Роль московского Синодального хора в развитии русской хоровой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 21:56, реферат

Описание работы

История данного хора ведет свое начало еще с древности. До 1589 года этот коллектив был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву, и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

Файлы: 1 файл

Синодальный хор - Орлова.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Роль московского Синодального хора в развитии русской хоровой культуры

 

История данного хора ведет свое начало еще с древности. До 1589 года этот коллектив был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву, и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

 

Основанный в конце 16 века, он славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придворных празднествах.

Синодальный хор первоначально состоял из 44 певцов-мужчин, в 1767 были введены и детские голоса. И с 1767 при московском Синодальном хоре стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора, в 1830 для них было открыто училище. По новому штату, официально утверждённому в 1857, училище представляло собой низшее 4-классное учебное заведение (по типу духовных училищ епархиального ведомства, с прибавлением к общеобразовательным предметам некоторых музыкально-певческих занятий). В 1886 уч-ще было отделено от Синодального хора и преобразовано в 8-классное среднее учебное заведение с 3 отделениями: низшее — для обучения малолетних певчих, среднее (5-6-е классы) — для подготовки регентских помощников и высшее (7-8-е классы) — готовило регентов и учителей церковного пения.

При хоре и училище был учреждён т. н. Наблюдательный совет, в состав которого, кроме директора, инспектора, регента и его помощников, входили крупные музыканты: П. И. Чайковский (1886-89), Д. В. Разумовский (1886-89), Н. А. Губерт (1886-88), позднее В. И. Сафонов, А. С. Аренский, С. И. Танеев, С. Н. Василенко и др. По рекомендации Чайковского к преподаванию были привлечены В. С. Орлов (регент в 1886-1903) и А. Д. Кастальский (с 1887). Круг преподававшихся музыкальных предметов был расширен, прибавлен 9-й класс, кроме элементарной теории музыки и пения, введены гармония, игра на скрипке и фортепиано.

Начало новому этапу в истории учебного заведения положил С. В. Смоленский (директор в 1889-1901). Им предпринят ряд мероприятий по углублению учебных программ, введено преподавание народной музыки и музыкальных форм, расширена музыкальная библиотека. В 1895 проведён цикл исторических хоровых концертов.

Переломным моментом и в истории Синодального хора явился 1886, когда к руководству пришли хоровой дирижёр В. С. Орлов и его помощник А. Д. Кастальский. Директором Синодального училища в этот же период был С. В. Смоленский, как сказано выше, при котором уровень подготовки юных певчих значительно повысился. Энергичная работа трёх видных музыкальных деятелей способствовала росту исполнительского мастерства хора. Если прежде деятельность Синодального хора ограничивалась рамками церковного пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Орлов и Кастальский приобщали молодых певцов к русской народно-песенной традиции, знакомили их с образцами знаменного распева, не тронутого позднейшей гармонической обработкой.

Уже на первых концертах, состоявшихся в 1890 под управлением Орлова, Синодальный хор показал себя замечательным исполнительским коллективом (в его составе к этому времени было 45 мальчиков и 25 мужчин). В репертуар Синодального хора входили произведения Палестрины, О. Лассо; он принимал участие в исполнении сочинений И. С. Баха (месса h-moll, «Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), а также П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова.

Большое значение для художественного развития коллектива имело творческое общение с ним московских композиторов — С. И. Танеева, Вик. С. Калинникова, Ю. С. Сахновского, П. Г. Чеснокова, создававших многие свои произведения в расчёте на исполнение их Синодальным хором.

В 1895 хор выступил в Москве с циклом исторических концертов русской духовной музыки от В. П. Титова до Чайковского. В 1899 с большим успехом прошёл концерт Синодального хора в Вене. Пресса отмечала редкую слаженность ансамбля, красоту нежных детских голосов и мощную богатырскую звучность басов. В 1911 Синодальный хор под руководством H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры. Восторженно отозвались о Синодальном хоре А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме.

В Синодальном хоре получили художественное воспитание и преподавали известные музыканты, композиторы и регенты: А. Н. Корещенко, M. M. Ипполитов-Иванов, Н. С. Кленовский, С. Н. Кругликов (музыкальные формы, свободное сочинение), Вик. С. Калинников (гармония), В. М. Металлов, А. В. Преображенский (дидактика и методика церковного пения), H. H. Соколовский, Д. С. Крейн, К. С. Сараджев (скрипка),Н. С. Голованов, H. M. Данилин, П. А. Ипполитов, М. Г. Климов, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, К. Н. Шведов, советские хормейстеры М. Ю. Шорин, А. В. Преображенский, В. П. Степанов, А. С. Степанов, С. А. Шуйский. Синодальный хор существовал до 1919. Многие хормейстеры, преподаватели и певцы этого хора перешли в Московскую Консерваторию.

Московский Синодальный хор возродился весной 2009 года. Ныне хором руководит заслуженный артист России Алексей Пузаков. Помимо участия в торжественных богослужениях хор выступает с концертными программами, принимает участие в международных фестивалях.

Материал взят с сайтов Belcanto.ru по статье Т.В.Поповой и mossinodhor.ru.

 


 



Информация о работе Роль московского Синодального хора в развитии русской хоровой культуры