Пропаганда музыкального искусства в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Государственное Бюджетное Учреждение Культуры города Москвы «Библиотека искусств им. А.П. Боголюбова» одна из немногих библиотек страны, несмотря на окружное подчинение, которая специализируется на искусстве. Особенное внимание уделяется комплектованию фонда по живописи, т.к. библиотека носит имя выдающегося художника и общественного деятеля, чьими стараниями был открыт первый публичный музей в Саратове, Алексея Петровича Боголюбова (рис 1). Но наравне с этим в данном учреждении культуры взято под особое внимание музыкальный фонд, в который включены нотные издания, аудио и видео записи разных стилевых направлениях в музыке.
Здание Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова уникально своей архитектурой и традициями тех семей, которые жили в нем в дореволюционный период.

Содержание работы

Введение
1. История библиотеки.

1.1 Общая характеристика деятельности библиотеки.
1.2 Проблематика пропаганды музыкального искусства
2. Основная часть.
2.1. Содержание фонда.
2.1. Мероприятия библиотеки в вопросах пропаганды музыкального искусства
2.2 Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 25 июня.doc

— 5.38 Мб (Скачать файл)

Сейчас трудно себе представить, что бы в простой обывательской семье на стенах висели картины Вермеера, Шардена или малых голландцев, так, как мы сейчас вешаем в своих домах постеры. Трудно представить, что бы молочник или булочник, идя на работу, напевал мотив из новой оперы Вольфганга Моцарта, как было в 18 веке. Т.е. было время, когда спрос и предложение были едины в своем мнении и вкусах. С тех пор эти два субъекта стали медленно, но верно отдаляться. Философы всех времен спорят о причинах падения нравов. Не имея нравственных общих ориентиров, общество развивается хаотичным образом, наводняя культурное пространство разного сорта продукцией. И каждый человек волен выбирать то, в чем он чувствует потребность. А эти потребности имеет весьма широкий спектр. И где же то, что призвано быть фильтром для всего этого хаотичного процесса?

Еще в древнейшие времена великие умы настаивали на полноценном, широком образовании, т.к. считали, что физическая, умственная и духовная культура должны идти вместе, дабы развить совершенную личность.

В частности Афинская педагогика (рис.19)выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.

В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).

Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.

Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие.

В период средневековья афинские представления об образовании были забыты, т.к. религиозная аскеза представлялась приоритетной для средневекового сознания. Эти приоритеты оказали влияние и на проявления в музыке и живописи, а так же в педагогике.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи.  Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки. Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь, Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.

Открывавшиеся университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь и дали мощный толчок развитию мировой культуры, науки и просвещению (Р. Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон, Ф. Петрарка и др.).

И все же предпочтение отдавалось церковной, духовной музыке, в живописи глубоко религиозным сюжетам, в педагогике схоластическому типу образования. В традиции советского музыковедения музыка этого периода представлялась слишком простой, но нашему уху не хватало изощренной фактуры и ритма, правда в последнее время эти категории стали переосмысливаться в связи с новыми тенденциями в музыковедении и исполнительской практике. Для нас стали более понятны те критерии красоты и музыкального мышления, которые господствовали в средние века. Музыка этого периода раскрылась перед нами во всей красоте своей простоты и глубокой осмысленности внутреннего света, говорящего нам о понятиях религии и судьбы человечества на основании библейских сюжетов. Такое же чувство испытываешь от созерцания изображений святых и многочисленных мадонн, от которых исходит ощущение глубокой религиозной созерцательности.

(рис. 19)

На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.).

Это было время интенсивного развития экономической жизни и производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки и искусства, мощного духовного подъема.

В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки Колумбом, морского пути в Индию и мн. др.

Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка (рис. 21) , Данте (рис.20), Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи (рис.28), Уильям Шекспир (рис.22) , Пауль Рубенс (рис.23) , Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко  и мн. др.

 

  (рис.20)         (рис. 21)            (рис.22)        (рис.23)

В науке был произведен подлинно революционный переворот: Роджер Бэкон (рис.24) и Френсис Бэкон, Авиценна, Николай Коперник (рис.25), Галилео Галилей (рис.26), Тихо Браге, Джордано Бруно, Филипп Парацельс (рис.27) и др.

 

     (рис. 24)                  (рис.25)                 (рис. 26)            (рис.27)

Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

 

(рис.28)

XVII столетие это время интенсивных  поисков и решений многих проблем, связанных с воспитанием человека. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического.

Эпоха Просвещения, уже одним своим названием свидетельствующая о приоритетности педагогической проблематики в западноевропейском сознании XVIII в., о напряженном внимании к вопросам образования в общественно-государственной деятельности, придала законченное выражение многим тенденциям, ясно обозначившимся в предшествующем столетии. Именно в это время в теоретическом разуме особенно интенсивно разрабатывалась идея, утверждавшая возможность рациональной организации социальных отношений, переустройства общественной жизни на разумных началах.

В рядах этого течения была блестящая плеяда выдающихся мыслителей, писателей, ученых. В XVIII в. появилось множество словарей по различным областям наук, среди них «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» французского философа материалиста Дени Дидро. Энциклопедию стали читать все слои тогдашнего общества, она оказала существенное влияние на приближение буржуазной французской революции.

Крупнейшие представители французского Просвещения: Франсуа Вольтер (1694 – 1778), Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755), Клод Анри Гельвеций, Дени Дидро, Этьен Кондильяк (1715 – 1780) и др. активно боролись за политическую свободу и социальный прогресс, установление нового порядка, основанного на «естественном равенстве людей» и широком распространении знаний. Они резко критиковали существующую форму правления, церковь и мораль, мечтали о создании идеального общества, в котором бы не было угнетения и насилия. Эта критика превратила французских просветителей в идеологов буржуазной революции. Основным же средством установления справедливого порядка и преобразования общества деятели французского Просвещения считали воспитание и просвещение.

19 век являлся подлинным ренессансом многих сторон творческой человеческой деятельности, подготовленный предыдущими изменениями и открытиями в области науки, литературы и искусства. Европейское общество изобиловало различными музыкальными и литературными салонами. Каждая уважающая аристократическая или купеческая семья организовывала у себя в домах и дворцах подобные салоны, в которых бывали сливки тогдашних интеллектуальных и культурных деятелей. Эти салоны открыли миру таких великих творцов, как Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, О. де Бальзак, И. Гете, Г. Гейне и др. Обилие и популярность музыкальных салонов натолкнули Ф. Листа на создание нового направления в практике инструментального исполнительства - концертное направление, характеризовавшееся большим стечением публики и с тех пор это направление в концертной практике является основным. Все это нашло отражение и повлияло на развитие Российского общества 19 века. Достаточно сказать, что по приглашению императорского двора приглашались на концерты Ф. Лист, Клара Шуман, Дж. Фильд, который в последствии остался в России. Российская композиторская школа, вначале любительская, становиться профессиональной и первый ее представитель является М. Глинка, который был автором первой русской оперы. Одним из самых важных результатов процесса, который происходил во второй половине 19 века – это открытие двух консерваторий сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве братьями Н.Г. и А.Г. Рубинштейнами (рис.29).

(рис.29)

В эти консерватории приглашались лучшие педагоги Европы, что послужило началом огромного взлета русской исполнительской школы: Т.О. Лешетицкий и А.Н. Есипова, А. Дрейшок, К.К. Фан-Арк, Л. Ауэр, Г. Ниссен-Саломан и др. Выпускники этих консерваторий заняли свое место в сонме великих и выдающихся композиторов и исполнителей мировой музыкальной культуры: П. Чайковский, Я. Хейфец, С. Рахманинов, М. Юдина, А. Скрябин, Г. Пабст, С. Прокофьев, Д. Шостакович и многие другие.

 

2. Основная часть

2.1 Содержание фонда

 

Библиотека содержит обширный фонд по музыкальному искусству. В то время, когда Библиотека открылась, нотный фонд содержал в себе редкие, дореволюционные издания и ноты, выпускавшиеся в советский период и издательствами страны в постсоветский период.

Дореволюционные издания многочисленны и содержали в себе традиционные издания того периода, состоявшие из переложений в 4 руки симфоний, опер, популярных романсов и инструментальных произведений, которые использовались для музицирования в доме и салонах, которое было очень популярно в то время. В конце 19 века в Российской империи открывалось много издательств, в том числе и те, которые специализировались на музыкальном искусстве. Одно из крупнейших - издательство П.И. Юргенсона, у которого печатали свои сочинения П.И. Чайковский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др. За 43 года издательской деятельности Юргенсона его фирма выпустил почти 30 тысяч нотных изданий — от опер и симфоний до цыганских романсов и народных песен. Эти издания оформляли выдающиеся художники тех лет. Спрос на такого рода литературу был очень большой, многие издания выписывались из-за границы (Петерс, Бреткопф, Клиндворд).

Издания Советского периода отличались фундаментальной редакторской подготовкой и редакциями выдающихся музыкантов этого периода. Так, большую работу в этом направлении проделали такие видные музыкальные деятели как А. Гольденвейзер, Я. Мильштейн, Л. Обобрин, М. Юдина. Велась большая искусствоведческая работа по изучению и классификации работ великих русских и зарубежных композиторов, что и находило свое отражение в прекрасно и фундаментально изданных томах. В то время были выпущены академические полные собрания сочинений таких великих композиторов, как П.И. Чайковский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Л. Бетховен и других.

В постсоветский период было выпущено очень много новых нотных изданий. В это время появилось большое количество новых изданий, которые выпускали те музыкальные произведения, которые ранее не издавались в силу репертуарной невостребованности театрами и филармоническими объединениями. Это было обусловлено новыми тенденциями в музыкальном исполнительстве, которое поднимало давно забытые пласты в музыкальном искусстве. Но проблема этих изданий заключалось в том, что редактура была часто не совершенна и в этих изданиях допускались ошибки, что недопустимо с точки зрения профессионального издательского дела. И поэтому пользоваться такими изданиями часто проблематично, ввиду большого количества ошибок в музыкальном тексте.

Особое место в изданиях по искусству занимают место такие виды, как монографии, издание писем, мемуары, учебники по научным музыкальным дисциплинам: пособия, задачники по гармонии и полифонии, самоучители игры на различных инструментах. В советский период было издано подавляющее большинство таких изданий различных форматов и назначений. Необходимо отметить, что та научная работа, которая велась, способствовала выпуску в свет огромного количества книг по музыке, о музыкантах, о традициях исполнения того или иного композитора. Можно сказать, что это время было истинным расцветом такого рода литературы.

Но, наряду с этим, работая с фондами библиотеки, анализируя их и тенденции современной музыкальной практики, понимаешь, что тех видов изданий, которые хранятся в Библиотеке не достаточно для обеспечения этих новых тенденций, которые прослеживаются в сценической практике. В первую очередь это связано с музыкальными произведениями и информацией о том периоде в музыке, которая никогда или почти никогда не издавалась в России. Это касается огромных и очень важных пластов в искусстве: средневековая музыка, возрождение, произведения выдающихся мастеров эпохи барокко, рококо, музыка эпохи бельканто, которая очень сильно повлияла на стиль русских композиторов, Глинку, например, ранних романтиков и вообще Европейское старое искусство, которое повлияло на формирование русской профессиональной музыки.

Таким образом, в фондах наших библиотек существует провал в очень важном музыкальном пространстве. Из всех библиотек по наполняемости фондов выделяются только библиотеки Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, но те издания, которые они хранят очень ветхие и многие из них почти не выдаются даже студентам. Т.е. получается, что те редкие или не издаваемые нотные сборники в нашей стране не доступны обширной публике, а это не способствует популяризации музыки. Правда, в сети интернет сейчас выложено много различных нотных изданий отечественных и зарубежных, но большинство из них платных, некорректно изданных или нарушающие авторские права издателей или композиторов.

Учитывая все вышесказанное, нашей библиотекой начались поиски таких изданий. Это нас тоже столкнуло с рядом трудностей. И главная из которых заключается в том, что эти музыкальные произведения выпускаются преимущественно зарубежными издательствами. А найти эксклюзивного правообладателя, который единственный издает искомый материал, представляется проблемой, т.к. это связано еще и с тем, что по законам тендерной комиссии, мы, как покупатели книг, обязаны предоставить информацию о том, что никакое издательство больше необходимые нам ноты не издает за меньшую цену. А для этого нужно проделать очень большую работу по поиску подобной информации. Все это делается в целях экономии бюджетных средств.

Информация о работе Пропаганда музыкального искусства в библиотеке