Методическая система формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
задачи исследования:
Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.
2)Определить сущность и значение художественно-образного мышления в формировании исполнительских умений и навыков.
3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.
4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).
1.2. Художественно-образное мышление музыканта.
1.3. Основы профессионального обучения виолончелиста. 75 Выводы rio 1 главе.
ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.
Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.
2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию исполнительских умений и навыков.
Выводы по II главе.

Файлы: 1 файл

то что надо.docx

— 63.82 Кб (Скачать файл)

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты  исследуемой проблемы.

1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).

1.2. Художественно-образное мышление музыканта.

1.3. Основы профессионального обучения виолончелиста. 75 Выводы rio 1 главе.

ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.

Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.

2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.

2.2. Опытно-экспериментальное исследование  по формированию исполнительских умений и навыков.

Выводы по II главе.

Введение диссертации (часть  автореферата) На тему "Методика формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом :начальный этап обучения виолончелиста"

Актуальность исследования. В настоящее  время в России значительно возросли требования к социально значимым личностным качествам, таким как - готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, социально-коммуникативная мобильность. Однако современная социокультурная ситуация в стране характеризуется и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой ценностных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей и подростков. Особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации.

На возникновение такой ситуации повлиял целый ряд факторов. Прежде всего, это произошедший в постперестроечном  обществе пересмотр системы ценностей  и приоритетов. Большинство родителей в настоящее время не заинтересовано в затратах времени и сил на так называемое «общее развитие» своих детей, а стремится как можно раньше начать учить их тому, что в будущем поможет приобрести востребованную профессию и высокооплачиваемую работу (иностранные языки, информационные технологии, основы экономики и т.п.) В общеобразовательных школах наблюдается выраженная тенденция сокращения часов, отведенных на преподавание предметов гуманитарного цикла (литература, мировая художественная культура, искусство, музыка), и это, в свою очередь, не может не вызывать беспокойства.

Сейчас родители значительно реже посещают с детьми концерты классической музыки, театры, художественные выставки (к сожалению, таких семей буквально единицы). При этом уже в раннем дошкольном возрасте дети невольно становятся пассивными потребителями оглушающей и отупляющей продукции массовой культуры крайне низкого уровня, которая буквально заполонила ТВ и другие СМИ. Это в значительной степени 'затрудняет дальнейший путь ребенка к познанию истинно прекрасного, лишая его возможности отличать подлинные культурные ценности от суррогатов.

Современный «среднестатистический» дошкольник смотрит телевизор бесконтрольно, нередко с утра до вечера, слушает поп-музыку, играет в компьютерные игры(зачастую никак не развивающие, а лишь ведущие к повышению уровня агрессии). В то же время - ребенок не приучен к чтению, его фантазия и воображение крайне бедны. В результате, к началу обучения в школе, потребность в бездумном потреблении у него вполне сформирована, в отличие от потребности в самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

Поэтому очевидно, что в обществе назрела необходимость переориентации основной образовательной парадигмы  с информационной на развивающую самостоятельность, познавательную творческую активность и духовно-нравственную состоятельность личности.

Трудно переоценить в решении  этой задачи роль искусства, важность эстетического и, в частности, музыкального воспитания. Говоря о гармоничном развитии личности, Л.С.Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования данного единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие детей. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе целый огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыкальное воспитание делает возможным  наиболее полное раскрытие всех внутренних психологических качеств учащегося (мышление, воображение, память, воля); развитие эмоционально-чувственной сферы психики (тонкости, чуткости, умения через музыку познавать глубину душевных переживаний в себе и других людях) и, что особенно важно, постоянную и необходимую возможность самореализации, создания духовных ценностей, пусть еще на детском уровне. Это уже полноценное творчество, которое ведет к развитию самосознания, чувства собственного достоинства, ощущения собственной значимости и, одновременно, взаимопонимания с другими людьми. Без этих качеств нельзя себе представить полноценную личность.

Как уже было отмечено, воспитание человека, мыслящего творчески и самостоятельно, сложная и особенно актуальная сегодня проблема. В современных условиях на начальной стадии обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы.

Заметим однако, что в последнее десятилетие XX века существенно изменились условия деятельности ДМШ и ДШИ. Исходя из многолетней практики, мы вынуждены с тревогой констатировать, что интерес к занятиям музыкой заметно снизился. Школы испытывают трудности с набором учащихся, контингент которых крайне неоднороден не только по уровню способностей, но также и по уровню сформированных вкусов и потребностей.

Между тем, очень важно как можно  более раннее погружение ребенка  в музыкально-художественную среду. Растущий человек не может войти  в мир культуры без помощи взрослого, который откроет ему язык искусства, поможет включиться в культурный диалог. Безусловно, хорошо, если такой  диалог начинается в родном доме, где ребенка окружает творческая атмосфера, а родители интересуются событиями культуры и искусства. Но, как уже было отмечено, такие семьи сейчас в меньшинстве. Типично другое: отдав ребенка в музыкальную школу, родители считают, что со своей стороны сделали все для его эстетического развития, а в остальном - дело за преподавателями. Однако, видя безразличие родителей к музыке, ребенок может быстро утратить интерес к занятиям (что является одной из первостепенных проблем, особенно в течение первого года обучения на струнно-смычковых инструментах, в частности - на виолончели). Поэтому ответственность роли педагога по специальности в современных условиях неизмеримо возрастает. Содействовать положительному эмоциональному отношению учащихся к музыкальным занятиям, расширять их кругозор, воспитывать средствами искусства, организовывать посещения концертных залов, театров и художественных выставок, - решение этих и многих других задач в первые годы обучения почти исключительно «ложится на его плечи».

Одной из главных проблем в виолончельной педагогике является почти полное отсутствие фундаментальных методических исследований, раскрывающих особенности работы с начинающими учащимися.

Между тем, формирование профессиональных навыков исполнения музыки и развитие многообразных предпосылок успешного овладения ими требуют особых методов занятий с начинающими, причем - отличающихся в каждом конкретном случае. Применительно к данному ребенку надо прежде всего выяснить, что именно - какие недостающие свойства, качества, способности, - надо развить у малыша, впервые взявшего в руки виолончель, каким путем этого можно достичь. Данный вопрос в виолончельной педагогике, в сущности, почти не разработан, а в широкой практике господствует эмпирика, опирающаяся лишь на интуицию и существующие (единые для всех начинающих музыкантов) методы выявления пригодности к инструментальной игре.

Виолончель - сугубо профессиональный инструмент, на котором даже для  коллективного любительского музицирования требуется оснащение разносторонним комплексом специальных умений и навыков. Стратегически важное с первых шагов развитие и последовательное углубление профессионального подхода (независимо от конечных целей занятий) необходимо органично сочетать с весьма гибкой тактикой обучения основам виолончельной игры. Ее следует строить с учетом реалий, например: значительных колебаний в масштабе виолончельно-исполнительских способностей у разных детей; личностных особенностей учащихся (эмоциональных, интеллектуальных, психологических и др.); неоднозначности окружающей их микросоциальной сферы (семья, детский сад, двор и др.). Из опыта можно сделать вывод, что нужна чрезвычайно гонкая и достаточно вариативная методика привития начинающему виолончелисту основ профессионального исполнительского мастерства, возможная лишь при подлинном педагогическом творчестве.

Осуществленные нами многочисленные посещения уроков и экзаменов в различных школах, позволили выявить ряд нежелательных тенденций, бытующих в системе преподавания виолончели в младших классах ДМШ. За исключением работы отдельных педагогов, стремящихся преодолеть творческую пассивность учеников, рутину и консерватизм в обучении, в массовой практике нередко господствует «авторитарный» метод, требования скрупулезного копирования манеры исполнения учителя. В результате постоянного подавления даже скромной инициативы учащихся, у них почти совершенно не развивается творческий потенциал, исполнение часто бывает формальным, неинтересным, когда художественный смысл и содержание исполняемых произведений остаются «за кадром».

В итоге за время обучения в школе ребята почти не раскрывают своих возможностей и способностей. В основной массе они не умеют музицировать, хорошо читать с листа, подбирать по слуху, не говоря уже о сочинении и импровизации. Не удивительно, что после окончания ДМШ многие дети равнодушно или даже негативно относятся к музыке, не любят играть сами, не посещают концерты классической музыки (как показали, в частности, проведенные нами многочисленные опросы и анкетирование).

Специфика обучения на виолончели предполагает значительную протяженность так  называемого «постановочного» периода (в сравнении, например, с фортепиано), во время которого большинство педагогов концентрирует свои усилия на усвоении учащимся этюдов, инструктивных упражнений в отрыве от собственно музыки, каких-либо художественных и творческих задач. Это является одной из распространенных причин потери у детей интереса к занятиям и прекращения их уже после первого года обучения. Другой значительный фактор снижения интереса, по нашим наблюдениям, - предписание традиционной программой начинать работу над вибрацией только в конце третьего или даже в начале четвертого класса. Поскольку именно вибрация придает виолончельному звуку художественную выразительность, учащиеся, не получая удовольствия от собственной игры, к этому времени зачастую уже совершенно охладевают к инструменту. Важнейшим звеном в решении этой проблемы является поиск таких вариантов педагогического воздействия, которые помогут поддерживать и в наибольшей степени развивать творческий потенциал личности каждого ребенка.

Поэтому, если думать об изменении  существующей в массовой практике системы  обучения начинающих виолончелистов, необходимо, сохранив все лучшие достижения в этой области, во многом пересмотреть традиционные методики и программы.

Мы полагаем, что центральная  задача обучения заключается в становлении  обобщающего творческого мышления, которое позволяет ученику самостоятельно и эффективно действовать в предметном мире. На творческую деятельность непосредственно влияет степень развитости художественного мышления. Без должного его уровня любой технически подвинутый ученик вскоре обнаружит себя как несостоятельный музыкант. Комплексность, многоуровиевость задачи воспитания художественного мышления в единстве с формированием исполнительских умений и навыков требует соблюдения логической последовательности этапов ее решения. Как показывает опыт, организованная таким образом учебная деятельность младших школьников оказывает положительное влияние и па развитие у них духовно-нравственных качеств.

Средством художественно-педагогической деятельности на уроках виолончели должны быть самые разнообразные формы непосредственного общения и взаимодействия с детьми по принципу «от сердца к сердцу». В то же время ребенок выступает в них не объектом, подвергающимся обучению, а личностью, стремящейся к саморазвитию в сотрудничестве с учителем и соучениками. Активные формы деятельности детей способствуют разностороннему развитию эмоциональной сферы, музыкальной отзывчивости, художественно-образного мышления, исполнительских умений и навыков, росту творческих способностей и художественных потребностей.

Сверхзадача» педагога: уже на начальном  этапе научить ученика относиться к музыке как к выразительному искусству, интонировать мелодию, передавать характер интерпретируемой музыки, пусть и самой простой. Нередко от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и спутником человека или же оставит его к себе равнодушным.

Развитие художественного воображения и фантазии - один из сильнейших стимулов, который выводит мышление и сознание ребенка на качественно иной уровень. Поэтому в процессе обучения игре на виолончели необходимо объединять различные пути музыкально-художественного воздействия и вызывать всестороннюю творческую активность учащихся при выполнении любой задачи - исполнения, сочинения, восприятия музыки.

Эффективным средством обучения и  воспитания является опора на межпредметные связи (сольфеджио, музыкальная литература, мировая художественная культура, литература, история, изобразительное искусство), побуждающая учащихся к целостному познанию различных художественных явлений и стимулирующая их творческую активность. При обучении с помощью такого комплексного подхода ребенок получает возможность воспринимать окружающий мир в качестве поля деятельности для творчества, где обучение игре на виолончели рассматривается как средство реализации его способностей, самостоятельности и самоутверждения. Педагог же в процессе обучения может использовать появившуюся у ребенка потребность в творчестве в качестве стимула для приобретения новых знаний, умений, навыков.

Несмотря на очевидную актуальность комплексного развития музыкально-творческих способностей - в частности, исполнительских  умений и навыков и художественно-образного  мышления, - данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое  решение и практическое применение в традиционной системе преподавания виолончели в ДМШ, в особенности - детям младшего школьного возраста.

Наряду с использованием межпредметных связей важным педагогическим условием комплексного развития исполнительских умений и навыков и художественно-образного мышления также является применение проблемно-поисковых ситуаций на уроках. Занятия по специальности должны представлять собой не просто обучение игре на инструменте и основам музыкальной грамоты, но живой, непосредственный диалог учителя и ученика, неразрывный синтез исполнительства, теоретического и общеэстетического образования. Содержание каждого компонента музыкального обучения должно находиться в единстве с содержанием всех других компонентов, что обуславливает в конечном итоге формирование музыкальной культуры выпускников ДМШ.

Информация о работе Методическая система формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста