Краткое описание хоровых сочинений С.И. Танеева в хронологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

В истории отечественной музыки особое место принадлежит хорам a cappela С.И. Танеева. Именно благодаря его творчеству этот жанр хоровой музыки поднялся на подобающую высоту, встав в один ряд с лучшими сочинениями западно-европейских композиторов – Шуберта, Шумана, Мендельсона, а в последствии Брамса и Р. Штрауса.

Содержание работы

I. Хоровое творчество С.И. Танеева: особенности стиля.
II. Композиция и драматургия хора «Восход солнца» соч.8
III. Исполнительские комментарии.

Файлы: 1 файл

Танеев особенности стиля.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Более насыщенное полифоническое развитие во 2-м разделе ставит проблему ясного донесения до слушателя словесного текста. По словам К.Ольхова, от певчих требуется умение не только выразительно интонировать текст, но и «искусство «мять» в других словах те слова и фразы, которые нарушают ясность текста в мелодии первого плана» (№ 3,с.49-50). В отношении 2-го раздела К.Ольхов советует «дать хорошо услышать слова сопрановой партии с ее последовательно излагаемым текстом» (тм же,с.50). Имитационные переклички в остальных голосах следует исполнять тише, «имитация должна создать здесь впечатление глубины звучания и многослойности звукового потока» (там же).

На заключительных этапах работы над произведением особенно явственной становится проблема воплощения динамичности развития композиции. Как уже говорилось, в хоре «Восход солнца» весьма сильны процессы сквозного развития, цементирующие музыкальное целое. На уровне текста это проявляется в особом расположении кульминации, и их взаимном соподчинении.

В каждом из 3-х крупных  композиционных разделов имеется своя кульминационная зона, приходящаяся на заключительный каденционный участок развития. В 1-м разделе – т.19-20, во 2-м – т. 31-32, в 3-м – т. 67-70.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Такое расположение кульминации смещает  центр тяжести формы, требуя уравновешивания, достигаемого присоединением все новых участков формы. Каждая последующая кульминация весомее предыдущей в динамическом плане (mf-piu f-f), а в третьем разделе композиционная неустойчивость требует завершения в виде коды (Meno mosso,т.72).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дирижеру следует явственно  ощущать волновое развертывание  музыкального целого, также соподчинение кульминаций на расстоянии. Наиболее значительна третья кульминация, а  кода произведения дает замечательный пример превышения генеральной кульминационной зоны (яркие примеры подобного рода дает симфоническое творчество П.И.Чайковского).

Заканчивая рассмотрение исполнительских трудностей, хочется  подчеркнуть, что их преодоление приносит не только ощутимый творческий результат, но способствует воспитанию у дирижера и хорового коллектива ценных исполнительских качеств. Работа над хором соч.8 открывает путь к другим танеевским шедеврам, исполнение которых – показатель настоящей творческой зрелости музыканта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Васильев В. Роль С.И.Танеева в российском хоровом образовании и просвещении.//Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы. СПб., 1995.
  2. Левандо П. К. Характеристика фактуры хоровых циклов С.Танеева и С.Рахманинова. //Национальные традиции русского хорового искусства. Л., 1988.
  3. Ольхов К. Хоры a capella С.Танеева.//Хоровое искусство. Л.,1981. Вып.2.
  4. Попов.С. О хоровом творчестве С.И.Танеева //Русская хоровая литература. М., 1969. Вып.2.
  5. Протопопов В. Некоторые вопросы музыкального стиля С.И.Танеева //Протопопов В. Избранные исследования и статьи. М.,1983.
  6. Савенко С. С.И.Танеев. М., 1984.
  7. Симонова Е. Проблемы хормейстерского воплощения образной сферы цикла хоров С.Танеева на ст. Я.Полонского (ор.27) средствами тембровой драматургии. Дипломный реферат. РнД.,1990.
  8. Старкова Т. Хоровое творчество С.И.Танеева и православная церковная музыка на рубеже 19-20 вв // Свое и чужое в европейской культурной традиции. Литература. Язык. Музыка. Н. Новгород, 2000.
  9. Бернандт Г. С.И.Танеев. М.,1983.

10.Левандо П. Об одной  особенности фактуры хоров С.Танеева  «Восход солнца» и «Увидал  из-за тучи утес»// Становление  и развитие национальных традиций  в русском хоровом искусстве  (творчество, исполнительство, образование). Л.,1982.

 

 


Информация о работе Краткое описание хоровых сочинений С.И. Танеева в хронологии