Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…....................3
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………..……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КУрсовая №2 правильная.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. На практике в учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объем систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приемы обобщения, а также поиск учащимися обобщенных способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращен не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). Вот почему приближение цели деятельности к ее результату составляет для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщенными способами, позволяющими решать более сложные задачи учения, обогащающие интерес учащихся.

Познавательный интерес  в его более совершенном виде способствует общей направленности деятельности школьника и может  играть значительную роль в структуре  его личности. Влияние познавательного  интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

характером (многосторонними, широкими интересами, локальными - стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

местом познавательного  интереса среди других мотивов и  их взаимодействием;

своеобразием интереса в  познавательном процессе (теоретической  направленностью или стремлением  к использованию знаний прикладного  характере);

связью с жизненными планами  и перспективами [20,46].

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического  процесса развития педагогической мысли  и школы. Средневековая педагогика вслед за философией своего времени  провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала проявления интереса греховным началом в  человеке.В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном  обучении, об учете интересов детей.

Другое освещение получил  интерес в теории естественного, свободного воспитания. Жизнь возбуждает интерес ребенка, она наталкивает  его на раскрытие явлений природы, на основе непосредственного интереса есть тысячи способов заинтересованности детей в измерении, определении, вычислении расстояний. Любопытство  характерная черта человека, оно  возникает из естественных желаний, врожденных стремлений. Только опираясь на естественную природу ребенка, можно  обеспечить его учение.

В русской педагогике домарксистского  периода интерес в обучении рассматривался как важное средство воспитания и  учебной деятельности. С наиболее верных позиций интерес в обучении раскрыт революционными демократами  и разделяющими их позицию А.Д.Писаревым и К.Д.Ушинским, считающих учение серьезной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, революционные демократы признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности.

Интерес, по К.Д.Ушинскому, не только средство успешного обучения, это и важный стимул нравственного  воспитания. Пустые интересы, отвлекающие  ребенка от нравственного и прекрасного  в действительности, препятствует целям  воспитания. Лишь направленность к  полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.

Д.И.Писарев советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс  своего развития. Как только этот отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только они  увидят значительный шаг вперед –  они, несомненно, пристрастятся к  умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими особами такие приятные и лестные  наблюдения».

Для Д.И.Писарева интерес  является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные  трудности, так как приохочивать гораздо труднее, чем приневолить. Но эти трудности окупаются высоким  результатом учения, все то, что  изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания интереса как мотива учения Д.И.Писарев считал раскрытие закономерностей  наук, связь знаний с жизнью, общение  со взрослыми, подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам.

Педагогические взгляды  Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского  основаны на том, что интерес в  обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку,  ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мыслительные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений. От интереса в учении к интересу социальному – вот путь, который намечали революционные демократы в развивающем и воспитывающем обучении. Их главная идея состояла в том, что недостаточно находить удовольствие в размышлениях над книгами, даже отражающими жизнь, важно активно вмешиваться в жизнь.[20,79-80].

Таким образом, проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Сегодня  познавательный интерес все более  глубоко исследуется авторами как  аккумулятор и активатор деятельности, оставляющий значительное последействие  в сознании, переживаниях, отношении  учащихся к учению, учебному процессу, учителю, соучастникам познавательной деятельности, социальным, духовным, моральным  ценностям, к которым они приобщаются.

Анализ литературы позволяет  сделать вывод, что интерес –  стремление к познанию объекта или  явления, к овладению тем или  иным видом деятельности. Современной  педагогике чрезвычайно важно утверждение  силы и влияния интереса в обучении как необходимого фактора формирования личности обучающихся. Формируя способность  к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством  успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

Указанные авторами условия  обеспечивают силу и глубину влияния  познавательного интереса на личность школьника. По их мнению, главное же состоит в том, что наличие  познавательного интереса в его  совершенных формах и относительно высоких уровнях придает любой  деятельности эмоциональную окрашенность, интеллектуальную активность и действенное  начало. Поэтому в любой деятельности под влиянием познавательного интереса школьник может испытывать и радость  от познания нового.

Познавательный интерес  не изолирован, его становление происходит вместе с формированием других мотивов, во взаимодействии с ними. Познавательный интерес, будучи изолированным и обособленным от общественных мотивов, может содействовать развитию «академизма», эгоцентризма, претензий на исключительность. Развиваясь во взаимодействии с общественными мотивами, познавательный интерес способствует духовному обогащению личности.

Познавательный интерес  учащегося формируется в школьные годы под влиянием активной, самостоятельной  деятельности по освоению окружающей действительности и в свою очередь  влияет на структуру личности, содействует  личностно - значимым процессам, жизненным  установкам, планам, позиции школьника.

Не является исключением  эстетическое, в частности музыкальное  воспитание. Музыкальное искусство  помогает детям постигать красоту  окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные  эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных  явлений, а также музыкальные  впечатления дети переносят в  свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются  художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.

 

2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке

Для того что бы эффективно организовать работу в классе, педагог  должен знать возрастные особенности  детей младшего школьного возраста.

Начало младшего школьного  возраста определяется психологами  моментом поступления ребенка в  школу. В последние годы в связи  с переходом школ на 11-летний срок обучения нижняя граница данного  возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а  с 6 лет. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной  школе, устанавливаются в настоящее  время с 6-7 до 9-10 лет.

Как указывают исследователи [4,10,11,16], в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося  на возраст 7 лет (в организме ребенка  происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением  внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение  в системе социальных отношений  и деятельности ребенка совпадает  с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует  большого напряжения и мобилизации  его резервов.

Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая  ранимость ребенка), физиологический  криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для детей, отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности, этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников[11].

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического  развития у разных детей. Сохраняются  и различия в темпах развития мальчиков  и девочек: девочки по-прежнему опережают  мальчиков.

На протяжении младшего школьного  возраста происходят существенные изменения  и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Младший школьный возраст  связан с переходом ребенка к  систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет  к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет  теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных  отношений ребенка перестраивается  и во многом определяется тем, насколько  успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики  детей на данном возрастном этапе. В  рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Переход к систематическому обучению создает условия для  развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст  является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный  характер и становятся осознанными  и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью[10].

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр  сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий[3].

В этот период качественно  изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской  непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует  новый уровень развития мотивационно-потребностной  сферы, что позволяет ребенку  действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения[7].

На протяжении младшего школьного  возраста начинает складываться новый  тип отношений с окружающими  людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивается, все большее  значение для ребенка начинают приобретать  сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста