Шпаргалк по "Музыке"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине "Музыке"

Файлы: 1 файл

шпоры музо.docx

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.

 

Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т.д.

 

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т.д.), усваивают названия танцев, хороводов.

 

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это приемы стаккато, глиссандо; на бубне — удары руки, пальцев в зависимости от характера музыки. Ребята узнают, как правильно держать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т.д.

 

 

 

67.Методы и приемы формирования  знаний о музыке у детей  дошкольного возраста

 

Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкально-образовательной деятельности.

 

Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

 

Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек (пржмцвет — настроение) для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

 

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т.д.

 

Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение музы кальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы — оркестровка, передача характера музыки в движениях — позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, штрихов, темпа, регистра и т.д.

 

В музыкально-образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.

 

Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.

 

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит.д.).

 

Одно из основных музыкальных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упражнения, — «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной. Каждая музыкальная пьеса и попевка в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.

 

Три раздела «Музыкального букваря» посвящены соответственно трем темам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».

 

Первый раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая которые дети узнают, что музыка может выражать различные чувства, настроения и их оттенки.

 

Во втором разделе собраны программно-изобразительные пьесы, показывающие, как музыка изображает конкретные жизненные явления (природу, животных), сказочные персонажи и что при этом она всегда эмоционально окрашена (пьесы «Утро», «День», «Ночь», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Три медведя» и др.).

 

Третий раздел знакомит со средствами музыкальной выразительности, с языком музыки. Дети получают представление о высоте звуков (попевки «Птенчики», «Качели», «Эхо» и др.), длительностях звуков (попевки «На рассвете», «Снегири», «Буду летчиком» и др.).

 

«Музыкальный букварь» используется не только для слушания, но и при обучении детей пению, игре на музыкальных инструментах для развития певческих навыков, слуха, чувства ритма.

 

Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

 

 

 

68.Музыкальные занятия  как форма организации музыкальной  деятельности дошкольников, характеристика  видов и особенности проведения  в разных возрастных группах

 

Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

 

 

 

 Музыкальные способности  ребенка дошкольного возраста  проявляются в совместной деятельности  со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью  методических приемов влияет  на индивидуальное развитие каждого  опосредованно через весь детский  коллектив. При этом используется  положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее  преодолеть трудности.

 

 

 

 Занятия проводятся  в соответствии с программой  планомерно по всем видам музыкальной  деятельности.  Материал распределяется  на несколько занятий,  каждое  организуется  так, что оно является  и самостоятельным, и как бы  отрезком целостного педагогического  процесса. Важно также заинтересовать  детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как  подготовятся к празднику и  т. п. Любое занятие связывается  с предыдущими и последующими. Примерную схему  учебного процесса  такова : ознакомление с новым  материалом, разучивание частично  усвоенного, закрепление полученных  знаний. На занятиях происходит  различная смена деятельности: дети  поют, танцуют, играют, слушают музыку.  Вместе с тем сочетание заданий  различной эмоциональной и физической  нагрузки одновременно помогает  детям  динамично и разнообразно  вести обучение.

 

 

 

Организация занятий определяется возрастными особенностями детей и сказывается на изменяющихся взаимоотношениях взрослого и ребенка. Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, приходится часто применять форму индивидуальных занятий. Иногда ребенок после долгого отсутствия теряется, не понимает, как себя вести в той или иной ситуации, выключается из общего коллективного ритма действий. В таком случае целесообразны кратковременные (2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые проводятся после общего. Педагог выясняет причину отставания ребенка, объясняет и показывает тот или иной прием в пении, движении, упражняет его в выполнении какого-либо задания. Достаточно позаниматься с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием начинает активно действовать в коллективе. Однако в дальнейшем педагог продолжает наблюдать за ним и по мере необходимости опять привлекает на некоторое время к индивидуальным занятиям.

 

Могут иметь место занятия с небольшой группой, когда необходимо помочь детям овладеть тем или иным приемом игры на музыкальных инструментах, разучить какое-либо произведение для последующего его исполнения на празднике «по секрету» от других и т. д. Занятия небольшими группами и индивидуальные носят эпизодический характер, проводятся по мере необходимости, когда имеются соответствующие условия.

 

 

 

 Если сопоставить возрастные  задачи музыкального воспитания, можно отметить следующее:

 

 

 

- в работе с детьми  разных возрастных групп решаются  одни и те же задачи, которые  последовательно усложняются, и  этим создается преемственность  в музыкальном воспитании и  развитии дошкольников;

 

 

 

- сфера основных видов  музыкальной деятельности (слушание  музыки, пение, музыкально-ритмические  движения) расширяется за счет  включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных  инструментах, и появляется возможность  обучать детей элементам музыкальной  грамоты.

 

 

 

 Задачи музыкального  воспитания и образования решаются  в ходе обучения. Детям рассказывают  о музыке, знакомят с выразительными  средствами, обращают внимание на  форму произведения: на характер  контрастных частей, фраз. Ребята  запоминают некоторые понятия, например: «музыкальное вступление», «запев  и припев», «музыкальная фраза»  и т. д. Дети не просто говорят  о музыке «весело — грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково», «печально», «скучно», «сурово».

 

 

 

 Главная задача —  практическое овладение действиями, навыками и умениями в области  восприятия музыки, пения, движений  и игры на инструментах. Дети  легко справляются с заданием  если понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню  следует петь напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного  исполнения. Овладевая этим навыком, ребята одновременно получают  некоторые сведения о содержании, характере музыки, ее исполнения.

 

 

 

69.Роль и место музыки  в быту учреждения дошкольного  образования

 

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального восприятия детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка. Становления его личности.

 

 

 

 Традиционно в ДОУ  принято выделять четыре формы  организации музыкальной деятельности: непосредственная образовательная  деятельность, самостоятельная музыкальная  деятельность детей, музыка в  повседневной жизни и на праздниках.

 

 

 

 При таком подходе  музыка в повседневной жизни  ДОУ объединяет в себе все  формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне проведения  НОД (игры, развлечения, праздники, утренняя  гимнастика и т. д.) .

 

 

 

 Если НОД является  основной формой учебной деятельности  в ДОУ и образовательный процесс  осуществляется путем прямого  обучения, то в быту приоритетным  становятся косвенное руководство  музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным развитием  детей.

 

 

 

 Итак, форма организации  музыкального воспитания в повседневной  жизни ДОУ предусматривает два  вида руководства со стороны  педагога: прямое и косвенное. Во  время игр, упражнений обучающего  характера, прогулок музыка может  звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике  это происходит по инициативе  педагога; при этом он должен  учитывать возможности, интересы  и пристрастия детей.

 

 

 

 Возникновение самостоятельной  музыкальной деятельности в ДОУ  – один из показателей высокого  уровня развития детей, характеризующего  определенными музыкальными умениями  и навыками, способностью переносить  разнообразные музыкальные действия  в повседневную жизнь. Ребенок  должен уметь применять накопленный  музыкальный опыт, сформированные  музыкальные умения и навыки  в новых условиях, в самостоятельной  музыкальной деятельности по  своим интересам и желаниям.

 

 

 

 Опираясь на многолетние  исследования лаборатории эстетического  воспитания, проведенные под руководством  Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная  деятельность дошкольников успешно  развивается при правильной постановке  музыкального воспитания в дошкольном  учреждении и в семье.

 

 

 

 Одним из условий, которые  обеспечивают самостоятельные музыкальные  проявления детей, является умение  педагога использовать музыкальный  репертуар в повседневной жизни  ДОУ. Ведь этот материал по  тематике, технике исполнения должен  быть доступен и привлекателен  для ребенка. Самостоятельные музыкальные  действия детей выражаются в  двух основных формах: сюжетно  – ролевой игре и упражнениях  автодидактического типа. Поэтому  очень важно предоставить детям  необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить  свои игровые замыслы.

 

 

 

 Ребенок должен, прежде  всего, иметь желание выразить  свое отношение к близким людям, окружающей действительности с  помощью музыки: напевая, танцуя  или подбирая простейшие мелодии  на детских музыкальных инструментах. Так, малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить русскую народную  попевку «Андрей – воробей»  и попытаться передать четкий  ритмический рисунок молоточком  на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних  листьев, напевает песню «Падают  листья» композитора М. Красева. Подобное происходит тогда, когда  у детей воспитан интерес к  музыке, желание музицировать и  когда они владеют необходимыми  музыкальными умениями и навыками: чисто интонирует, пластично, выразительно  двигаются под музыку, умеют подбирать  простейшие мелодии на ДМИ.

Информация о работе Шпаргалк по "Музыке"