Нотная реформа Гвидо Аретинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Точно даты жизни Гвидо неизвестны. Биографические сведения о нем черпаются главным образом из его собственных трудов, прежде всего из Предисловия к «Микрологу», а также «Письма». Однако оба документа не имеют точных дат, оставляя таким образом хронологию упоминаемых в них событий не вполне определенной. Лучше дело обстоит с «Микрологом», так как известно, что его составление было закончено автором в возрасте 34-х лет во время правления папы Иоанна XIX, понтификат которого приходится на 1024-1033 гг. Тем самым приблизительная дата рождения Гвидо 994-998.

Содержание работы

Введение 3

Гвидо Аретинский
Краткие биографические данные 4


Предпосылки нотной реформы Гвидо 7


Учение о сольмизации

От гимна св. Иоанну к гвидонову гексахорду 8

Модальные функции в гексахорде 10

От гексахорда к системе гексахордов.
Мутации. Гвидонова рука 11


Заключение 15


Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

гвидо аретинский.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Своей нотной реформой и  гексахордной сольмизацией Гвидо создал по сути новую систему разучивания  незнакомых песнопений «по нотам», «без учителя», как он сам подчеркивал. Тем самым он поколебал устную традицию бытования хорала и способствовал развитию тотальной письменной традиции в музыкальной культуре Западной Европы. Невменная нотация была ориентирована на устный способ воспроизведения хоральных мелодий, а новации Гвидо развивают фактически новую парадигму обучения музыке - письменно-аналитическую.

 

  • От гексахорда к системе гексахордов. Мутации. Гвидонова рука

 

В «Правилах..., переложенных на стихи» содержится то, что является началом практики сольмизации как таковой, то есть перенесения заданных в одном гексахорде отношений на другие - на иной высоте, с частичным переосмыслением функций одних и тех же звуков. Гвидо устанавливает «функциональные», то есть подвижные слоги-воксы (ut, re и т. д.) над высотно абсолютными буква-ми-клависами (Г, А, В и т. д.). В схеме Гвидо имеется только одно отличие от того, что закрепится в более поздней практике сольмизации: звукоряд еще не имеет ступени b круглого (то есть си-бемоля), хотя последняя присутствует потенциально, если продолжить слоговой ряд на гексахорд от F (что и будет сделано в дальнейшем).

В первых двух слоговых рядах  проглядывает и идея мутации, то есть перехода из гексахорда в гексахорд. В его основании лежит частичное функциональное наложение разных гексахордов. Например, в нижеприведенных (от G и от с) три «верхние» ступени-функции первого гексахорда совпадают с тремя «нижними» второго гексахорда (курсивом выделены функционально двойственные участки):

 функции 

гексахорда G     Ut    Re     Mi    Fa   Sol    La 

звуки                    Г     А        В        с         d    e     f      g         a

функции                                           Ut     Re       Mi   Fa   Sol La

гексахорда С       

 

Переход в другой гексахорд осуществляется путем функционального переключения последней ступени исходного. Последняя ступень-функция гексахорда (здесь - от G) это La, а за ней следует полутон (см. звуковой ряд). Но полутоном всегда вводится функция Fa (имеющая его, как ранее отмечалось снизу)-предшествует же Fa функция Mi. Для сохранения этого порядка ожидаемое в качестве последнего звука исходного гексахорда La переосмысливается с позиций следующего гексахорда как Mi, после чего счет идет уже по этому новому гексахорду. Подобная смена гексахордов называется мутацией.

В дальнейшем, когда к  гексахордам от G и от С был  прибавлен гексахорд от от F, им всем были даны названия, в зависимости  от положения двойной ступени b/h в их звукоряде. Гексахорд от звука  С получил название натурального, от G - твердого, от F - мягкого. Мутация в чем-то родственна нашей модуляции, то есть смене звукоряда, а мутируемый звук отчасти можно уподобить посредствующему звуку (подобно посредствующему аккорду-ступени). Так, посредством мутации из звукоряда (гексахорда) натурального (от С) осуществляется переход в другие звукоряды: мягкий (от F) или твердый (от G). Очевидно также, что три гексахорда находятся между собой в отношении Т, S, D, считая их по До мажору, а это — функциональная основа будущей тональности, которая отстоит от самого Гвидо не менее чем на 600 лет. Переход из гексахорда в гексахорд -смена звукоряда,

аналогичная в чем-то переходу из тональности тоники в  тональность доминанты или субдоминанты.

Впрочем, в гексахордах  это дано в зачаточном виде, в пределах монодии, и сам Гвидо понятия не имел ни о каких функциях такого рода. Но есть обратная связь. Система гексахордов исторически прорастает в квинтовый круг. И хотя Гвидо, по мнению Римана, «никак нельзя приписать осознанную связь с мажорной гаммой, однако развившаяся далее система гексахордов, вместе с их транспозициями не только от исторически первичных G, F, но и от других звуков (В, D и т. д.) способствовала развитию мажорного восприятия звукового пространства».

В соответствии со звукорядом от Г до е три гексахорда имели октавные повторения, и таким образом весь звукоряд оказался вымощенным плиточками этих гексахордов:

 

 

 

Для наглядности при  обучении детей нотной грамоте звуки  всех гексахордов были закреплены за суставами и кончиками пальцев руки, которая стала именоваться вместе с заключенным в ней звукорядом гвидоновой рукой (хотя в его собственных трактатах нет ни ее изображения, ни упоминания о ней). Развитие системы сольмизации до ныне известного вида осуществили уже ученики Гвидо Аретинского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Оценка Гвидо претерпела некоторые изменения в историческом времени. От безоговорочного, почти  легендарного признания его высоких  заслуг во времена Средневековья  и Возрождения – вплоть до приписывания ему ряда мнимых открытий – к этапу некоего «гиперкритицизма», когда тщательной проверке «по источникам» был подвергнут объем его «истинного научного вклада». По меркам современной науки в сопоставлении с предшественниками, в результате чего более точно был определен характер его реформ и новаций. И, наконец, к современной оценке, закрепленной в ряде словарей и энциклопедий, которой как бы на новом витке спирали подтверждает огромное значение теоретика для развития западной музыки и музыкальной науки.

Кроме того, именно в наше время, то есть в начале третьего тысячелетия, стало очевидным, что музыкальная нотация претерпела такие кардинальные потрясения, которые высветили фигуру Гвидо в неожиданно новом свете. Оказалось, что в течение почти, что  десяти веков нотация развивалась в принципе в том направлении, которое было задано им. Однако, появление в XX веке (особенно во второй его половине) всякого рода «рисуночных музык», «графических нотаций», а в ряде случаев отказ от нотации вообще, показывает , что музыка в каком-то смысле пытается если не возвратиться к «догвидоновой» эпохе, то, по крайней мере, сталкивается вновь с похожими проблемами. А это свидетельствует о том, что реформы Гвидо носят не абсолютный характер, равно как и ценности, которые за этими реформами стояли.

Действительно, новый  метод сольмизации и реформы  нотации – два главных вклада Гвидо, благодаря которым он получил  широкую известность и признание  в свое собственное время и  позднее.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Ю.Н. ХОЛОПОВ, Р.Л. ПОСПЕЛОВА Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике

 

  1. Холопов Ю. Н. Гвидо д" Ареццо // Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1973.

 

  1. Поспелова Р. Западная нотация XI-XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003.

 

 

  1. Холопов Ю. Н.  Гвидонова рука // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

 

  1. www.opentextnn.ru

 

  1. Музыкальная энциклопедия Ю.В. Келдыш // издательство «Советская энциклопедия» 1982 г.

 

 

 

1 Однако в самое последнее время появились некоторые ценные материалы: в частности, С. Лебедев и Р. Поспелова перевели и издали «Письмо к брату Михаилу».


Информация о работе Нотная реформа Гвидо Аретинского