Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:16, магистерская работа

Описание работы

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Развитие вокально–интонационных навыков.

Сольфеджирование. Чтение с листа………………………………………6
Воспитание чувства метроритма……………………………………….. 15
Воспитание музыкального восприятия………………………………….24
Воспитание творческих навыков………………………………………. 27
Музыкальный диктант……………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………… 39

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Методическая разработка.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

 

Процесс восприятия (слушания) – важное звено навыка запоминания  диктанта. Педагогу принадлежит здесь  важная роль в организации слушания. Неудачи некоторых учеников в  диктанте бывают вызваны их неумением  сделать свой процесс слушания целенаправленным. Педагог должен учесть индивидуальные особенности восприятия учащихся и  направить их внимание на слушание диктанта, то есть создать психологическую  установку. Здесь важны следующие  моменты: готовность учащихся к работе над диктантом, наличие цели работы (в нашем случае успешное написание  диктанта), зависимость восприятия от имеющегося слухового опыта. Таким  образом, установка означает направленность внимания учащихся на слушание диктанта. Она включает конкретные указания педагога, вопросы на распознавание музыкальных  элементов, некоторые ориентиры, способствующие активизации процесса запоминания. Е. Давыдова отмечала важность на начальном  этапе диктанта (в момент установки) предварительного анализа элементов, учитывая при этом индивидуальность подхода к ученикам, постановку разных вопросов и задач для каждого. Она также советовала не “подсказывать”, не исправлять ошибки, а наводить учеников на их самостоятельное исправление.

 

При работе с младшими классами педагог должен во время анализа  направлять мысли учащихся, указывая, что следует определять при каждом прослушивании. В старших классах  при анализе лучше всего идти от общего к частному: форма в  целом, её разделы, границы фраз, функциональное значение каденций, наличие секвенций, скрытое двухголосие, пройденные интонационные  элементы, ритмы и т. д. При подборе  диктантов должен применяться дифференцированный подход. Так как состав групп обычно бывает “пёстрым”, то трудные диктанты нужно чередовать с более легкими, чтобы слабые ученики тоже могли  полностью произвести запись, тогда  как в сложных диктантах для  них это не всегда доступно.

 

Рассматривая психологические  аспекты организации процесса записи диктанта, нельзя обойти вниманием  важный момент местоположения диктанта в уроке сольфеджио. Наряду с такими формами работы, как развитие вокально-интонационных  навыков, сольфеджирование, определение  на слух, написанию диктанта уделяется  больше времени, и его обычно относят  на конец урока. Диктант, насыщенный сложными элементами, приводит к деформации урока, так как требует много  времени. Неуверенность учащихся в  своих силах приводит к потере интереса к диктанту, может возникнуть состояние скуки. Для того, чтобы  оптимизировать работу над музыкальным  диктантом, лучше проводить его  не в конце урока, а в середине или ближе к началу, когда внимание учеников ещё свежо.

 

Преподавание предмета сольфеджио (а в нашем случае - и работа над музыкальным диктантом), как  группового занятия, специфично в том, что в группе могут заниматься ученики разного возраста. Иногда же педагог, стремясь выстроить верную “логику” преподавания, забывает “логику” и специфику возраста учащихся. По-настоящему осуществить возрастной подход можно, только гибко перестраивая средства своей работы в соответствии с главными психологическими чертами того или иного возраста, с основными тенденциями личностного развития ребенка – ученика на той или иной возрастной ступени.

 

В работе над музыкальным  диктантом педагогу сольфеджио предоставляется  большая свобода в выборе приемов  и форм. Целесообразным будет использование  опыта ведущих сольфеджистов-практиков. Все теоретики едины во мнении, что диктанту должны предшествовать подготовительные упражнения. Причем необходимость предварительной  подготовки к диктанту относится  и к начинающим, и к учащимся старших классов. В таких подготовительных упражнениях (имеются ввиду ритмические  и интонационные упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ) выявляются индивидуальные способности учащихся, степень их готовности к работе над будущим  диктантом. Во время таких подготовительных упражнений педагог может определить трудность диктанта, наметить план работы над ним.

 

Диктант - одна из самых сложных  форм работы в курсе «Сольфеджио», в которой синтезируются все  знания и навыки, полученные учащимся за время обучения.

 

        Умение  записать услышанное определяется  уровнем слухового развития ученика,  его музыкальной памятью, способностью  анализировать звучащую мелодию:  определить строение мелодии,  деление ее на предложения,  фразы; услышать  повторность,  вариантность, секвентность; почувствовать  остановки на устое или неустое;  выявить метроритмическую структуру,  особенности ритмического рисунка  и т. д.

 

        Формы  работы:

устный диктант;

запись выученной наизусть мелодии;

запись знакомой мелодии;

запись прочитанной с  листа мелодии;

фрагментарный диктант (запись пропущенных фраз, тактов);

ритмический диктант;

диктант с предварительным  анализом;

диктант без предварительного анализа с определенным количеством  проигрываний;

гармонический диктант (запись последовательностей интервалов, аккордов).

 

        В  зависимости от класса и уровня  группы, необходимо выбирать для  диктанта мелодии доступные по  степени трудности, устанавливать  время для записи и количество  проигрываний.

 

        Полезно  выучивать написанные диктанты  наизусть, транспонировать в иные  тональности, подбирать к ним  аккомпанемент.

 

I класс

 

Подготовительные упражнения к диктанту включают:

запоминание и воспроизведение  на нейтральный слог небольшой фразы;

разучивание наизусть попевок (со словами и с названием нот);

письменные упражнения, воспитывающие  навыки нотной записи.

 

        Запись:

ритмического рисунка  мелодии;

коротких мелодий, выученных  наизусть;

мелодий, предварительно пропетых с названием нот;

мелодий на 2 – 4 такта в  пройденных тональностях, размерах, с  использованием повторности звуков, поступенного движения или движения по звукам трезвучия, опевания.

 

       

 

II класс       

 

 

Продолжение работы над развитием  музыкальной памяти и внутреннего  слуха с использованием подготовительных упражнений к диктанту. Запись мелодий, подобранных по слуху на фортепиано.

 

        Диктант  с предварительным анализом.

 

        Диктант  в объеме 4 – 8 тактов, включающий  пройденные мелодические обороты,  ритмические фигуры в размерах  2/4, ¾;

 

движение по звукам обращений  тонического трезвучия.

 

        Например:

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие системы образования  на современном этапе характеризуется  усилением роли дополнительного  образования детей в жизненном  становлении и профессиональном самоопределении ребёнка. Специфика  учреждения дополнительного образования  детей художественно – эстетический направленности диктует необходимость  построения образовательного процесса в парадигме развивающего образования. Задача детской школы искусств, детской  музыкальной школы приобщить  детей к сокровищнице музыкального искусства, создать условия для  формирования и развития их художественного  вкуса, выявить и развить творческие задатки детей, обучить их игре на музыкальных инструментах.

 

Приобщение детей к  миру музыки создает необходимые  условия для всестороннего, гармоничного развития личности. Весь комплекс занятий  в ДМШ и ДШИ (предметы: «Сольфеджио», «Хор», «Инструмент», «Музыкальная литература») развивает у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и народной музыке.

 

Предмет «Сольфеджио» является одним из обязательных в учебных  планах детских музыкальных школ и школ искусств, определяющих своеобразие  и универсальность отечественной  системы музыкального образования.

 

Освоение учащимися комплекса  знаний, приобретение ими умений и  навыков возможно при условии  всех форм работы на уроке «Сольфеджио».

 

        Необходим  выбор яркого музыкального материала.  Показ высокохудожественных музыкальных  примеров, иллюстрирующих определенные  теоретические знания, вызывает  у учеников интерес к предмету, способствует лучшему усвоению  материала, укрепляет связь между  исполнительской практикой учащихся  и изучением музыкально- теоретических  дисциплин.

 

        Все  теоретические сведения даются  в возрастании: от простого  к сложному и тесно связаны  с музыкально- слуховым опытом  и практическими навыками учащихся. Теоретические сведения, опирающиеся  на слуховые представления, способствуют  развитию музыкального мышления, вырабатывают сознательное отношение  к изучаемому музыкальному явлению.

 

        Важная  задача на уроках сольфеджио  – в условиях групповых занятий  найти индивидуальный подход  к каждому ребенку и максимально  раскрыть его потенциал. Следует  выбирать доступные для учащихся  задания и формы их исполнения.

 

Таким образом, можно сделать  выводы:

развитие вокально – интонационных  навыков, сольфеджирование  и чтение с листа  - выжнейшая форма работы на уроке сольфеджио;

для более успешного результата развития этого чувства необходимо отдельно прорабатывать и осмысливать  метроритмические трудности, применяя специальные ритмические упражнения;

умение слушать, эмоционально воспринимать и понимать звучащую музыку - вот, что должны приобрести воспитанники детской музыкальной школы;

развитие творческой инициативы учащихся играет огромную роль в процессе обучения, способствует эмоциональному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные возможности учеников, вызывает интерес  к предмету, что является необходимой  предпосылкой для успешных занятий  не только в классе «Сольфеджио», но и в исполнительской практике учащихся;       

диктант - одна из самых сложных  форм работы в курсе «Сольфеджио»;

целесообразно применять  различные формы работы на уроках сольфеджио в комплексе, что способствует  развитию личности ученика в процессе воспитания его художественного  мышления в музыкальной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Методическая литература

Артоболевская А. Первая встреча  с музыкой. - М., 1986.

Альтерман С.  Сорок уроков начального обучения музыке 2003 год

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975.

Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977.

Баренбойм Л.А. Музыкальная  педагогика и исполнительство. - М., 1974.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - М., 1974.

Бырченко Т.В. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для  подготовительных классов ДМШ. - М.: Советский композитор, 1983.

Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио. М., 1978.

Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. –  Л., 1967.

Выготский Л.С. Воображение  в детском возрасте. - М., 1985

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986год 

Давыдова Е. Методика преподавания музыкального диктанта. М.,1975.

Иоффе Е. Некоторые пути развития музыкального слуха // Методические материалы  по обучению теоретических предметов  музыки. Рига, 1976.

 Калугина М. Халабузарь  П. Воспитание творческих навыков  на уроках сольфеджио. – М., 1989.

Картавцева М.Т. Сольфеджио XXI века: 1-4 классы ДМШ: Учебное пособие. - М.: Кифара, 1999.

Королёва Е.А. Музыка в  сказках, стихах и картинках. – М., 1994 г

Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

Неугодникова Е. Этот волшебный  мир музыки. – М ., 2001

Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1970.

Подвала В.Д. Давайте сочинять музыку! 1-2-классы: Упражнения по развитию творческих навыков учащихся ДМШ, ДТТТИ. - Киев: Музычна Украйина, 1990

Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов.- С-П., 1999

Ромм Р. Музыкальная грамота  в форме заданий и вопросов.- М., 1994

Светличная Л. Сказка о  музыке. – М., 2003

Серединская В. Развитие внутреннего  слуха в классах сольфеджио. М., 1962

Стоклицкая Т. «100 уроков сольфеджио для самых маленьких». - М., 2000г.

 Столицкая  Т. Хрестоматия  1998год.

Теплов Б. Психология музыкальных  способностей. М., 1985.

Тургенева Э.Ш., Малюков А.Н. Пианист-фантазер: Ч. 1: Учебное пособие. - М.: Советский композитор, 1990.

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого  музицирования. Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ - М., 1996 г.

Филипповская М.Г Навыки точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах  ДМШ и ДШИ [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/607068/

Фридкин Г. Практическое руководство  по музыкальной грамоте. – М., 1974.

Фридкин Г. «Чтение с листа  на уроках сольфеджио». – М., 2003.      

Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. – М.,1994

Ежова Е. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио: диссертация - http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/169966.html

 

 

Учебная литература

Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего  курса обучения. 1 класс. – М., 2008.

Варламова А.А., Семченко Л.В. Учебник сольфеджио для пятилетнего  курса обучения. 2 класс. – М., 2002.

Алексеева Л. Музыкальная  грамота. – М., 2000

Андреева М. От примы до октавы. – М., 2001

Информация о работе Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ