Краткое описание хоровых сочинений С.И. Танеева в хронологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

В истории отечественной музыки особое место принадлежит хорам a cappela С.И. Танеева. Именно благодаря его творчеству этот жанр хоровой музыки поднялся на подобающую высоту, встав в один ряд с лучшими сочинениями западно-европейских композиторов – Шуберта, Шумана, Мендельсона, а в последствии Брамса и Р. Штрауса.

Содержание работы

I. Хоровое творчество С.И. Танеева: особенности стиля.
II. Композиция и драматургия хора «Восход солнца» соч.8
III. Исполнительские комментарии.

Файлы: 1 файл

Танеев особенности стиля.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

I. Хоровое творчество С.И. Танеева: особенности стиля.

 

В истории отечественной музыки особое место принадлежит хорам  a cappela С.И. Танеева. Именно благодаря его творчеству этот жанр хоровой музыки поднялся на подобающую высоту, встав в один ряд с лучшими сочинениями западно-европейских композиторов – Шуберта, Шумана, Мендельсона, а в последствии Брамса и Р. Штрауса.

К сочинению хоровой музыки Танеев обращался постоянно на протяжении всей своей творческой жизни. Хоры a cappela на светский текст можно условно разделить на два периода. Первый период, охватывающий 1870-1890 годы, включает в себя такие жемчужины хорового репертуара, как «Серенада» (А.Фет, 1877), «Сосна» (М.Лермонтов, 1877), «Ноктюрн» (А.Фет, 1877), «Веселый час» (А.Кольцов, 1870), «Пью за здравие Мэри» (А.Пушкин, 1881) и «Фонтан» (К.Прутков, 1881) и другие.  

Эти сочинения принадлежат и  так называемым малым формам, близким  к хоровым миниатюрам Шуберта  и Мендельсона, а в отечественной  хоровой традиции – Чайковского  и Кюи. Фактура ранних танеевских хоров еще не отличается богатым полифоническим развитием, ставшим в последствии чертой хорового стиля композитора. Скорее можно говорить о гомофонно-гармонической музыкальной ткани с преобладанием основных тонально-гармонических функций.

Второй этап хорового творчества Танеева начинается в 1891 году. Хор трактуется композитором «как организм, способный решать большие, сложные художественные задачи, раскрывать глубокие философские и этические проблемы без помощи оркестра»(№3,с.34). Коренным образом изменяется музыкальный язык и общие контуры композиции.

В области музыкального языка ведущим  способом высказывания становится полифония, организующая и определяющая специфику  хоровой фактуры. Заметно усложняется  и композиция, вбирающая в себя важнейшие принципы инструментальной формы – сонатность, («Из края в край, из града в град»), поэмность (хоры соч.35).

Первое произведение нового периода  – «Восход солнца». В нем воплощена  типичная для мировоззрения и  творчества композитора тема восхождения  к «гармонии мира», и для ее воплощения широко используются полифонические средства. Элементы имитации в первой части произведения («Молчит сомнительно Восток») воспринимаются как густые тени, отбрасываемые предметами. Вторая часть - неуклонное предыктовое движение – вызывает ассоциации со второй половиной Антракта ко 2 картине III действия оперы «Орестея», создававшейся в это же время. Наконец, раздел Allegro maestoso – это одновременно и гимн, и хорал, здесь слышны и отголоски приветственных виватных кантов 18 века, а также торжественного церковного звона – «благовеста».

Следующие хоровые сочинения Танеева  – «Из края в край, из града  в град», соч.10 (слова Ф.Тютчева),и «Звезды» и «Альпы», соч.15 (слова А.Хомякова) обозначают наступление высшего расцвета жанра.

«Из края в край, из града в град» - первый танеевский двойной хор, здесь средства полифонии выступают в качестве основных в раскрытии образной драматургии сочинения. Двухорность отражает контраст двух персонифицированных образных сфер. Первый хор – человек с его переживаниями и устремлениями. Второй хор – вдвое больший по составу – воплощает внеличное начало, неутомимый ход времени, могучий вихрь, который «из края в край… людей метет». Полифоническое наложение контрастных образов, их синхронное взаимодействие отодвинуло на второй план технологические проблемы, одна из которых – донесение звучащего текста до слушателя. В хоре соч.10 оба хора одновременно поют различный текст (иногда даже разные строфы), что существенно затрудняет восприятие слов. Таким образом, трансформация внутреннего существа жанра побуждала композитора жертвовать внешними требованиями удобства и технической простоты исполнения.

Вершина хорового письма Танеева –  Двенадцать хоров без сопровождения  соч.27 (слова Я.Полонского). Этот цикл – последование монументальных, серьезных хоровых поэм. Концептуальность, яркая контрастность, динамическое развитие образов, масштабная развернутость форм свидетельствует о проникновении черт симфоничности в хоровой цикл.

Хоровое письмо Танеева здесь достигает  высшей степени мастерства. Обращение к разнообразным хоровым составам, широкое использование хоровых соло, многочисленные темброво-колористические находки позволяют говорить об оркестральности хоровой фактуры. Следует отметить, что это перекликалось с особенностями хорового исполнительского искусства того времени (например, создание симфонической капеллы В.Булычева).

Весьма многообразно воплотились  в соч.27 традиции отечественного искусства. Мелодика многих хоров восходит к  романсовому и оперному творчеству композиторов старших поколений. Лейттема хора «По горам две хмурых тучи» аппелирует к традициям национальной полифонии (вспомним хоровую интродукцию «Жизни за царя» М.И.Глинки).

Хоровая фактура в соч.27 демонстрирует  отточенное применение полифонических и гомофонно-гармонических приемов письма. Как правило, гомофония характерна для экспозиционных разделов основных музыкальных тем и разделов поэтического текста, а полифонические приемы динамизируют развитие музыкальных образов и звучащую фактуру сочинений.

Шестнадцать хоров, соч.35 (слова К. Бальмонта) – последний хоровой цикл композитора, во многом отличающийся от предыдущего. Прежде всего обращает внимание ограничение хорового состава мужскими голосами. Это обусловлено не только внешними причинами (хоры создавались для Певческого союза пражских учителей), но и изменением хоровой стилистики композитора. Роскошная оркестральность сменяется поиском новых ресурсов звучания внутри хоровой массы. Пользуясь ограниченными, порой аскетичными выразительными средствами, Танеев создает мощнейшие по силе воздействия музыкальные образы.

Изменяется и внутренний эмоциональный  строй музыки. В большинстве хоров  претворены мотивы безысходности, разочарованности, обреченности человеческого бытия. Степень переосмысления поэтического текста достигает здесь своего максимума, например, в хоре «Тишина» изысканные, поэтически изощренные строки Бальмонта трактованы подчеркнуто классично, строго. Изменение тональности высказывания создает внутреннюю динамику напряжения между поэтическим и музыкальным текстом.

Говоря о той роли, которую  сыграли произведения для хора без  сопровождения С.И.Танеева в отечественной  музыкальной культуре, следует подчеркнуть, что они качественно изменили процесс развития этого жанра  и оказали определяющее влияние на творчество композиторов следующих поколений. Таким образом, преобразование и развитие светской хоровой музыки a capella – исключительная заслуга великого мастера хора С.И.Танеева.

 

II. Композиция и драматургия хора «Восход солнца» соч.8

 

Выше уже говорилось о том, что хор соч.8 имеет в творчестве Танеева переходный характер – от произведений раннего периода к сочинениям, составившим зрелый хоровой стиль композитора. Это самым непосредственным образом отразилось на специфике музыкального развития в анализируемом произведении.

Большой интерес представляет композиционное строение хора. Здесь переплелись  две тенденции, которые повлияли на облик музыкального целого в соч.8. Одна из них идет от жанра хоровой  миниатюры, успешно разрабатывавшейся  такими мастерами, как Чайковский, Кюи, Калинников. Она заключается в филигранной отделке отдельных частей целого, зачастую складывавшегося под влиянием строфического принципа. Основу хоровой строфы составлял музыкальный период, большей частью единого строения. Влияние этого принципа заметно и в композиции «Восход солнца». Можно наметить границы 4-х строф: 1) т. 1-10, 2)11-22, 3)23-32, 4)33-71. Музыкальные строфы строго соответствуют членению поэтического первоисточника, а симметрия композиционного целого везде строго выдержана, за исключением 4-й строфы, которая вчетверо больше остальных.

Причина данного явления – в  действии новокомпозиционного принципа, который станет характерен для всей хоровой музыки Танеева 1890-1900-х годов. Его можно обозначить как тяготение  к сквозному развитию музыкальной композиции, которая приобретает в связи с этим черты поэмности.

По-иному трактует строение хора К.Ольхов, обозначая его как «произведение двухчастное» (№ 3, с.52), однако никаких аргументов в пользу своей точки зрения не приворот. Невыясненным остается вопрос о типе формы (простая или сложная 2-х частность), и о границах его разделов.

Особенности поэмной композиции –  укрупнение мелких композиционных единиц в более крупные разделы, создание «формы 2-го плана». В хоре «Восход солнца» можно выделить 3 крупных раздела. Первый объединяет 1 и 2 строфы, второй включает 3-ю, имеющую характер перехода к третьему разделу (4-я строфа и coda).

Сквозное композиционное строение обусловлено прежде всего  динамикой образов, которую можно  обозначить как путь «от мрака к свету» (именно так выразился в свое время Ромен Роллан по поводу Пятой симфонии Бетховена). В первом разделе господствуют сумрачные, приглушенные настроения. Это – затаенное ожидание какого-либо события, которое может принести как радость, так и менее светлые чувства.

Молчит сомнительно  Восток

………………………………..

Но к небу поднимите  взор.

В среднем разделе  происходит поворот к новой образной сфере. Этот этап драматургического  развития можно обозначить как образную модуляцию:

Смотрите полоса видна

…………………………

еще минуте

 

Заключительный третий раздел – господство светлых, радостных образов, победа света над мраком, определенности и устойчивости над ожиданием, неустойчивостью. Именно в третьем разделе преодолевается статика образного состояния, присущая поэтическому первоисточнику. У Тютчева – «раздается благовест всемирный» (подчеркнуто мной –А.С.), т.е., победа светлых сил – дело будущего, и повествование ведется из мира сумрачных образов первой части.

Ожидаемое в поэтическом тексте у Танеева превратилось в звучащую реальность – вплоть до колокольного благовеста в конце 4-й строфы. Суть образной трансформации отражена в названии танеевского хора – «Восход солнца» (напомним, что у Тютчева стихотворение не озаглавлено). Таким образом уже в первом произведении зрелого периода Танееву удалось достичь впечатляющего единства композиционных и драматургических процессов, гармонии содержательной и формально-конструктивной сторон музыкального целого.

 

 

 

III. Исполнительские комментарии.

 

Хоровое творчество С.И.Танеева предъявляет  высокие требования к художественному  мастерству исполнителей. Убедительность воплощения образного мира произведения во многом зависит от технического качества воспроизведения нотного  текста хоровым коллективом и дирижером. Поэтому данный аспект исполнительской интерпретации требует повышенного внимания уже на первых этапах работы – при аналитическом ознакомлении дирижера с партитурой, а также при репетиционной работе с хором.

Большое внимание необходимо уделить формированию хорового коллектива. Фактура танеевского произведения изобилует случаями разделения голосов (divisi), включает активные динамические процессы в пределах от рр до ff. Все это предполагает звучание довольно многочисленной группы певцов, включающей не менее 6-8 человек в каждой партии. Таким образом, оптимальный состав хора – 24-32 человека, в зависимости от акустических условий исполнения он может быть увеличен.

Работа с достаточно многочисленным составом ставит перед  дирижером несколько дополнительных проблем.

Одна из них – достижение унисона как внутри одной партии, так и между ними. Эта проблема особенно актуальна, так как в  партитуре встречается изложение  тематических линий в октавный унисон (например, в т.33-38 сопрано и первые тенора, вторые альты и первые басы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуется не только проработать  данные эпизоды отдельно, по группам, включающим вышеприведенные пары партий, но и включить соответствующие упражнения в общехоровую распевку.

Немаловажным при большой  численности хора является и достижение единства тембра и вокально-хоровой манеры  певцов. Как правило, достигнуть естественного тембрового ансамбля соответствующим подбором голосов бывает очень трудно, поэтому рекомендуется уже на ранних стадиях работы обращать особое внимание на формирование у певцов, имеющих различные тембры, единой манеры звукоизвлечения.

Необходимо сказать  несколько слов и о диапазоне  хоровых партий. Замечательный мастер хорового письма, Танеев искусно пользуется регистровыми возможностями голосов. В первом разделе композиции, достаточно приглушенном по колориту, ресурсы хорового диапазона сознательно ограничены. Сопрано c2-f2, альт c1-b1,  тенор c1-es1, бас f-b. В дальнейшем, при достижении кульминации, диапазон хоровых парий проявляется полностью: сопрано g1-a2, альт h-e2, тенор g-a1, бас g-c1.

Произведение Танеева содержит в себе значительные интонационно-технические трудности, незаметные на первый взгляд и выявляющиеся лишь в процессе работы с хором.

Значительную сложность  представляет интонирование мелодического интервала малой терции у сопрано и теноров в самом начале сочинения. Минорная ладовая окраска провоцирует понижение тона es, и «кольцевая» структура начальной фразы, начинающейся и оканчивающейся тоникой, оказывается разомкнутой – второе с оказывается ниже начального. Дело осложняется высокой тесситурой и предельным рр певческих голосов.

Для предотвращения дефектов интонации следует «приучить» хор  к звучанию минора не только в мелодическом, но и гармоническом положении, включив  исполнение минорных трезвучий и их обращений в общехоровые упражнения.

Значительных усилий требует и поддержание общехорового строя. Преобладание тоники в 1-м разделе  композиции лишает певцов возможности  ладовой поддержки слуха основными  тональными функциями, тоника оказывается как бы изолированной и гармоническая фигурация с использованием движения голосов по хроматизмам провоцирует постепенное понижение строя.

Поддержание строя на нужной высоте возможно лишь совместными  усилиями дирижера и артистов хора. Певчих следует попросить прислушиваться к звучанию тоники в голосах, ведущих органный пункт. Дирижеру необходимо средствами мануальной техники помочь хору интонировать хроматические ходы с учетом возможности понижения строя, т.е. высоко.

Информация о работе Краткое описание хоровых сочинений С.И. Танеева в хронологии