Резонаторная теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 22:10, шпаргалка

Описание работы

Резонансная теория пения (РТП) — система представлений о взаимосвязанных между собой акустических, физиологических и психологических закономерностях образования и восприятия певческого голоса, обуславливающих его высокие эстетические и вокально-технические качества за счет максимальной активизации резонансных свойств голосового аппарата.

Файлы: 1 файл

резонансная теория.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

В числе основных целей и задач РТП — научное объяснение и обоснование возможности достижения при минимальных физических напряжениях органов голосообразования, свойственных мастерам высоких эстетических и вокально-технических качеств пения: большой силы голоса, красоты тембра, яркости, звонкости и полётности звука, высоких фонетических качеств вокальной речи (четкости дикции), легкости и неутомимости голосообразования, долговечности профессиональной сценической деятельности певца. РТП не только объясняет феномен резонансного пения, но и указывает пути овладения резонансной певческой техникой, содержит практические выводы для вокальной педагогики и методологии.

Обоснование важнейшей роли резонаторов в формировании основных эстетических и акустических свойств певческого голоса не принижает основополагающей роли гортани и голосовых складок как источника звука и дыхательного аппарата как энергетической системы голосообразования. Однако голосовые складки — ввиду их малых размеров (1,5-2,5 см) и несогласованности с воздушной средой — не могут считаться эффективным источником голосообразования и составляют с окружающими их резонаторами голосового тракта певца (ротоглоточная полость, а также нижние дыхательные пути, то есть грудной резонатор) взаимосвязанную автоколебательную систему (см.: [47]), в которой звучащим телом становится уже воздух, заключенный в дыхательных путях-резонаторах. Это намного увеличивает эффективность (КПД) голосового аппарата как генератора певческого голоса и освобождает голосовые складки от опасного перенапряжения (защитная функция резонаторов по отношению к гортани, см. ниже). РТП также впервые рассматривает три важнейшие функции певческого дыхания во взаимодействии с функциями гортани и резонаторов.

РТП не является противопоставлением миоэластической теории голосообразования (МЭТ), но вместе с тем существенно отличается от нее рядом особенностей.

  • МЭТ рассматривает внутреннюю работу гортани, то есть механизмы колебания голосовых складок, а РТП — роль резонаторов в певческом голосообразовании как наименее изученную часть голосового аппарата, но не в изолированном виде, а во взаимодействии с работой дыхания и гортани, то есть работу всего голосового аппарата как целостной системы. В частности, РТП указывает на механизмы сильнейшего обратного (реактивного) воздействия резонаторов на работу гортани (а также и дыхания) и рассматривает три вида сил такого рода воздействия: акустические, пневматические (аэродинамические) и рефлекторные (см. ниже).
  • МЭТ рассматривает работу голосовых складок с позиций только одной науки — физиологии, а РТП — работу голосового аппарата (в том числе и гортани) с позиций трех наук: акустики, физиологии и психологии.
  • МЭТ — чисто научная теория, имеющая ограниченное использование в певческой практике, а РТП — имеет научно-практическую направленность. Ее основные положения исходят из практики выдающихся певцов и педагогов, научно объяснены, обоснованы и направлены на совершенствование практических методов работы над голосом. Научно-практическая направленность РТП диктует изложение ее основ в доступной для неспециалистов форме. В этой связи число математических формул и специальных научных терминов в описании теории ограничено необходимым минимумом.

Таким образом, традиционная миоэластическая, а также нейрохронаксическая теории объясняют механизмы образования голоса, особенностям работы гортани и голосовых складок певца. Исследования, однако, показали сильную зависимость работы гортани, как от характера певческого дыхания, так и особенностей управления певцом системой резонаторов, функцию которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата. Рациональная организация певцом резонансной системы, значительно (в десятки раз!) повышает эффективность голосообразования, то есть увеличивает коэффициент полезного действия (КПД) голосового аппарата, без каких-либо дополнительных усилий со стороны гортани и тем самым является как бы «бесплатным» или «даровым источником» акустической энергии голоса. Выдающиеся певцы (как показал анализ их высказываний) именно из этого источника черпают силу, красоту и неутомимость своего голоса. Издавна бытующий среди них афоризм: «Петь на проценты, не затрагивая основного капитала», — означает, в сущности, стремление максимально использовать прибавку к силе и полётности голоса, которую дают резонаторы (при оптимальной их настройке и сонастройке), и тем самым освободить гортань от излишнего напряжения.

В рамках резонансной теории пения впервые выделены и рассматриваются СЕМЬ важнейших функций певческих резонаторов (наряду с известными их функциями):

  1. энергетическая — как свойство резонаторов усиливать певческий звук на основе повышения КПД голосового аппарата;
  2. генераторная — резонаторы как неотъемлемая часть общей системы генерации и излучения певческого звука;
  3. фонетическая — формирование гласных и согласных, дикция;
  4. эстетическая — обеспечение основных эстетических свойств певческого голоса (звонкость, мягкость, полётность, тип голоса, вибрато);
  5. защитная — СЕМЬ прямых и опосредованных механизмов защиты гортани и голосовых складок от перегрузок и травмирования[5]. Основные защитные механизмы резонаторов по отношению к гортани состоят в свойстве хорошо организованной системы резонаторов усиливать звук, а также перераспределять его спектр в область повышенной чувствительности слуха, что освобождает певца от необходимости перенапрягать гортань для достижения необходимой громкости голоса. Прямой защитный механизм состоит в сильнейшем обратном (реактивном) воздействии окружающих гортань резонаторов, облегчающем колебательный процесс голосовых складок;
  6. индикаторная — вибрация резонаторов как индикатор (показатель) их активности и физиологическая основа настройки певцом резонаторной системы по принципу «обратной связи»;
  7. активизирующая — вибрация резонаторов как рефлекторный механизм повышения тонуса гортани, голосовых складок и всего голосового аппарата в целом (эффект Малютина[48]).

С позиций резонансной теории пения находят объяснение многие неясные и дискуссионные термины и понятия традиционной вокально-методической науки и практики, а также высказаны новые представления о психофизиологических механизмах образования и восприятия певческого голоса.

О резонансной природе феномена полётности голоса

К числу важнейших и вместе с тем ранее научно неизученных понятий относится феномен полётности певческого голоса как свойства озвучивать большие концертные залы, хорошо слышаться на фоне музыкального сопровождения («резать оркестр» по выражению дирижеров).

Термин «полётность голоса» предложен В.П. Морозовым в начале 60-х годов вместо существовавшего ранее термина «носкость голоса» [34] [43] [49] и экспериментально исследован методами акустики и психофизики[26] [11].

С позиций РТП установлена резонансная основа полётности голоса, точнее – важнейшая роль высокой певческой форманты, имеющей, как известно, резонансное происхождение. Отфильтровывание ВПФ из спектра голоса Шаляпина, Лемешева, Карузо и других певцов лишает голос звонкости и снижает его слышимость на 12—18 дБ на фоне стандартизованного по спектру звука оркестра[43] [35] [50].

Согласно РТП полётность голоса в целом определяется взаимодействием трех основных факторов:

а) акустическими свойствами голоса (по особенностям спектра) и прежде всего наличием в спектре хорошо выраженной высокой певческой форманты;

б) спектром звука музыкального сопровождения, характеризующегося уменьшением амплитуды к высоким частотам 2000–3000 Гц, т.е. к области расположения высокой певческой форманты;

в) физиологическими особенностями слуха человека, имеющего максимум чувствительности в области 2000–3000 Гц, что соответствует частоте ВПФ и обуславливает повышенную чувствительность слуха к восприятию голоса с хорошо выраженной ВПФ на фоне оркестра.

Резонансная природа полётности голоса хорошо известна мастерам вокального искусства.

Джакомо Лаури-Вольпи: "Голос, лишенный резонанса, — мертворожденный и распространяться не может"[46]

Происхождение высокой певческой форманты традиционно связывается с резонансом полости гортани[40] [41] [38], образующейся у певцов путем сужения входа в гортань[28][1].

На компьютерной трехмерной модели голосового аппарата (разработанной на основе данных магнитно-резонансной томографии) получены новые данные о резонансной природе высокой певческой форманты. Показана важная роль грушевидных синусов — окологортанных полостей глотки (sinus peryformis), как резонаторов, значительно увеличивающих уровень ВПФ, образованной надгортанным резонатором (сужением входа в гортань)[51]

Установлено, что дополнительный резонанс sinus peryformis увеличивает (۟≈ на 15 дБ) ВПФ за счет объединения третьей, четвертой и пятой речевых формант (по Г. Фанту) в одну общую певческую форманту с вершиной в области ок. 2500 Гц, что по уровню и частоте ВПФ на компьютерной модели соответствует параметрам ВПФ мастеров вокального искусства.

Полученные результаты подтверждают резонансное происхождение высокой певческой форманты и опровергают альтернативное представление о якобы «нерезонансном» механизме ее образования ВПФ[52].

В практическом плане РТП обосновывает категорическое требование мастеров вокального искусства «не зажимать гортань», т.к. при напряжении шейных мышц окологортанные полости-резонаторы (sinus peryformis) замыкаются и отключаются от участия в образовании ВПФ. Зажатая гортань теряет певческие свойства, издает жесткий негармоничный звук, известный под термином metallo falzo (итал. — ложный металл), неспособный обеспечить голосу полётность.

Марк Рейзен: "Гортань должна быть свободной и никаких фокусов!.. После космического темпа арии Фарлафа я ухожу с этой нотой (fa1) за кулисы. Не в горле, в резонаторе беру. Горлом нельзя. Самое страшное — горло. Горло должно быть освобождено. Оно должно быть мягким. Это — труба. Если она сжимается, — кончено! Все! Теперь много певцов с горловыми голосами — тенора, баритоны и басы. Это — искалеченные голоса"[53]

Певческому дыханию в вокально-методической науке и практике, начиная со времен староитальянской школы, придается исключительно важная роль; «Искусство пения — это искусство дыхания» (старый афоризм). Вместе с тем дискуссии о роли и особенностях дыхания в пении продолжаются до настоящего времени[54].

Традиционно певческому дыханию приписывается лишь одна-единственная — аэродинамическая функция, т.е. поддержание равномерного (экономного) фонационного выдоха, с целью обеспечения колебательной функции голосовых складок. С позиций РТП впервые определены три важнейшие функции певческого дыхания и диафрагмы как фактора, активизирующего резонансные свойства голосового аппарата.

Объективные исследования механизмов певческого дыхания с параллельной регистрацией вибрационной активности грудного и головного резонаторов (с помощью вибродатчиков) и других методов показали, что хорошо организованное диафрагматическое певческое дыхание, известное в вокальной методике под термином «вдыхательная установка», «опора звука на диафрагму» и т.п. выполняет следующие функции:

  1. во-первых, обеспечивает аэродинамическую функцию, т.е. фонационный выдох,
  2. во-вторых, рефлекторно (то есть физиологически непроизвольно) расширяет дыхательные пути и тем самым активизирует резонансные свойства всего дыхательного тракта,
  3. в-третьих, — также рефлекторно, то есть как при естественном жизненном вдохе, освобождает гортань от зажатия (основная проблема большинства певцов) и приводит ее в состояние певческой активности[1].

В целом, роль диафрагматического певческого дыхания с позиций РТП состоит в объединении аэродинамических и резонансных свойств дыхательного тракта и освобождение гортани, что в субъективных ощущениях и представлениях мастеров вокального искусства отображается в терминах «свободное, неперегруженное озвученное певческое дыхание», «выдыхаем не воздух, а звук» (И. Петров-Краузе), «резонирующее дыхание» (Дж. Барра) и т.п.

Мирелла Френи (солистка Ла Скала): "Мягкость и свобода горла — основные принципы в пении. Все в пении производится дыханием".

Носовой резонатор и придаточные полости носа – предмет постоянных разногласий в вокально-методической науке. Известен спор на эту тему между врачом-фониатром И. И. Левидовым[55] и физиологом Л. Д. Работновым[56]; последний полностью отрицал какую-либо роль носового резонатора в пении.

С позиций РТП роль носового резонатора в пении, несомненно, положительна, т.к. он выполняет в пении четыре весьма значительные функции.

Во-первых, благодаря произвольно регулируемой певцом с помощью мягкого нёба акустической взаимосвязи с ротоглоточным резонатором, носовой резонатор выполняет функцию фильтра-поглотителя обертонов спектра голоса в предформантной по отношению к ВПФ области (снижает амплитуду данных обертонов) и тем самым усиливает роль ВПФ как основного фактора, определяющего звонкость, полётность и чистоту тембра голоса, то есть выполняет вокально-техническую и эстетическую функции резонаторов[57].

Во-вторых, носовой резонатор выполняет важнейшие индикаторную и активизирующую функции, благодаря наличию в слизистой оболочке носа и его придаточных пазух большого числа нервных окончаний (рецепторов), воспринимающих вибрацию стенок носовой полости в результате резонансна[2]. Восприятие певцом этих вибрационных воздействий в области маскарадной маски и породило известный у вокалистов термин «маска».

В-третьих, носовой резонатор является не только поглотителем, но и излучателем акустической энергии через ноздри наряду с основным излучением через рот и тем самым вносит свой определенный вклад в формирование тембра голоса.

В-четвертых, носовой резонатор выполняет немаловажную гигиеническую и протекторную функции, очищая воздух от пыли и частично его согревая. В связи с этим певцам рекомендуется вдох через нос или, по крайней мере, через нос и рот одновременно (при необходимости быстрого вдоха). Что касается придаточных полостей носовой полости (гайморовы, лобные, решетчатый лабиринт), то ввиду отсутствия непосредственной акустической связи их с окружающей воздушной средой они не могут считаться резонаторами-излучателями, но, тем не менее, могут эффективно выполнять индикаторную функцию резонаторов, информируя певца, прежде всего об активности носового резонатора, а также активизирующую функцию — рефлекторной активизации и повышения тонуса голосовых складок (эффект Малютина). На этом основании придаточные пазухи носа называют «резонаторами-индикаторами»[1].

В целом система — носовая полость и придаточные пазухи — играет весьма важную роль в формировании таких типичных для резонансного пения ощущений, как высокая позиция, маска, близкий звук, и др. и является важнейшей частью общей системы регулирования резонансной техники пения по принципу обратной связи на основе вибрационной чувствительности[2].

Информация о работе Резонаторная теория