Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…....................3
1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6
2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14
3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы………..……………………………………………...30

Файлы: 1 файл

КУрсовая №2 правильная.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. И.А.БУНИНА»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

 

 

КАФЕДРА  ТЕОРИИ, МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста

 

 

 

 

Выполнила студентка группы МП-41

Дудина Ангелина Владимировна

 

 

Научный руководитель

Падалко Ольга Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Елец - 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………….…....................3

1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе.……….6

2.Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в воспитании интереса к музыке………………………………………………….14

3.Пути формирования интереса к музыке у младших школьников………………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………..28

Список литературы………..……………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с принципиальной перестройкой жизни общества возрастает роль музыкального образования школьников как важного  фактора формирования и развития художественной культуры личности. Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки, а  также на внеклассных музыкальных  занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления  искусства, наслаждаться ими, создавать  в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности [1].

На современном этапе развития общества проблема формирования у детей  интереса к музыке в процессе их образования приобретает все  большую актуальность. В решении  этой проблемы заключен целый комплекс вопросов, актуальных проблем, привлекающих сегодня внимание социологов, философов, исследователей культуры, музыковедов, композиторов, исполнителей, журналистов, музыкальных и литературных критиков.

За последнее десятилетие создано  много программ, направленных на формирование интереса к художественной музыке. Однако до сих пор эта проблема далека от решения. Существует множество  причин, способных влиять на данную ситуацию: ослабление престижа, приоритета духовной культуры вследствие изменения  социально-экономических и политических условий в современном обществе, малокомпетентность учителей музыки в  вопросах работы с учащимися подросткового  возраста, недостаточное использование  духовного потенциала музыкального искусства в воспитательном процессе общеобразовательной школы, плохая материальная база школ и т.д. Чтобы  эффективно формировать интерес  к музыке у школьника, необходимо понять, каков он сегодня, как он относится к музыке, каковы его  интересы.

В научной литературе существуют различные  подходы к решению проблемы формирования интересов личности. Социальные основы теории интереса рассматривают многие философы и социологи :А.С.Айзикович, Л.М.Архангельский, Г.А.Логинова, Г.Е.Глезерман, Г.П.Карамышев, М.И.Здравомыслов, Г.И.Гак, В.Г.Нестеров и др. Условия и механизмы  возникновения интересов и воздействие  их на личность исследуют психологи  Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, и др. Возможности формирования интереса, заложенные в педагогическом процессе, выявляют педагоги Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова, А.К.Маркова и др. Наиболее полное определение, выражающее сложившиеся  точки зрения на интерес, дано Г.И.Щукиной.

Развитие идеи музыкального воспитания подрастающего поколения в творческих видах деятельности было осуществлено виднейшими представителями музыкальной  педагогики 20-х г.г. Мы встречаемся  с этими положениями в трудах таких выдающихся музыковедов, как  Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Брюсова, К.Орф.

В теории музыкальной социологии и  педагогики понятие интереса рассматривается  в различных аспектах. Социально-психологический  анализ интереса к музыкальному искусству  больших и малых социальных групп  рассматривают А.Н.Сохор, Е.Я.Бурлина  и др., пути развития музыкального интереса школьников разных возрастных групп - Ю.Б.Алиев, А.Н.Малюков, Т.П.Плеснина, А.И.Паламарчук, Л.Л.Куприянова, Е.Н.Ценкова и др. Общие вопросы формирования музыкально-эстетического  интереса школьников изучают Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Н.Л Гродзенская, Е.Я.Гембицкая, В.Н.Шацкая, Н.Н.Гришанович, В.К.Белобородова.

Анализ литературы в избранной  нами для исследования области педагогической науки и практики показал, что  авторы научных трудов и публикаций по данной проблеме указывают самые  разные пути и формы ее решения  через формирование навыков полноценного восприятия музыки (М.Ю.Самакаева), использование  различных видов музыкальной  деятельности в обучении школьников 1-2-х классов (А.И.Паламарчук), применение проблемно-творческого подхода к  учебно-воспитательному процессу на уроках музыки при обучении школьников среднего звена (Ю.Б.Алиев, Т.П.Плеснина).

Цель исследования: раскрыть пути формирования интереса к музыке у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: учебно-воспитательная работа с учащимися младших классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: деятельность учителя по формированию интереса к музыке у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной школы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1) раскрыть содержание понятия  «интерес к музыке»;

2) определить критерии, показатели  и уровни сформированности интереса  к музыке у учащихся 1-4 классов;

3) выявить особенности методики  преподавания музыки, способствующие  формированию интереса к музыке  у младших школьников.

При проведении исследования использовались методы:

- теоретического анализа и обобщения  философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической  литературы;

- наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие интереса в  психолого-педагогической литературе

Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в Советском  энциклопедическом словаре, интерес  становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т.п. - участвующих  в них индивидов, социальных групп, классов» [15,102].Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности, но далеко не все становится его интересом, а лишь то, что для него имеет необходимость и значимость. По определению ПаламарчукаА.И., интерес – это «единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта» [13,6].

Рассматривая интерес  как педагогическую проблему, через  призму ценностей, исследователи [4,13,20]утверждают, что всякий интерес, если он социально полезен по своему предметному содержанию и направленности, представляет большую ценность для личности подрастающего человека. Благодаря интересу объективный мир какой - то стороной приближается к человеку, становится ему не безразличным, а необходимым, ценным для его существования и развития.

Как сложное и очень  значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок  и рассматривается как:

-избирательная направленность  внимания человека;

-проявление его умственной  и эмоциональной активности;

-активатор разнообразных  чувств;

-особый сплав эмоционально - волевых и интеллектуальных  процессов, повышающий активность  сознания и деятельности человека;

-активное познавательное, эмоционально - познавательное отношение  человека к миру;

-структура, состоящая  из потребностей;

-специфическое отношение  личности к объекту, вызванное  сознанием его жизненного значения  и эмоциональной привлекательностью [20,12].

Для нашего исследования наиболее близко определение интереса как  особого сплава эмоционально - волевых  и интеллектуальных процессов, повышающего  активность сознания и деятельности человека. Это связано с тем, что  с развитием общей музыкальности  у детей появляется эмоциональное  отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают  своеобразную эстетическую окрашенность.

Нас интересуют возможности  использования интереса как основы гармоничного сочетания умственного  и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения  к жизни и искусству на уроке  музыки.

Как считают М.В.Гамезо и И.А.Домашенко, интерес – «одна их форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности»[4,61].Одной из самых значительных областей общего феномена «интерес» является «познавательный интерес», приобретающий особое значение в школьном возрасте. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.

Познавательный интерес - важнейшая область феномена интереса. Его предметом является самое  значительное свойство человека: «познавать окружающий мир не только с целью  биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом  существенном отношении человека к  миру - в стремлении проникать в  его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно - следственные связи, закономерности, противоречивость». В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать  в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более  полного освоения человеком избранной  деятельности, области познания [20,16].

Как отмечают исследователи, познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волновать и переживать, увлеченно работать над учебной задачей[10,14,18.20].

Познавательный интерес  становится ценнейшем мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет  готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ  перед другими мотивами, которые  могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы и другие).

1. Познавательный интерес  раньше других мотивов осознается  школьником. «Интересно» и «неинтересно»  - основные критерии оценки урока.

2. Познавательный интерес  в сравнении с другими мотивами  более точно выражает мотивацию  учения, ясно понимается. Например, мотив обучения, коллективной жизни  у школьника может быть не  только положительным, но и  негативным. Высказывание «Люблю  школу за то, что в ней с  ребятами можно быть» может  означать, что с товарищами интересно  проказничать.

3. Познавательный интерес  (как мотив) более доступен  для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно,  легче управлять его формированием.

4. Познавательный интерес  как мотив личности побуждает  школьника заниматься увлеченно  не только на уроке или в  процессе подготовки домашних  заданий. Под влиянием этого  сильного мотива школьник читает  дополнительную литературу по  интересующему его предмету, постоянно  ставит перед собой вопросы,  решение которых позволяет более  глубоко подойти к изучению  предмета, находит источники удовлетворения  свого интереса.

5. Познавательный интерес  является звеном в системе  мотивации и не обособлен от  других мотивов, которыми одновременно  руководствуется школьник. Он взаимосвязан  с мотивами долга, ответственности,  необходимости самоутверждения,  с широкими социальными и коллективными  мотивами и так далее. Это  необходимо учитывать, формируя  познавательный интерес, потому  что взаимосвязь мотивов обогащает  личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой,  благотворно влияет на другие  мотивы [20,27-29].

Так, проникая в сущность познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы все более отчетливо видим  его роль в обучении и воспитании:

будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать  наиболее важные элементы знаний, содействовать  успешному приобретению умений и  навыков;

являясь мотивом учения и  деятельности, познавательный интерес  способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. Становясь устойчивой чертой характера  школьника, познавательный интерес  способствует формированию личности, необходимой нашему обществу,- пытливой, активной, ищущей, творческой.

Информация о работе Развитие интереса к музыке у детей младшего школьного возраста