Музыкально-педагогические идеи Б.Асафьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть значение наследия Б.Асафьева для современной методики музыкального воспитания детей.
Задачи:
- показать многогранность личности Асафьева.
- осветить музыкально-педагогические идеи Асафьева, рассмотрев его статьи.
- выявить основополагающие принципы по проблемам музыкального воспитания детей.
Методы работы: изучение и анализ литературы, касающейся жизни и творчества Б.Асафьева.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Б.Асафьев как многогранная личность………………………………………...3
Глава 2. Музыкально-педагогические идеи Б.Асафьева……………………………….15
2.1. Статьи Асафьева, как часть его наследия…………………………..……..15
2.2. Основополагающие принципы по вопросам музыкального воспитания..25
Заключение………………………………………………………………………………...29
Список использованных источников……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2

Глава 1. Б.Асафьев как многогранная личность………………………………………...3

Глава 2. Музыкально-педагогические идеи Б.Асафьева……………………………….15

2.1. Статьи Асафьева, как часть его наследия…………………………..……..15

2.2. Основополагающие принципы по вопросам музыкального воспитания..25

Заключение………………………………………………………………………………...29

Список использованных  источников……………………………………………………30

 

Введение

В мире существует личность, творчество которой не только не умирает, но и продолжает  развиваться  в наше время. Такой личностью является Борис Владимирович Асафьев.  Его деятельность охватила все стороны музыкальной культуры. Он вошел в историю как явление уникальное по широте интересов, глубине проникновения почти во все области музыкального искусства. Ему характерна необычайная продуктивность работы в каждой из них.

Известно, что  современная музыка, музыкальная  педагогика, а также школьная педагогика в частности, опираются на научные  идеи и теории Б.Асафьева. Значение его наследия будет важно всегда, так как в этих идеях заложены основополагающие учения о музыке. Поэтому мы считаем, что тема, выбранная нами является очень актуальной.

Цель  курсовой работы: раскрыть значение наследия Б.Асафьева для современной методики музыкального воспитания детей.

Задачи:

- показать многогранность  личности Асафьева.

- осветить музыкально-педагогические  идеи Асафьева, рассмотрев его статьи.

- выявить основополагающие  принципы по проблемам музыкального  воспитания детей.

Методы  работы: изучение и анализ литературы, касающейся жизни и творчества Б.Асафьева.

 

Глава 1.Асафьев как многогранная личность

Выдающийся  человек всегда привлекает к себе внимание. Интерес вызывает не только оставленное им наследие, но и прожитая жизнь, особенности натуры, характерные черты деятельности.

Борис Владимирович Асафьев (под псевдонимом Игорь Глебов) (1884 - 1949) - был выдающейся личностью и великим музыкантом. Он является очень многогранной натурой: композитор, музыкальный учёный (историк и теоретик), критик и публицист, искусствовед, литературовед, педагог, организатор, общественный деятель, драматург.

Для начала мы хотим дать краткие биографические сведения об этом великом человеке.

В 1904-1910 Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А.К.Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 - советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.

В 1925 Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.

Асафьев был  одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В1924 -1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.

С 1914 статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени - «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919-1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада Ассоциации современной музыки, Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения- балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В 1943 он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств Академии наук СССР. В 1946 Асафьеву присуждается звание Народного артиста СССР, в 1948-1949 годах он был одним из членов правления Союза композиторов СССР.

Условия для  создания полной научной биографии  Асафьева еще не сложились. Это дело будущего, наша задача в данной главе, показать многогранность и многоплановость личности Асафьева.

Асафьев - феноменальное явление. И главными составляющими этого феномена были гениальная музыкальная одаренность, на редкость пытливый ум, исключительная трудоспособность. Борис Владимирович многое получил от природы. С юных лет он определял свою судьбу, строил свою жизнь, проявлял незаурядную активность, целеустремленность, волю. Качества эти не лежали на поверхности его натуры, они не бросались в глаза при взгляде со стороны, но они являлись главными пружинами его деятельности. А по первому впечатлению этот человек казался робким, застенчивым. Невысокий, худощавый, сутуловатый, - таким он запомнился современникам. Запомнился его высокий лоб, очень красивые светло-голубые глаза, тихий голос. За роялем он, казалось, олицетворял саму душу музыки. Увлекательна была и его тихая речь. Известный критик О.П.Ламм так её охарактеризовал: «Он говорил всегда вдохновенно, с острыми метафорами, интереснейшими философскими обобщениями, поражал огромной эрудицией и знаниями не только в области истории музыки, но и вообще культуры»[3,4].

Отличительными  чертами Асафьева являются его стремление к непрестанному самообразованию, а также его организованность во всех видах деятельности.

Сохранился  план, составленный Асафьевым на лето 1922 года. Свои занятия он распределял  так: «Языки: а) латинский (возобновляю: по капле ежедневно, то есть по параграфу), потом греческий; б) остальные: французский, немецкий, английский и итальянский – книги по очереди. Эстетика: в) ежедневно параграф. Муз. история: г) ежедневно параграф. Народная песня: д) ежедневно параграф. Итого (исключая б): ½ часа+1+1/2+1=3 часа утренних занятий. Считая два часа на ежедневное писание или подготовку к лекциям = 5 часов, не считая чтения»[1,10]. Талант Асафьева, помноженный на неустанный труд, давал яркие результаты.

Феноменальному  развороту деятельности Асафьева предшествовал  трудный для молодого человека период. По выражению самого Бориса Владимировича, в дореволюционные годы ему постоянно приходилось «пробиваться». На его пути стояли материальная необеспеченность. В культурных сферах Асафьев, при всем своем таланте, часто чувствовал себя чужаком, человеком, претендующим на большее, чем имеет право. И если он все же сумел сделать несколько заметных шагов и вышел на видное место, то случилось это, во-первых, благодаря его настойчивости и целеустремленности, а во-вторых, потому, что жизнь свела его с несколькими отзывчивыми людьми, охотно поддержавшими молодой талант и способствовавшими его развитию.

Однажды Асафьев  обмолвился, что создал себя сам. Он имел право утверждать это: он ставил перед собой большие задачи и  добивался их решения. Асафьев учился в двух высших учебных заведениях и кроме того неустанно занимался самообразованием. Книги, журналы, выставки, концерты, спектакли - это тоже было его «художественным вузом». Особенно большую роль в художественном развитии Асафьева сыграл В.В.Стасов. Они познакомились15 августа 1904 года. «…Без него я бы, пожалуй, не написал ни строчки музыки!», - делился Асафьев в своём письме с одним из своих друзей. «Юные годы мои прошли в стасовской среде, в пламенном, волнующем познавании общественной жизни и искусства. Стасов дал основу моей эрудиции, Стасов сделал из меня искусствоведа, Стасов познакомил меня с Репиным, Горьким и Шаляпиным и Целой плеядой художников, музыкантов, писателей, общественных деятелей и учёных»[1,15]. Несомненно в характере деятельности Асафьева преобладали стасовские черты. От Стасова прежде всего шло стремление к многосторонней деятельности и широта охвата явлений художественной жизни - не одной лишь музыки, но и живописи, театра, литературы, поэзии; со Стасовым роднила романтическая взволнованность восприятия искусства, эмоциональность отношения к событиям, людям, природе; стасовской была традиция жизни в непрестанном слушании музыки, в непосредственном эмоциональном наслаждении ею, в постоянных контактах с исполнителями-интерпретаторами этой музыки; у Стасова же учился Асафьев поддерживать и растить все талантливое, значительное, новое, не бояться в порыве увлечения ошибок и крайностей. Многое унаследовал Асафьев, изучая труды другого выдающегося музыкального критика А. Н. Серова. Это, в частности, интерес к теоретико-эстетической проблематике музыкального искусства, стремление установить закономерности музыкального мышления, раскрыть своеобразие музыки как языка общения, природу музыкальных жанров и их взаимосвязь. Положения Серова о ведущей роли мелодики, о музыкальном тематизме и смысловом значении его трансформации также находят развитие в работах Асафьева. Ценный вклад в воспитание молодого музыканта внесли его учителя - Римский-Корсаков и Лядов.

Невозможно  перечислить все, что получил  Асафьев от своих предшественников и наставников. Однако сформировался он, естественно, не на одних лишь традициях. Борис Владимирович с юности питал самый живой интерес к современности и испытывал ее воздействие (например, влияние на молодого Асафьева символизма). Становление Асафьева как человека, музыканта, специалиста проходило в широких творческих связях с различными представителями современного искусства, литературы, науки, многие из которых в той или иной мере также воздействовали на его формирование. Постоянное заинтересованное внимание Асафьев проявлял и к богатствам культуры зарубежных стран - национальная ограниченность ему была так же чужда, как и космополитизм. Культура Запада и Востока, зарубежная музыка и мысль о музыке всегда находились в поле его зрения. Он пристально следил за иностранной музыкальной периодикой, за новыми трудами зарубежных исследователей (можно назвать, например, имена Г. Аберта, Г. Адлера, П. Беккера, Г. Кречмара, Э. Курта). Без этого не был бы Асафьев столь энциклопедически образован, не поражал бы знанием духовного наследия человечества от древности до наших дней. Но более всего его влекла отечественная культура.

Приверженность  русской культуре, ощущение кровных связей с ней, как и предчувствие широких перспектив служения ей, вероятно, сыграли определяющую роль в жизни Асафьева.

Асафьева отличала разносторонность интересов, его внимание устремлялось ко многим областям культуры, но всё же в первую очередь он был гуманитарием. История, литература, философия были его сферами. Более всего Бориса Владимировича влекло искусство. И хотя природный дар его с необычайной силой обнаружился в области музыки, он всегда мыслил об искусстве в целом. Помимо музыки, Асафьев проявлял большой интерес к живописи. Особое внимание уделял эстетике и истории искусств. Такой широкий подход определил многое и в асафьевском понимании музыки как одного из видов искусства, и в осознании ее специфики и закономерностей.

Всю свою трудовую жизнь Борис Владимирович находился  на переднем крае музыкального фронта. Он неизменно был там, где решались насущные задачи сегодняшнего дня. Асафьев чутко слушал зовы времени и спешил откликнуться на них, часто оказываясь первым. Его плацдармом была вся музыкальная культура. Асафьев всегда был в гуще музыкальной жизни, в сердцевине свершавшихся в ней процессов, неизменно оказывался одной из центральных фигур в той области, к которой он обращался. Как мощный магнит, он притягивал к себе многих людей: рядом с ним их творческая энергия становилась насыщеннее, напряженнее.

В необычной  многоаспектности деятельности Асафьева кроется одна из разгадок его феномена. Все сферы, в которых он проявлял себя, были для него органично связаны и взаимодействовали между собой.

Борис Владимирович Асафьев был крупнейшим музыкантом-ученым, единственным в этой сфере академиком. Им написаны десятки масштабных трудов, в которых исследуются коренные вопросы эстетики, истории и теории музыки. Он создал монографии, посвященные выдающимся композиторам, отдельным произведениям и музыкальным жанрам. Широко известны его книги «Музыкальная форма как процесс», «Симфонические этюды», «Русская музыка», работы о Глинке, Чайковском, Стравинском и многие другие. В них ярко проявились типичные для Асафьева черты - новаторский, нетрадиционный подход к предмету исследования, исключительно тонкое слышание и понимание музыки, выразительность, образность литературного языка. И буквально каждая страница в них насыщена интересными, свежими мыслями. Многие из них получили долгую жизнь. На важнейших научных идеях и теориях ученого основывается советское музыкознание. К числу наиболее фундаментальных принадлежит теория интонации Асафьева.

В исследованиях  музыки неоценимую помощь Асафьеву оказывал композиторский опыт, который облегчал проникновение в суть исследуемого явления, позволял уловить необычайно тонкие, индивидуально неповторимые черты творчества того или иного композитора, равно как и выявить приметы стиля эпохи. Наряду с этим и сочинение музыки у Асафьева подчас опиралось на музыковедческие разыскания (так, например, создавался балет «Пламя Парижа»). Углубленное изучение музыкального наследия той или иной выдающейся личности позволяло Асафьеву строить убедительные концепции исполнительской трактовки сочинений данного композитора. Вот почему Борис Владимирович был высоким авторитетом для исполнителей. Причем Асафьев был для них просто высоко эрудированным коллегой: многолетняя работа в театре и тесные контакты с артистами позволяли Асафьеву «переводить» высокие научные идеи и обобщения на язык, близкий и понятный практикам. Как ученый Асафьев был музыковед-эстетик, историк, теоретик. И эти стороны в его исследованиях неразрывны. Взаимодействовали между собой научная, критическая, популяризаторская сферы деятельности Бориса Владимировича.

В то же время  Асафьев был крупным композитором. Несомненно, творческий дар оказал неоценимую помощь в научной работе Бориса Владимировича, однако этим не ограничивается его значение. Асафьев сочинял музыку на протяжении всей жизни. Им написаны десятки опер и балетов, симфонии, музыка ко многим драматическим спектаклям, большое число камерно-вокальных и инструментальных произведений. Наиболее значимыми в обширном наследии композитора являются балеты. В первой половине 30-х годов получили всесоюзную известность «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан». Они вошли в число самых значительных произведений. С тех пор имя Асафьева заняло прочное место в ряду самых видных композиторов.

Информация о работе Музыкально-педагогические идеи Б.Асафьева