Шпаргалка по дисциплине "Хороведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 19:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Хороведение".

Файлы: 1 файл

ответы по хороведению.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.

14. Вокальная   работа  с  хором  (элементы  вокально-хоровой техники). Координация слуха и голоса Особенности строения голосового аппарата и его основные части:

  • органы дыхания,
  • гортань,
  • артикуляционный аппарат,
  • понятие о резонаторах (подвижных и неподвижных),
  • их функции и взаимосвязь.

Вокальные хоровые навыки. Певческая установка. Значение и основные принципы вокальной работы с хором:

  • зависимость элементов хоровой звучности (ансамбля, строя, дикции) от вокальных навыков хора (вокально-хоровая техника),
  • необходимость единых вокальных навыков для всех участников хорового коллектива,
  • необходимость       работы       над       дыханием,       звукообразованием, формированием звука.

Певческое дыхание:

  • отличие певческого дыхания от физиологического типа дыхания,  их 
    характеристика,
  • вдох, выдох, задержка дыхания,
  • опора дыхания (диафрагма),
  • принципы дыхания в хоровой практике,
  • цепное дыхание и его специфика в хоре,
  • дыхание    и    художественные    задачи,    решаемые    при    исполнении произведения.

Звукообразование  (возникновение   звука,    его    сила и основные тембровые качества). Отличие певческого звука от разговорного. Принцип действия голосовых связок. Необходимость рассвобождения голосового аппарата. Атака звука и ее типы. Опора звука. Значение атаки звука и ее влияние на процесс звукообразования. Зависимость атаки звука от характера исполняемого произведения.

Основные приемы звуковедения: легато, нон легато, стаккато, маркато.

Формирование звука. Связь характера певческого звука с речью, особенностями языка. Основные типы певческого звука (открытый, прикрытый). Роль резонаторов. Регистры: грудной и головной у мужских голосов;    грудной, смешанный и головной - у женских.

Понятие о примарной зоне (о «натуральных тонах»). Позиция звука (необходимость «высокой» позиции).

Формирование певческих гласных. Выравнивание гласных. Согласные звуки, их классификация по способам произношения («пропевания»). Работа над звуком с различными партиями хора.

Формы вокально-хоровой работы в хоре. Задачи распевания   хора:

  • «настройка» коллектива, приведение его в «рабочее состояние»,
  • работа  над  специальными   вокально-хоровыми   навыками   (певческим 
    дыханием,   атакой   звука,   приемами   звуковедения,    выравниванием 
    гласных, формирование «высокой певческой позиции» звучания и т.д.).

Формы и методы распевания хора:

  • основной принцип — движение от простого к сложному,
  • распевание хоровых партий, групп, всего хора,
  • распевание    на    определенные    гласные,   слоги,   слова, с «закрытым 
    ртом» и др.,
  • распевание мелодическое (унисон) и гармоническое,
  • распевание с охватом различных участков диапазона и регистров,
  • работа над различными штрихами,
  • распевание в различных темпах, ритмах, динамике,
  • роль инструментального сопровождения,
  • использование хоровых произведений и отдельных фрагментов из них 
    для распевания хора.

Роль репертуара в формировании вокально-хоровых навыков. Подбор произведений, способствующих развитию в первую очередь навыков связного пения. Разучивание произведений с различными типами звуковедения.

Специфика вокально-хоровой работы в детском хоре. Анатомо-физиологические особенности строения детских голосов (голосового аппарата). Характеристика детского голоса в разных возрастных группах: дошкольной, младшей школьной, младшей подростковой, старшей подростковой, старшей школьной. Регистровое строение голоса в каждой возрастной группе. Примарная зона, фальцет, грудной регистр в детском голосе.

Мутация (предмутационный, мутационный, постмутационный периоды). Особенности мутации у девочек и мальчиков.

Основные принципы подбора вокально-хоровых упражнений и репертуара для детских хоров, учет возрастных особенностей (анатомо-физиологических и психофизических), учет вокально-хоровых возможностей хора, учет слухового развития детей, постепенность и последовательность усложнения материала, художественная полноценность и яркая эмоциональность исполняемых попевок и произведений.

Педагогическая направленность в проведении вокально-хоровой работы с детьми:   сочетание   эмоционального   и   сознательного;   удовлетворение познавательных интересов учащихся; всестороннее развитие детей. Элементы вокально-хоровой техники:

  • процесс пения,
  • певческое дыхание,
  • звукообразование,
  • дикция. 
    Подбор распеваний для:
  • формирования плавного звуковедения,
  • формирования высокой певческой позиции,
  • расширения певческого диапазона каждой партии и хора в целом,
  • выравнивания гласных,
  • развития технической подвижности.

Распевания для хора младших школьников (начальный этап обучения).

 

15. Ансамбль хора. Понятие о хоровом ансамбле как о соотношении в звучности между всеми участниками хорового исполнения. Условия хорового ансамбля: количественное и качественное соотношение между составами хоровых партий. Ансамбль в хоре - художественное единство совместного исполнения, уравновешенность, согласованность всех технических и художественно-выразительных средств. Ансамбль - одно из важнейших средств художественной выразительности в хоровом пении.

Внешние и внутренние предпосылки создания ансамбля (помещение, акустика, подбор певцов). Наличие    ансамбля    в    хоре    -    залог    успешного    претворения художественного образа.

Виды хорового ансамбля:

  • ансамбль хоровой партии (частный ансамбль):

а) ритмический ансамбль,

б) вокальный ансамбль (единство звукообразования, орфоэпия),

в) динамический ансамбль,

г) темповый ансамбль,

л) тембровый ансамбль;

  • ансамбль общехоровой (общий ансамбль).

Связь общего ансамбля с частным. Элементы     хорового      ансамбля:     ансамбль     тембровый     (вокальный), интонационный (строевой), дикционный (орфоэпический), метроритмический, темповый (агогический), динамический. Влияние расположения хора на ансамбль хоровой звучности:

  • соотношение между певцами хора (и хоровых партий),
  • между хоровыми партиями,
  • между хором и дирижером,
  • между хором и другими участниками исполнения (сопровождающими 
    инструментами, солистами).
  • между хором и слушателями.

Влияние тесситурных условий на ансамбль хора. Взаимосвязь динамики с тесситурой (динамика в средней, низкой и высокой тесситуре). Виды хорового ансамбля в зависимости от тесситурных условий хоровых партий:

  • естественный   ансамбль   (естественная   динамика   при   равных   или 
    неравных тесситурных условиях хоровых партий),
  • искусственный   ансамбль   (искусственная   динамика   при  равных   или 
    неравных тесситурных условиях хоровых партий),
  • смешанный ансамбль (наличие естественной и искусственной динамики при равных или  неравных тесситурных условиях хоровых партий - смешение признаков естественного и искусственного ансамбля).

Влияние  фактурных особенностей  произведения  на ансамбль  хора. Понятие о фактуре (складе письма) как о совокупности средств изложения музыкального материала. Ансамбль хора при различных видах музыкальной фактуры:

  • при  гармонической (гомофонно-гармоническая фактура и аккордово- 
    гармоническая фактура);
  • при      полифонической      (полифония      контрастная,      имитационная, 
    подголосочная);
  • при смешанной фактуре.

Влияние состава исполнителей на ансамбль хора:

  • ансамбль в хоре а капелла,
  • ансамбль хора и солирующих голосов (а капелла),
  • ансамбль хора и  инструментального сопровождения  (при  различном 
    значении хора),
  • ансамбль     хора,      солирующих      голосов      и      инструментального 
    сопровождения.

Различные соотношения групп хора и оркестра в зависимости от исполняемого произведения:

  • хор как ведущая партия,
  • хор и оркестр равнозначны,
  • хор на правах инструмента как дополнительная тембровая окраска,
  • хор как фон в общем звучании.

Роль хорового певца в создании ансамбля в хоре. Роль дирижера в создании ансамбля в хоре.

Развитие понятия «ансамбль» в отечественной хороведческой литературе. Проблемы музыкального стиля и ансамбля в хоровом исполнительстве.

Специфика работы над ансамблем в детском хоре (однородном и смешанном). Выразительные особенности ансамбля в детском хоре.

Понятие «хоровой ансамбль» в связи с развитием хорового творчества, хорового исполнительства и теории хорового пения.

 

16.   Строй  хора. Понятие «строй» в музыке. Темперированный строй. Зонный строй. Ладовые закономерности отклонений от темперированного строя у исполнителей на нетемперированных инструментах и в пении.

Понятие о хоровом строе как о процессе чистого интонирования в хоровом пении, связанном с отсутствием темперации. Значение строя в хоровом пении. Наличие строя - главная предпосылка донесения  до  слушателей   художественного  образа.  Особенности  хорового строя. Унисон в партии - основа хорошего строя. Условия хорового строя:

  • необходимость предварительной настройки (задавание тона),
  • необходимость         постоянного         активного         вокально-слухового 
    (интонационного) контроля и самоконтроля в пении («ощущение лада»).

Виды хорового строя:

  • мелодический (горизонтальный),
  • гармонический (вертикальный).

Закономерности мелодического (горизонтального) строя. Приемы правильного интонирования ступеней лада как соотношение звуков устойчивых (интонируются устойчиво) и неустойчивых (интонируются неустойчиво - с тенденцией к повышению или понижению):

  • интонирование      ступеней      мажорного      лада      (натурального      и 
    гармонического) в восходящем и нисходящем движении;
  • интонирование ступеней минорного лада (натурального, гармонического 
    и мелодического) в восходящем и нисходящем движении.

Закономерности гармонического (вертикального) строя. Приемы правильного интонирования созвучий (интервалов и аккордов) как одновременного сочетания звуков устойчивых и неустойчивых и их разрешение, основанное на внутриладовом тяготении:

  • интонирование   интервалов   (чистых,   малых,   больших,   увеличенных, 
    уменьшенных);
  • интонирование аккордов (в мажоре и миноре):
  • трезвучий всех ступеней и их обращений,
  • септаккордов (V7, П7  VП7) и их обращений,
  • нонаккорда (V9).

Особенности интонирования основного тона, терции, квинты, септимы, ноны. Влияние   на   строй   расположения   и   мелодического   положения   аккорда. Зависимость      интонации      от      вокальных      навыков      хора      (дыхания, звукообразования, вокальной позиции) и особенностей произведения. Влияние на строй:

  • метроритмической структуры (простая, сложная),
  • темпа (медленный, средний, быстрый),
  • ладотональности (включая выбор тональности),
  • характера    мелодии     и     голосоведения     (плавное,     скачкообразное, 
    интонационно простое, сложное),
  • гармонической структуры (простая, сложная),
  • фактуры (гармоническая, полифоническая),
  • состава исполнителей (хор, солисты, инструментальное сопровождение),
  • тесситуры (низкая, средняя, высокая),
  • динамики (тихая, средняя, громкая),
  • вокальности литературного текста (орфоэпические особенности),
  • дыхания (короткое, длинное, цепное).

Особое значение для хорового строя ладогармонических факторов (диатоника, хроматизмы, модуляции, сопоставления и др.).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Хороведение"