Обучение игре на детских музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной, Бублей С.П. «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. 3
Значение музыкальных игрушек и инструментов в жизни
дошкольников. Характеристика видов детских музыкальных
инструментов…………………………………………………………….. 5

Роль воспитателя в творческом развитии детей при
использовании детских музыкальных инструментов……………….. 10
Заключение…………………………………………………………………… 14
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Музыка печать.docx

— 38.99 Кб (Скачать файл)

Если говорить о детях  младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной  работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов  детской деятельности: поет и танцует  с ребятами, загадывает музыкальные  загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные  самостоятельные проявления у малышей  еще неустойчивы. Поэтому воспитатель  поддерживает возникший у них  интерес к музыкальной игрушке  и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с  музыкальным руководителем обыгрывает на занятиях музыкально-дидактические  игры. Например, при знакомстве детей  с музыкально-дидактической игрой  «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент. Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, колокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).

В средней группе педагог  вместе с музыкальным руководителем  знакомит детей с музыкальными инструментами -- металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполняет мелодию с ребенком, так как музыкальный руководитель играет фортепианное сопровождение. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка). Он играет вместе с детьми и в том случае, если мелодия выучена и идет ее закрепление. Например, несколько детей подготовительной группы исполняют мелодию попевки на металлофонах и ударных инструментах, а воспитатель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет ребятам большую радость -- ведь они играют вместе с педагогом. Часто, знакомясь с новыми пьесами, дети слушают игру на музыкальных инструментах в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.

Музыкальная деятельность детей  вне занятий очень разнообразна. Она проходит по чьей-то творческой инициативе, бывает различна по форме. И очень важно в этой деятельности определить роль взрослого. Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, в прогулку, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал, при необходимости подсказывает детям, как можно развернуть игру. На музыкальных занятиях дети получают задания позаниматься в музыкальном уголке, конкретно указывается попевка, которую они должны выучить на каком-то музыкальном инструменте. Ребята самостоятельно разучивают несложные мелодии, помогают друг другу. Воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь В свободное от занятий время воспитатель может проиграть знакомую мелодию на инструменте. Это сближает его с детьми, создает доброжелательную, непринужденную атмосферу.

Педагог, хорошо зная индивидуальные особенности детей, внимательно  следит за успехами ребят в обучении игре, замечает отстающих, организует им помощь, выявляет наиболее способных  детей. Эти дети затем становятся лучшими помощниками воспитателя  в обучении своих товарищей. Процесс  обучения доставляет удовольствие тем  и другим. Дети-«учителя» испытывают большую радость, научив играть товарища, а дети-«ученики» довольны, что их научили сверстники. Особо необходимо участие воспитателя, когда дети начинают играть ансамблем. Педагог следит за общим темпом исполнения, правильной передачей ритмического рисунка, если необходимо, приходит детям на помощь. Часто воспитатели делятся своими впечатлениями после посещения концерта, театра. Дети же рассказывают о музыкальных передачах, услышанных или увиденных по телевидению. Воспитатель, хорошо зная каждого дошкольника, должен вовремя заметить его интерес к музыке, поддержать тех детей, которые стремятся выразить свое творчество в самостоятельной деятельности, делают первые шаги в игре на музыкальных инструментах. Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и - второстепенную роль.

Играть можно не только на металлофоне, но и на других детских  музыкальных инструментах. Их применение дает возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий.

Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели  учатся играть на детских музыкальных  инструментах индивидуально и в  ансамбле.

Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен. Обязательно  проводить консультации в предпраздничные  дни: заниматься с ведущими, обыгрываем различные игры, в том числе  и музыкально-дидактические, которые  требуют от ведущего владения несколькими  детскими музыкальными инструментами. Хорошо, если кто-либо из воспитателей может играть на каком-то инструменте: аккордеоне, баяне и аккомпанировать  на утреннике вместе с музыкальным  руководителем. Опыт показал, что если регулярно и систематически заниматься с воспитателями, т. е. последовательно  расширять и углублять их знания и умения, то они будут активными  участниками в музыкальной работе с детьми, хорошими помощниками. В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время. Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.

 

Заключение

 

Основной формой музыкальной  деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных  инструментах в детском саду уделяется  особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются  индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных  инструментах, дети открывают для  себя мир музыкальных звуков и  их отношений, осознаннее различают  красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Таким образом, игра на детских  музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности  дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, а для этого воспитателю необходимо:

- создавать условия для  игры на детских музыкальных  инструментах;

- использовать только  настроенные и эстетичные музыкальные  инструменты;

- не навязывать детям  обучение на инструменте, не  злоупотреблять чрезмерными занятиями;

- поощрять попытки самостоятельной  игры на музыкальном инструменте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение. 1981.
  3. Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. - 1990.
  4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
  5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.,2006.

Информация о работе Обучение игре на детских музыкальных инструментах