Фрэнсис Пуленк(1899-1963)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:43, творческая работа

Описание работы

Французский композитор, пианист. Первой учительницей Пуленка стала его мать-прекрасный музыкант. С 15 лет его музыкальное образование продолжилось под руководством пианиста Р.Виньеса и композитора Ш.Кёклена. Молодость композитора совпадала с годами первой мировой войны. В 1917 г. дебютирует на одном из концертов с «Негритянской рапсодией». Вдохновлённый успехом, Пуленк создаёт вокальные циклы «Бестиарий», «Кокарды»; фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани»

Файлы: 1 файл

пуленк.docx

— 23.72 Кб (Скачать файл)

Фрэнсис Пуленк(1899-1963)

Французский композитор, пианист. Первой учительницей Пуленка стала его мать-прекрасный музыкант. С 15 лет его музыкальное образование продолжилось под руководством пианиста Р.Виньеса и композитора Ш.Кёклена. Молодость композитора совпадала с годами первой мировой войны. В 1917 г. дебютирует на одном из концертов с «Негритянской рапсодией». Вдохновлённый успехом, Пуленк создаёт вокальные циклы «Бестиарий», «Кокарды»; фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани». В ранних произведениях Пуленка уже проявляются самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска музыки, её неразрывная связь с парижской шансон. В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки. Первая опера- «Груди Терезия»-веселая опера buffa отразила склонность композитора к юмору. Две последующие оперы-в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием(«Диалоги кармелиток» и «Человеческий голос»).Завершают творческий путь композитора две сонаты- Соната для гобоя и фортепиано, соната для кларнета и фортепиано.

Среди многих сочинений  кантаты «Stabat Mater», «Gloria», «Отсветы теней», «Засуха» и др; для смешанного хора a capella –месса, мотеты, «Семь песен на стихи Г.Аполинера и П.Элюара», 8 французских песен на народные тексты; кантата «Лик человеческий» на стихи П.Элюара, отразившая борьбу французского сопротивления с немецко-фашистскими оккупантами. Музыка Пуленка отличается ясностью и простотой мелодики, нередко в сочетании с гармонической сложностью, удобным, выразительным голосоведение, входит в программы профессиональных и учебных хоров.

Мелодии Пуленка сочетают в себе обезоруживающую простоту, токость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечивает длительный успех музыке Пуленка во Франции и за её пределами.Пуленк вошёл в историю как участник содружества «Шестёрка»(Луи Дюрей, Дариус Мийо, Артур Онегер, Жорж Орик, Франсис Пуленк, Жермен Тайфер).

 

 

 

Автор литературного текста Поль Элюар(1895-1952)

Французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников. В 1912 г. заболел туберкулёзом и был вынужден уехать лечиться в Швейцарию. Там он познакомился с Еленой Дьяконовой, благодаря которой стал писать стихи. Поэт участвует в Первой мировой войне как санитар в госпитале. С Арагоном, Бретоном стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. В 1926 году вступает в коммунистическую партию, а в 1933 был исключен за антисоветские высказывания. Во время гражданской войны в Испании Поль выступает против франкистского движения. В те годы он сблизился с Пабло Пикассо, картина которого «Герника» вдохновила Элюара на создание поэмы «Победа Герники».В начале Второй мировой войны обосновался в Париже и присоединяется к подпольной борьбе против нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать двух партизан. В 1942 году уже в подполье, он был вновь принят в коммунистическую партию. После смерти второй жены Нуш, Элюар путешествует по миру, участвуя в конгрессах ,посвящённых миру. В 1950 г в Варшаве он присутствует на разработке Всемирного Совета Мира. В 1951г написал сборник стихов «Феникс», посвящённый его отношениям с новой женой Доминик Лемор.К произведениям Элюара писали музыку Ф.Пуленк,А.Соге,Л.Ноно, А.Волконский, А.Градский.

 

 

 

Музыкальное содержание

Эта часть кантаты повествует о страшных, трагических событиях В.О.В., которая затронула практически  все западно-европейские страны, в том числе и Францию.

И поэт, и композитор очень  чутко и проникновенно рисуют картину тех печальных страниц  середины 20 столетия. Под образом  «дикого зверя» нам видится фашизм в самом его глубинном смысле, когда всё смешалось в сознании людей. И ночь и день не были различны, как жизнь и смерть. И даже последняя фраза звучит вовсе не оптимистично, а с большим сомнением и тревожным ожиданием.

 

 

 

Музыкально-теоретический  анализ

По жанру произведение является хоровой миниатюрой одной из частей кантаты «Лик человеческий».

Форма этого произведения строфическая с элементами 3-х частности(видоизмененной репризой).Структура построения следующая:1 строфа-2 предложения квадратного строения(4m+4m);2 строфа-содержит одно предложение (6m);3 строфа-так же состоит из одного предложения (6m).

Фактура изложения гомофонно-гармоническая(во 2 строфе) и подголосочная с постепенным включением и выключением хоровых партий. Отсюда наблюдаются разночтения поэтического текста в хоровых партиях. Очень выразительна и мелодически развита партия S.Композитор в своём примечании подчёркивает, что слова особенно должны выделяться в партии S.

Голосоведение

Голосоведение в основном неудобное, скачкообразное, чувствуется  изломанность мелодической линии практически  во всех хоровых партиях, что придаёт  музыке напряжённый характер, чувство  эмоциональной заострённости. И  не случайно: композитор словно чувствует  неуравновешенность психологического состояния человека, нервозность.

 

Ладо-тональный план

Основная тональность  a-moll-она неизменна. Но при этом внутреняя тональная структура музыки неустойчива из-за введения альтернативных ступеней, хроматических ходов. Отсюда острота, напряжённость в музыке. Всё это обусловлено образно-эмоциональным строением сочинения.

Размер, ритм- переменный. Встречается сложный размер 4/4,который периодически изменяется на 3/4.

Основная ритмическая  единица в поступенном скорбном движении. Но S партия более развитая, в заполнении, протяжённых и очень распевный( cantando-распевная).

 

 

Исполнительский анализ

Темп един на протяжении всего сочинения, выдержан в статичном медленном движении. Это скорбное размышление о судьбах людей, испытывающих страх и боль за свою жизнь и судьбу своей страны-Франции. Отсюда и темп соответствующий       =54.

Штрих исполнения протяжное, наполненное legato,очень звучное и несколько напряжённое(mezza voce).Произведение выписано в тихих глубокомысленных нюансах( р, рр ,ррр),кульминационный раздел отсутствует в такого рода сочинениях. f лишь подчёркивает значимость слов и движение S партий к высокой тесситуре.

 

Вокально-хоровой анализ

Сочинение написано для 4-х  голосного смешанного хора с divisi хоровых партий. S и Б эпизодически звучит 6-ти голосие.

 

 

 

Диапазоны хоровых  партий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий диапазон хора превышает 3 октавы. Широкий диапазон говорит о том, что сочинение может быть исполнено высоко-профессиональным хоровым коллективом. Тесситурные условия в основном удобные. Лишь в партиях мужского хора изредка наблюдается высокая тесситура в конце сочинения.Также изредка встречаются неансамблирующие созвучия, поэтому из-за несоответствия тесситурных условий необходимо их звучание «убрать» на нюанс тише, т.к. они могут заглушить основную тему.

Характер звуковедения связан со штрихом исполнения, а следовательно с дыханием. В этом сочинении оно ёмкое, спокойное, но в то же время активное, цепное, берется через 4m-4m-8m-3m.

 

Интонационные трудности.

Прежде всего в этом сочинении связаны с изломанными линиями голосоведения. Необходимо чистое интонирование скачков: ч5,ч8,ум5,ув2,ув4,хроматические движения(м2).

Дикция

В такого рода сочинениях особое внимание следует уделять артикуляционной работе голосового аппарата. В постоянной динамике, р,рр,mezzo voce(в полголоса)особо выразительной должна быть  дикция: в подаче заранее подготовленных согласных; с переносом на последующую(этот- беспощадный, страшен мне и др.)

Много р,но ярко утрированно быть не должно(мягко «рокотать»).М-н-л- сонорные особо выделяя. Гласные отделяя: где у смерти облик. Самое главное-это дыхание и крепкая опора в пении(т.к р, рр, ррр-провоцирует вялость в пении).

Дирижёрские трудности

В исполнении сочинение  очень сложное, особенно в выдержке медленного темпа. Плечо должно быть наполненным, рабочим, т.к. оно регулирует движение в музыке, особенно в сочинениях такого рода. Множество ауфтактов к показам различных партий требует от дирижёра заранее подготовленных показов (т.е. предслышания каждой новой партии).

Динамика с сочинении  очень уравновешенная, спокойная (sempre-всё время)р, рр требует определённой небольшой(но наполненной)амплитуды жеста. А главное донести до слушателя и исполнителей основной замысел, образно-эмоциональное состояние музыки и слова.


Информация о работе Фрэнсис Пуленк(1899-1963)