Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:16, магистерская работа

Описание работы

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
Развитие вокально–интонационных навыков.

Сольфеджирование. Чтение с листа………………………………………6
Воспитание чувства метроритма……………………………………….. 15
Воспитание музыкального восприятия………………………………….24
Воспитание творческих навыков………………………………………. 27
Музыкальный диктант……………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………… 39

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Методическая разработка.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Методическая разработка

 

 

по направлению «Теория  и методика дополнительного образования  детей»

 

по теме: «Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах  народного отделения ДШИ»

 

   

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Работу выполнила

 

 Глухова Анжелика Владимировна,

 

 Преподаватель теоретических  дисциплин

 

 МОУ ДОД ДШИ п.  Октябрьский

 

 

 

 

                                               Ульяновск

 

2012

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………… 3

Развитие вокально–интонационных навыков.

 

Сольфеджирование. Чтение с  листа………………………………………6

Воспитание чувства метроритма……………………………………….. 15

Воспитание музыкального восприятия………………………………….24

Воспитание творческих навыков……………………………………….  27

Музыкальный диктант……………………………………………………32

 

Заключение……………………………………………………………………… 39

 

Список литературы………………………………………………………………41

 

Приложение …………………………………………………………………….. 43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования

 

        В  современном мире все глубже  осознается значение образования  как сферы культурной жизни,  в которой не только сохраняются  и воспроизводятся культурные  идеалы и ценности, влияющие на  установки и поведение личности, но и закладываются основы  будущего, формируются те значимые  социокультурные навыки, которые  помогают социуму быстро и  эффективно решать стоящие перед  ним задачи. По мере развития  общества происходит развитие  сферы образования и формирование  различных институтов общественно-государственного  воспитания подрастающего поколения.  К социальным институтам воспитания  в нашей стране относится сложившаяся  в практике и получившая научное  подкрепление система внешкольной  работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.

 

В системе дополнительного  образования детей особое место  принадлежит детским музыкальным  школам (ДМШ) и детским школам искусств (ДШИ), в которых приобщение к музыкальному искусству начинается в младшем  школьном возрасте. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что музыкальные занятия при  правильной их организации играют важную роль в творческом и общем развитии личности. В исполнительской практике и процессе восприятия музыкальных  произведений, каждый ребенок открывает  в себе общечеловеческую способность  эстетического отношения к миру. Развитие «эстетического отношения» само по себе не решит все конкретные задачи воспитания человека, это произойдет лишь опосредованным образом под  воздействием многих факторов. Но ранее  пробуждение эстетических чувств создает  общую духовно-нравственную основу для формирования личности.

 

Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин  в учебных планах детских музыкальных  школ и школ искусств, определяющих своеобразие и универсальность  отечественной системы музыкального образования.

 

«Сольфеджио» является практической дисциплиной и направлено на развитие музыкальных способностей.

 

Цель и задачи сольфеджио:

дать систему знаний и  навыков, необходимых для понимания  основных средств музыкальной выразительности;

 выработать элементарные  музыкально технические навыки, необходимые как в процессе  прохождения курса, так и для  дальнейшего музыкального развития;

заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.

 

Обучение на современном  уровне предусматривает работу над  развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной  памяти, воображения, эмоциональной  отзывчивости на музыку и эстетического  вкуса. Музыкальные способности  детей, включающие названные компоненты, начинают формироваться еще в  дошкольном возрасте. Они тесно связаны  с общими свойствами (способностями) личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и  воспитания дифференцируются, обеспечивая  успешность выполнения одного специального вида деятельности. Все музыкальные  способности связаны между собой  и развитие одной из них так  или иначе может влиять на развитие других.

 

Объект исследования –  музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

 

Предмет исследования – формы  работы на уроках сольфеджио в младших  классах ДШИ на народном отделении.

 

Цель выпускной работы – доказать целесообразность применения различных форм работы на уроках сольфеджио, способствующих  развитию личности ученика в процессе воспитания его  художественного мышления в музыкальной  деятельности.

 

Задачи:

выделить развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирования  и чтения с листа  как выжнейшую  форму работы на уроке сольфеджио;

доказать необходимость  метроритмической работы;

выявить музыкальное восприятие как необходимую основу для изучения и осознания разнообразных музыкальных  явлений;

проанализировать огромную роль творческой инициативы учащихся играет в процессе обучения;

рассмотреть диктант как  одну из самых сложных форм работы в курсе «Сольфеджио».

 

       

 

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО – ИНТОНАЦИОННЫХ  НАВЫКОВ. СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ЧТЕНИЕ С  ЛИСТА

 

 

Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера  звуков (созвучий). 

 

Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение  – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Задача уроков сольфеджио научить детей  петь, но не только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать  себя при пении, все время анализировать  его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука.  При этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения. Таким образом, развитие вокально-интонационных навыков – сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом на уроках сольфеджио.

 

Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные  попевки, часто встречающиеся в  песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических  оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением  полученные на уроке теоретические  сведения. Физические ощущения при  работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом - роль вокально-интонационных  упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень  велика.

 

В 1-2 классах дети должны приобрести первоначальные певческие навыки: уметь  правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации, но физиологические  особенности детского организма  ограничивают возможности учащихся. Детский певческий голос имеет  в своем диапазоне определенный участок, звучащий особенно хорошо. Эта  «звучащая зона» детского голоса находится между ми и си первой октавы. Детям 7-8 лет, интонирующим точно, она наиболее удобна и для слухового  восприятия, и для воспроизведения. Эта акустическая особенность детского голоса требует от учителя большого внимания при выборе репертуара.

 

Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над  интонацией включается практически  во все разделы сольфеджио.

 

Правильное пение –  залог чистой интонации, оно формирует  слух. Поэтому педагогу следует при  любых формах работы, будь то интонационные  упражнения, чтение с листа или  пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с  закрытыми губами, едва слышного.

 

В младших классах пение  следует начинать с певческой  установки:

правильная удобная посадка  – это установка на внимание,

правильное дыхание поможет  выработать ровный звук.

 

Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут  перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует  помнить, что в пении большую  роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.

 

Самая удобная для пения  гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду»  или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает голосовой  аппарат гласная «а»: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

 

Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и  вниз от примарного тона, сначала с  поддержкой фортепиано, потом без  нее.

 

Для того чтобы дети слышали  себя нужно петь тихо, не форсируя звук.  Маленькие песни лучше петь без  аккомпанемента.

 

Развитие навыка чистого  пения у начинающих следует начинать с небольших попевок, построенных  на отдельных интонационных оборотах. Например, Л. Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации (как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз).

 

Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и  пения на одном звуке, хотя в некоторых  случаях это и может быть сложнее, чем интонирование нисходящей терции. Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Для  каждого мелодического оборота  педагогом подбираются удобные  для пения мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных звуков. Для закрепления отдельных  интонаций полезны различные  игровые формы, поскольку игра позволяет  ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески. Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание.

 

Интересные игры, позволяющие  закрепить отдельные интонационные  обороты, предложены в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для самых  маленьких». (Приложение 1)

 

К 2-3 классу дети физически  окрепли, их голосовой аппарат укрепился, дыхание стало полнее и глубже, что дает возможность повысить требования к вокальным навыкам детей. По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые  распевания в начале урока. В них  могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, секвенций, ступеней гаммы или отдельных  мелодических попевок, наконец, какой  либо выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует  обязательно включать в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить  это распевание стоя. Не рекомендуется  включать в распевание какой-либо новый  материал или чтение с листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.

 

Пение гамм

 

Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты  слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому  мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным  движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое  значение для правильной интонации  имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять  равномерно по тетрахордам.

 

Воспитание функционального  слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать  характер функции и направление  тяготения, способствует более чистому  интонированию. Поэтому педагогу можно  использовать гармонизацию, гармоническую  поддержку при пении упражнений этого раздела. При повторении минорного  лада и минорных гамм полезно еще  раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении  с одноименным мажором.

 

Работа в ладу

 

Большую роль интонационные  упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых  тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в  устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.

 

Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных  ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.

 

Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое  он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой  постепенное движение вверх и  возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие  интервалы, которые создают предельно  острое тяготение, «максимально централизуют лад».

 

Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно  пение отдельных ступеней гамм вразбивку  и пение тональных секвенций. Можно использовать различные наглядные  приемы показа ступеней (столбица, «лесенка»). В этом разделе следует проработать  и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона.

 

Пение интервалов

 

Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое  значение: правильно слышать и  верно интонировать интервалы в  тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над  интервалами очень важно применить  правильную методику, состоящую в  следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять  голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.

Информация о работе Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ