) сыграли большую poль в развитии его композиторского дарования. Уже тогда Рахманинов выделялся феноменальной музыкальностью. Его выступления на ученических вечерах становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.

Между тем талантливый юноша жил в трудных условиях. Родители его уже к середине 80-х годов разъехались и не жили в Москве. Вынужденный с 1889 года покинуть дом Зверева, где не было условий для композиторской работы, Рахманинов на ближайшие годы нашел приют в семье В. А. Сатиной (родной тетки, сестры отца), а позднее жил самостоятельно, совместно с некоторыми товарищами по консерватории. Средства к жизни он получал от издания своих произведений, от гонораров за концертные выступления, а также от частных уроков. Впоследствии (после окончания консерватории) он стал работать преподавателем и инспектором музыки в различных общеобразовательных училищах и институтах, хотя и тяготился этой работой.[2стр181]

В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепиано. Незадолго перед этим Зилоти ушел из консерватории; Рахманинов, не желая переходить к другому профессору, самостоятельно и притом в кратчайший трехнедельный срок подготовил трудную и обширную программу, включавшую сонату Бетховена, соч. 53 («Аврору») и сонату си-бемоль минор Шопена. С этой программой он блестяще выступил на экзамене, который Совет консерватории позднее постановил считать выпускным. Последний год пребывания в консерватории был посвящен усиленным занятиям композицией и выступлениям в концертах. В консерваторские годы было написано много произведений в разных жанрах, среди них — пьесы крупной формы, самой значительной из которых является   Первый концерт для фортепиано фа-диез минор (лето 1891 г.).

Весной 1892 года Рахманинов окончил консерваторию по классу сочинения. В качестве экзаменационной работы им была представлена партитура одноактной оперы «Алеко», написанная за семнадцать дней. С большой симпатией отнесся к этой опере Чайковский. Благодаря его содействию она была поставлена в апреле 1893 года на сцене Большого театра.

«Алеко» и Первый концерт — лучшие произведения Рахманинова консерваторского периода. В них наиболее отчетливо проявились характерные черты творчества молодого композитора: замечательный мелодический дар, выдающееся гармоническое чутье, свежесть и непосредственность вдохновения, стремление к значительным мыслям и чувствам, к лирико-трагедийным замыслам. В сочинениях консерваторской поры ощущается воздействие на Рахманинова музыки Чайковского и композиторов «Могучей кучки», отчасти также Грига (в Первом концерте).

Однако эти влияния не заслоняют яркую индивидуальность талантливого композитора и лишь свидетельствует о здоровых и прочных корнях его творчества.

На пороге зрелости (90-е гг.). После окончания консерватории Рахманинов переживает творческий подъем и создает многочисленные произведения разных жанров. Работает он преимущественно в области фортепианной, камерно-вокальной и оркестровой музыки. До 1897 года им были написаны три тетради романсов (соч. 4, 8 и 14), содержащие такие замечательные образцы вокальной лирики, как «Не пой, красавица», «Островок», «Весенние воды». Среди фортепианных произведений этого времени надо упомянуть Первую сюиту (названную автором «Фантазия») для двух фортепиано в 4 руки, пьесы (соч. 3, 10) и особенно «Музыкальные моменты» (соч. 16), в которых формируется зрелый фортепианный стиль композитора. Потрясенный смертью Чайковского, Рахманинов создал проникновенное «Элегическое трио» (ре минор), посвятив его «Памяти великого художника». Лучшими работами Рахманинова в симфоническом жанре явились фантазия «Утес» и Первая симфония ре минор, соч. 13 — самое глубокое по замыслу сочинение 90-х годов.[2стр182]

В это время уже вполне отчетливо выступают типичные для музыки Рахманинова образы, проникнутые светло-романтическим, жизнеутверждающим пафосом или страстным протестом, порой и трагедийностью. Складывается типичная рахманиновская лирическая мелодика, появляются характерные своим лаконизмом и суровостью темы эпического и драматического характера; гармония становится все более выразительной, красочной и сочной, раскрывается присущее композитору тонкое чувство оркестрового колорита.

К середине 90-х годов имя Рахманинова стало приобретать известность в широкой публике, а также в кругах московских и петербургских музыкантов. Римский-Корсаков в своей «Летописи» характеризовал Рахманинова, наряду со Скрябиным, как наиболее талантливого представителя молодых композиторских сил Москвы.

В этот период Рахманинов выдвигается и как исполнитель. Он выступает с собственными фортепианными произведениями сначала в Москве, а потом и в других городах России. Осенью 1895 года им была предпринята первая концертная поездка по стране, а двумя годами ранее, в Киеве, при постановке оперы «Алеко» он выступил и как дирижер. Казалось, все 6лагоприятствовало расцвету блестящего таланта. Но в 1897 году композитора постиг тяжелый удар: исполненная весной этого года в «Русских симфонических концертах» в Петербурге Первая симфония потерпела полный провал и вызвала резко отрицательные отзывы прессы. Неудача крайне болезненно отразилась на Рахманинове. Композитор уничтожил партитуру симфонии (В 1945 г. дирижер А. В. Гаук восстановил партитуру по сохранившимся оркестровым голосам и исполнил симфонию, которая с этого времени прочно утвердилась в концертном репертуаре), его творческая деятельность временно прервалась. «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки»,— писал много позднее Рахманинов.

С осени 1897 года началась профессиональная дирижерская деятельность Рахманинова. В течение одного сезона он служил в Московской частной русской опере Мамонтова и показал себя выдающимся дирижером. Работа в оперном театре, творческое общение с большим коллективом, в котором было немало талантливых артистов и замечательных художников, привлеченных Мамонтовым к оформлению спектаклей,— все это, несомненно, содействовало улучшению душевного состояния композитора. С этого времени начались его дружба и совместные выступления с Шаляпиным, которые явились, по признанию Рахманинова, одними «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний» в его артистической жизни. К 1899 году относится первая концертная поездка Рахманинова за границу — в Лондон, где он выступал как пианист и дирижер, исполнитель собственных произведений.[2стр182]

Творческая зрелость (1900—1917). К 1900 году кризис был преодолен, и Рахманинов приступил к созданию двух новых крупных произведений: Второго концерта для фортепиано с оркестром и Второй сюиты для двух фортепиано. Оконченный в 1901 году Второй концерт ознаменовал наступление полной зрелости композитора и начало центрального периода его творчества. Вслед за концертом и сюитой Рахманинов до 1906 года создает много других сочинений. Лучшие из них: соната для виолончели и фортепиано, кантата «Весна» на текст стихотворения Некрасова «Зеленый шум», романсы (соч. 21), прелюдии (соч. 23), оперы «Скупой рыцарь» (на текст одноименной «маленькой трагедии» Пушкина) и «Франческа да Римини».

С осени 1904 года до весны 1906 года Рахманинов состоял дирижером Большого театра. Несмотря на непродолжительный срок, эта деятельность оставила глубокий след в славной истории театра. Осуществленные под руководством Рахманинова новые постановки «Ивана Сусанина», «Пиковой дамы», «Князя Игоря» явились событиями в музыкальной жизни Москвы и в истории сценической жизни самих опер2. Всем известные произведения, особенно «Иван Сусанин», прозвучали у Рахманинова совсем по-новому. Гениальные партитуры освободились от накопившихся с годами исполнительских штампов. Рахманинов сумел внушить всему артистическому коллективу чувство высокой художественной ответственности, создать на репетициях и спектаклях атмосферу подлинно творческого подъема и воодушевления.

Желая без помехи отдаться сочинению, Рахманинов в начале 1906 года покинул театр и уехал за границу—сначала в Италию, затем в Дрезден, где прожил около трех лет, изредка выезжая с концертами в разные города Европы. Лето же он всегда проводил в России. В Дрездене Рахманинов написал Вторую симфонию, симфоническую поэму «Остров мертвых» (на сюжет картины А. Бёклина), цикл романсов (соч. 26), Первую сонату для фортепиано, значительную часть оперы «Монна Ванна» (по М. Метерлинку) ‘, задумал оперу «Са-ламбо» (по роману Г. Флобера). По возвращении в Россию, летом 1909 года, композитор создал Третий концерт для фортепиано с оркестром — одно из лучших своих произведений. В дальнейшем им был написан ряд других выдающихся фортепианных сочинений, в их числе — вторая тетрадь прелюдий (соч. 32), две тетради этюдов-картин (соч. 33 и 39) и Вторая соната.[2стр183]

Информация о работе Трактовка фортепианной партии в романсах С.Рахманинова