Русский композитор: Павел григорьевич Чесноков. Трисвятое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов.

Файлы: 1 файл

Трисвятое ГОтов.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

   ЧЕСНОКОВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944), русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко Пресвятой Богородице, Во дни брани, Ко Господу Богу), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

После революции Чесноков руководил  Государственной академической  хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 опубликовал книгу Хор и управление им. Умер Чесноков в Москве 14 марта 1944

Недавно любители музыки в России отметили 125 лет со дня рождения Павла Чеснокова. Он писал и светскую, и церковную, музыку, но чествовали его, в первую очередь, как церковного православного композитора и руководителя многих церковных хоров.

Произведения Павла Чеснокова очень выигрышны в концертном плане. Они позволяют певцам наилучшим образом продемонстрировать свои вокальные возможности, поэтому к духовным песнопениям Павла Чеснокова нередко обращаются звёзды российской оперы, например, Ирина Архипова, бывшая солистка Большого театра. Но это не всегда хорошо с точки зрения церкви, ведь для богослужения не требуется эффектности и яркой красочности звучания. Напротив, они мешают углублённости и строгости молитвы, и поэтому мало совместимы с богослужением. Однако в этом и проявилась универсальность дарования Павла Чеснокова. Ему было тесно в узких рамках и композитор милостью Божией спорил с регентом церковных хоров. И этот спор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса.

Имя Павла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Все они принадлежат к так называемой Московской композиторской школе. Музыке этих композиторов присущ глубокий лиризм и психологичность.

Павел Чесноков родился в 1877 году в Московской области в семье потомственных регентов. В 1895 году он окончил Московское Cинодальное училище церковного пения, затем брал уроки у композитора и теоретика музыки Сергея Танеева, в те годы директора Московской консерватории. Сергей Танеев вошёл в историю музыки как мастер хоровой полифонии, и этому искусству он обучил Павла Чеснокова.

Павел Чесноков был высококлассным мастером полифонии. Русская православная духовная музыка в том виде, как  она существует сегодня, по преимуществу, многоголосна. Многоголосие стало проникать в русскую духовную музыку в XVII веке. А до этого, на протяжении шести веков, с момента крещения Древней Руси в 988 году, бытовало одноголосное церковное пение, пришедшее на Русь, как и само христианство, через Византию. Стихия одноголосия была по-своему богата и выразительна. Такое пение называлось знаменным пением от древнеславянского слова "знамя", что означает "знак". Ещё "знамена" назывались "крюками". С помощью "знамен" или "крюков" на Руси записывались звуки, и знаки эти действительно напоминали внешне разные по форме крюки. Такая запись звуков не имела ничего общего с нотной не только по внешнему виду, но даже и по принципу записи. Это была целая культура, существовавшая более 500 лет и затем, в силу исторических причин, словно ушедшая в песок. Среди современных музыкантов находятся энтузиасты, разыскивающие в архивах древние рукописи и расшифровывающие их. Знаменное пение понемногу возвращается в церковный обиход, но пока воспринимается больше как раритет, экзотика.

К чести Павла Чеснокова следует  сказать, что он тоже отдал дань знаменному пению, и в этом проявилась его  чуткость музыканта, ощущавшего перспективу  музыкального исторического развития. Он делал гармонизации знаменных  распевов, пытаясь соединить прошлое с настоящим. Но всё же он по своей музыкально-художественной сути принадлежал нашей эпохе и практиковал многоголосие.

В 1917 году Павел Чесноков окончил  Московскую консерваторию, он был учеником композитора Михаила Ипполитова-Иванова. Павел Чесноков много работал: вёл класс хорового дирижирования в Московском Синодальном училище церковного пения, преподавал хоровое пение в начальных и средних школах и, кроме того, руководил хором Русского хорового общества и был регентом в нескольких церковных хорах. Регентство было для него главным в жизни. Мог ли он помыслить в то время, когда Россия была еще православным государством, что грядущая революция перевернёт все устои жизни, и его благородное дело станет неугодным в собственной стране?.. Но так случилось в годы советской власти, с которой у Павла Чеснокова сложились довольно напряжённые отношения, хотя представители официального государственного атеизма в Советском Союзе не могли не видеть его большого таланта композитора и хормейстера. Музыкальная энциклопедия, выпущенная в советское время, писала о Павле Чеснокове так: "Он был одним из крупнейших мастеров русской советской хоровой культуры. Обладая большим педагогическим опытом, Чесноков как руководитель хоров добился совершенной техники исполнения, безупречного строя и ансамбля, точной передачи замысла композитора".

Павел Чесноков и при новой власти трудился очень активно, хотя регентской работы в церковных хорах, самой  его любимой, было уже не так много, как раньше. Помимо руководства целым рядом хоров, композитор преподавал в Московском Синодальном училище церковного пения, которое было преобразовано новой властью в светское учреждение и получило название Хоровой капеллы. Руководил Павел Чесноков и Московской Академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра, преподавал в Московской консерватории и училище при ней. И, конечно, писал музыку.

По мнению специалистов, Павел Чесноков был гениальным хоровым дирижёром. Он написал книгу "Хор и управление им". Сейчас она считается настольной книгой крупных хоровых дирижёров. В 30-40-е годы Павел Чесноков, после того, как долго не мог её издать, обратился за помощью к Сергею Рахманинову, находившемуся тогда в эмиграции в США. Наконец, книга Павла Чеснокова была в Советском Союзе издана, но с неодобрительным предисловием. Постоянное регентство так ему и не простили ...

Павел Чесноков скончался в 1944 году в Москве. Это было время второй мировой войны. Московская консерватория, где он преподавал, была эвакуирована, но композитор от эвакуации отказался. Он не хотел расставаться с церковью, с регентством, которое было возможно в то время далеко не везде. Церковное служение Павел Чесноков почитал выше собственной жизни.

Современные музыканты отмечают интересный музыкальный язык Павла Чеснокова, написавшего свыше 500 хоровых произведений. Вот что сказал руководитель церковного хора Московского храма Покрова Пресвятой Богородицы Валентин Масловский: "Это была незаурядная личность. Он был последним регентом Храма Христа Спасителя, бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когда храм был разрушен, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что перестал писать музыку. Он дал своеобразный обет молчания. Как композитор он умер вместе с Храмом Христа Спасителя. Великолепнейший музыкант, Павел Чесноков очень тонко чувствовал каждое слово, каждый стих, каждую молитву. И всё это отражал в музыке".

"Чесноков звучит в храмах  много, и это не случайно, - говорит  Марина Насонова, регент храма  святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Москве, кандидат искусствоведения. - Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки, потому что он сочетал очень хорошее академическое композиторское образование с высочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьи потомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошо знал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыка его чрезвычайно глубока по своей духовности".

 
ТРИСВЯТОЕ

 
Трисвято́е или Трисвята́я песнь  — молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб, Литургии. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас». 
 
Божественная Литургия (греч. общее дело) – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви - Таинство Причащения. Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

 

 Совершается Литургия в крупных  храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. 
На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем «Слава, и ныне», допевает «Святый Безсмертный, помилуй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:

Сначала Трисвятое поют певчие.

Затем его поют сослужащие архиерею и церковнослужители в алтаре. Архиерей, приняв от иподиакона дикирий, творит им крестное знамение над Евангелием. Приняв от второго иерея крест, архиерей с дикирием и крестом выходит на амвон.

В это время Трисвятое  поют речитативом певчие. Архиерей начинает благословлять на три стороны с молитвой «При́зри с небесе́, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его́же насади десница Твоя».

Когда архиерей осеняет  молящихся (на запад), клирос поёт «Святый  Боже», когда на юг — «Святый Крепкий», когда на север — «Святый Безсмертный, помилуй нас».

Архиерей уходит в  алтарь, Трисвятое поют певчие.

Далее Трисвятое поют в алтаре, когда архиерей, благословив  дикирием горнее место, отдаёт его, принимает  трикирий и осеняет им с горнего  места на запад, на юг и на север  сослужащих.

Певчие поют «Слава, и  ныне», «Святый Безсмертный, помилуй  нас» и ещё раз Трисвятое.

 

Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.

 
 
Трисвятое Чеснокова написано  a capella для однородного женского 4хголосного хора, путем divisi партий сопрано и альтов (1-2е сопрано, 1-2й альт). Композитор учитывал особенности и возможности тембров, поэтому каждая партия написана в удобной для голоса тесситуре.

Общий диапазон произведения fis(м) - g(2).

Диапазон каждой конкретной партии:

 

 А II-fis(м)-н(1)

 А I -dis(1)-н(1)

S II-dis(1)-e(2)

 S I -g(1)  -g(2)

Несмотря на то, что  произведение написано для 4х женских голосов, встречается фрагмент, где партии S  сливаются в унисон.

 

ПРИМЕР

 

 

 

 

 Произведение написано в ми миноре, с вокальной точки зрения, вполне удобном для исполнения, учитывая текст и фонетические особенности букв на звуках определенной высоты в пределах этой тональности. В этом произведении все хоровые партии поставлены примерно в одни тесситурные условия и достижение ансамбля  менее затруднительно, здесь преобладает естесственный ансамбль.

 Трисвятое написано в спокойно темпе (♩ = 72), andante. Вполне логично, ведь это молитва -  спокойное, размеренное течение мысли. Но это также требует от исполнителей очень крепкого legato, как ещё одно средство музыкальной выразительности, чтобы донести чувства, некоторую монотонность молитвы и ощущения душевного состояния в момент богослужения. Голосоведение в хоре плавное, но есть ещё один момент, по которому видно, насколько важен штрих legato  в этом произведении: Трисвятое написано с элементами подголосочной полифонии, как бы перекличка между партиями S и А. Причем, в партии альтов повторяются восходящие скачки

 

 

                          ПРИМЕР   
во избежание резкости их исполнения, нужно постараться спеть мягче, не толкая, на густом, крепком legato.

  Размер произведения - 2/4, сохраняется от начала и до конца. Что, с первого взгляда, достаточно просто, но дирижерская трудность заключается в паузах и затактах, которые очень сложно показать вовремя, не продлевая паузу.

 

 

                         ПРИМЕР

 

 

 Гармония произведения в основном построена  на главных ступенях лада -  аккордах субдоминанты, доминанты и тоники, что очень удобно для хора. Но встречается и гармония VI ступени, и терцквартаккорд II ступени, что передаёт некоторую напряженность, которая, возможно, перекликается с душевными

переживаниями во время молитвы  человека.

 

 

                     ПРИМЕР

 

 

Несмотря на относительную  протяженность , и церковный характер этого произведения - динамика Трисвятого достаточно разнообразная. Здесь мы встречаем различные градации динамических оттенков : f, mf, p. Но самое главное - это фразировка, которую композитор выражает с помощью crescendo и

Информация о работе Русский композитор: Павел григорьевич Чесноков. Трисвятое