Музыкальное образование на Урале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Историко-культурный процесс на Урале включал развитие сети институтов образования, становление которой началось с создания учебных заведений низшего типа. Они являлись наиболее распространенными в регионе. С деятельностью первых из них связано начало общественно-организованной практики передачи детям музыкальных знаний и исполнительского опыта.

Файлы: 1 файл

ист обр на ур.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

     Закрытые  и публичные концерты хоровых коллективов учащихся средних учебных заведений в конце XIX – начале XX века характеризовались разнообразными и довольно сложными программами, которые включали народные песни, многоголосые хоровые произведения, хоры из опер, юбилейные гимны и кантаты.

     Наряду  с хоровой работой в женских  гимназиях, а сначала XX века и в епархиальных женских училищах получает распространение обучение игре на фортепиано. Примером организации пианистического образования для них служили столичные учебные заведения, в практике которых фортепианная игра всегда занимала значительное место. По мысли А. Л. Гензельта, издавшего в 1869 году специальную школу для получающих фортепианную подготовку в общеобразовательных учебных заведениях, из их стен должны были выходить достаточно квалифицированные пианистки, способные стать «музыкальными авторитетами целых семейств, даже целых местностей».

     Первые  сведения об организации фортепианных классов в женских гимназиях  Пермской губернии относятся к периоду, когда старейшие из этих учебных заведений только начинали свою деятельность. В середине 1860-х годов в штате Пермской мариинской женской гимназии состояла учительница музыки Малиновская, а в Екатеринбургской первой женской гимназии – учительницы Сорокина и Штейнфельд. Возможность получить пианистическую подготовку предоставлялась и в последующие годы, как правило, всем желающим за отдельную плату. Особенно широко обучение игре на фортепиано практиковалась в гимназических пансионах.

     Начиная с последнего десятилетия XIX века в мужских средних учебных заведениях большое распространение получили духовые оркестры, а позднее, в связи с возросшей популярностью в обществе, - оркестры народных инструментов, которые возглавляли театральные или военные капельмейстеры.

     Школьные  оркестровые коллективы комплектовались из учеников разных классов, по их желанию; занятия с ними проводились, как правило бесплатно. Оркестрантов, так же, как и участников ученических хоров, для лучшей организации обучения подразделяли обычно на основной и подготовительный составы.

     Музыка  занимала важное место во внеурочной деятельности средних учебных заведений. Существовавшие правила запрещали  или ограничивали посещение учащимися  театральных представлений и  концертов, предназначенных для  взрослой аудитории. На устраиваемых же в гимназиях и училищах «домашних» спектаклях, вечерах, концертах школьники были и главными участниками, и зрителями.

     Музыкально-образовательная  практика средних учебных заведений  характеризовалась преемственно сохраняющейся  ориентацией на ценности церковной и светской музыкальной культуры, традиционные, а также новые виды музицирования; инициативой в создании развитой инфраструктуры музыкально-образовательного процесса, участием в нем видных представителей музыкально-педагогических сил; взаимосвязям учебных заведений с церковью, музыкальными объединениями местной интеллигенции, оперными театрами.

     Деятельность  средних учебных заведений с  наиболее высоким уровнем музыкального обучения явилась важным вкладом  в развитие профессиональной музыкальной  школы в регионе.  

     Используемая  литература: Беляев С. Е. «Музыкальное образование на Урале: два века истории». Екатеринбург, изд-во Урал. ун-та, 1998.

Информация о работе Музыкальное образование на Урале