Д.Д.Шостакович «Казненным» из цикла «10 хоровых поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для смешанного хора без сопр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Д.Д.Шостакович - (1906 - 1975) выдающийся композитор XX столетия, педагог,
крупный общественный деятель. Родился 25 сентября 1906 года в Петербурге.
Окончил Петроградскую консерваторию как пианист и композитор. Уже 1-я
симфония, сочинение 19-летнего Шостаковича, принесла ему мировую известность.
В последующие годы Шостакович активно работает в различных жанрах, создает 2-ю
и 3-ю симфонии, фортепианные прелюдии, Концерт для фортепиано, оперу "Нос",
балеты, музыку для драматического театра, кино. Наступление периода высокой
творческой зрелости ознаменовалось созданием оперы "Катерина Измайлова", "Леди
Макбет Мценского уезда" и 4-й симфонии.

Содержание работы

• Д.Д.Шостакович. Жизненный и творческий путь....…..………....3
• Основные произведения:…………….………….………………........4

Автор литературного текста………………….……………....………5

Шостакович Д. Десять поэм.......................................................….....6
• Анализ музыкального языка…………….………………………......9
• Вокально – хоровой анализ…………………….…………………....11
• Разработка плана репетиционной работы…………………………….14
• Заключение……………………………………………………..……….15
• Список используемой литературы.....................................................16

Файлы: 1 файл

Курсовая Шостакович.pdf

— 120.95 Кб (Скачать файл)
Page 1
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Дирижерский факультет
Курсовая работа
Д.Д.Шостакович «Казненным» из цикла «10 хоровых
поэм на слова революционных поэтов конца XIX и
начала XX столетия для смешанного хора без
сопровождения»
Выполнила студентка II курса
Парфёнова М. В.
Класс профессора
Рудневского А.М.
Москва 2013г
1

Page 2

Содержание
Д.Д.Шостакович. Жизненный и творческий путь....…..………....3
Основные произведения:…………….………….………………........4

Автор литературного текста………………….……………....………5

Шостакович Д. Десять поэм............................................................6
Анализ музыкального языка…………….………………………......9
Вокально – хоровой анализ…………………….…………………....11
Разработка плана репетиционной работы…………………………….14
Заключение……………………………………………………..……….15
Список используемой литературы.....................................................16
2

Page 3

Д.Д.Шостакович. Жизненный и творческий путь.
Д.Д.Шостакович - (1906 - 1975) выдающийся композитор XX столетия, педагог,
крупный общественный деятель. Родился 25 сентября 1906 года в Петербурге.
Окончил Петроградскую консерваторию как пианист и композитор. Уже 1-я
симфония, сочинение 19-летнего Шостаковича, принесла ему мировую известность.
В последующие годы Шостакович активно работает в различных жанрах, создает 2-ю
и 3-ю симфонии, фортепианные прелюдии, Концерт для фортепиано, оперу "Нос",
балеты, музыку для драматического театра, кино. Наступление периода высокой
творческой зрелости ознаменовалось созданием оперы "Катерина Измайлова", "Леди
Макбет Мценского уезда" и 4-й симфонии. Затем творчество Шостаковича
сосредоточивается в основном в жанрах симфонии, квартета, камерно - вокальной
музыки. Выдающимся вкладом в мировую симфоническую классику явились его
симфонии. 7-я "Ленинградская" и 8-я симфонии - непосредственный отклик
художника - гражданина на героическую борьбу советского народа с немецко -
фашистскими захватчиками. 11-ю композитор посвятил революции 1905 года, а 12-ю -
памяти В. И. Ленина. Всего же им создано 15 симфоний.
Шостаковичу принадлежит большое число камерных сочинений. Среди них главное
место занимают 15 квартетов, квинтет, трио, сонаты, цикл прелюдий и фуг -
замечательный вклад в сокровищницу мировой инструментальной классики. В числе
вокально - симфонических произведений - поэма "Казнь Степана Разина", "Песнь о
лесах". На стихи поэтов - революционеров написаны 10 хоровых поэм.
Шостакович воспитал несколько поколений советских композиторов, среди них Г.
Свиридов, К. Караев, Г. Уствольская, Б. Тищенко и другие.
Шостаковичу присвоены звания народного артиста, Героя Социалистического Труда,
он был удостоен Ленинской и Государственных премий.
3

Page 4

Основные произведения:
15 симфоний

Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»),
«Игроки» (окончена Кши
Ñ
штофом Ме
Ñ
йером)

Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)

15 струнных квартетов
Цикл, Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951).[13]
Праздничная увертюра 1954 года к открытию ВСХВ для ночной
светомузыкальной программы фонтанов
Квинтет

Оратория «Песнь о лесах»

Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»

Кантата «Казнь Степана Разина»
Антиформалистический раёк
Концерты и сонаты для различных инструментов
Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром

Оперетта «Москва, Черемушки»

Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948),
«Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Черёмушки»,
«Король Лир» (1971).
4

Page 5

Автор литературного текста:
Гмырев Алексей Михайлович (1887-1911) - поэт. Сын железнодорожного
кондуктора, с 14 лет работал на судостроительном заводе. За период 1903-1906 был
четыре раза арестован, последние пять лет жизни провел по тюрьмам и этапам,
умер в тюремной больнице. При жизни напечатал всего около 10 стихотворений.
Сборник его стихотворений «За решоткой» вышел лишь в 1926 (с пред. В. Фриче,
изд. ВЦСПС, М.). Поэтическое дарование Гмырева, рано умершего, не могло
развернуться. Но мало примечательное в лит-ом отношении, творчество его ценно
как отражение дум и настроений рабочего-революционера. Замурованный «в келье
тоскливой и душной», где до него погибло уже двое, отрезанный от всего мира,
слыша лишь изредка через решетчатое окно «веселый стук колес, шум гавани
кипучей, гудков фабричных стон», он поддается временами жгучему отчаянию,
когда овладевает желание «о серые стены голову разбить». Но вместе с тем он
глубоко верит, что «к солнцу гордое стремление не скует тюрьма и ночь», он
предчувствует грядущую победу, позорное падение палачей и призывает
товарищей к новым боям.
Стихотворения:
Алая
Буря
В море
Грезы
За волю
5

Page 6

Казненным
К сердцу
Мои песни
Набат
Не жди меня
Они победили!
Призыв
При встрече во время пересылки
Сокол
Узница

«Я погибну, но вместе со мной не умрут…»
Шостакович Д. Десять поэм для хора A capella на слова революционных
поэтов
Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для
смешанного хора, соч. 88:
Смелей, друзья, идем вперед! Слова Л. Радина;
Один из многих. Слова Е. Тарасова;
На улицу! Слова неизвестного автора;
При встрече во время пересылки. Слова А. Гмырева;
Казненным. Слова А. Гмырева;
Девятое января. Слова А. Коца;
Смолкли залпы запоздалые. Слова Е. Тарасова;
6

Page 7

Они победили. Слова А. Гмырева;
Майская песнь. Слова А. Коца;
Песня. Слова В. Тан-Богораза (из У. Уитмена).
Десять поэм написаны в 1951 году в Москве. Тексты взяты композитором из сборника
«Революционная поэзия 1870—1917 гг.» (Л., 1950). Интонационно Десять поэм
связаны с созданной позднее, в 1957 году, симфонией № 11 «1905 год», где во II, III и
IV частях развиты музыкальные темы из хора «Девятое января».
Шостакович писал об этом произведении: «Десять поэм для хора объединены одной
темой. Это революция 1905 года. Не знаю, в какой степени мне удалось передать дух
эпохи. Но на музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда
производила на меня русская революционная песня». Об истории создания цикла
композитор рассказывал: «В процессе работы над музыкой к историко-
революционным кинофильмам я много и внимательно изучал революционные песни,
результатом чего явились мои Десять поэм для хора на стихи революционных поэтов
конца XIX и начала XX столетия». «Поэмы, пожалуй, первый мой опыт в области
музыки для хора без сопровождения, если не считать небольших хоровых эпизодов из
музыки к кинофильмам. Этот опыт я собираюсь продолжить и впредь. Меня искренне
увлекает работа для хоровых коллективов. Государственный хор русской песни будет
первым исполнителем моих новых произведений. Углубленная, тонкая работа над
каждой поэмой этого замечательного коллектива и его руководителя A.Свешникова
дает много ценного для меня как автора».
Сочинение впервые исполнено 10 октября 1951 года в Большом зале консерватории
Государственным хором русской песни и хором мальчиков Московского хорового
училища. Продолжительность звучания — ок. 40 мин.
В 1951 году за Десять поэм Шостаковичу была присуждена Государственная премия
II степени.
7

Page 8

В середине XX века Шостакович, подвергшийся в 1948 году очередному
шельмованию власти как формалистический, чуждый народу композитор, должен был
себя реабилитировать. Для этого, и просто для того, чтобы чем-то зарабатывать на
жизнь, он писал музыку к многочисленным кинофильмам, в том числе таким, как
«Молодая гвардия» и «Падение Берлина». В них были широко использованы хоры. В
1949 году была написана оратория «Песнь о лесах» на слова Евгения Долматовского,
посвященная модной тогда теме о создании лесополос, должных защитить южные
поля от черных бурь и засухи. Возможно, в русле этих работ, но кроме того и для
более полной реабилитации композитор в 1951 году начал писать хоры на стихи
революционных поэтов. Впрочем, возможно были и другие причины. Прежде всего,
Шостакович, всегда стремившийся к совершенству, хотел наиболее полно овладеть
принципами хорового письма. Кроме того, воспитанный в традициях русской
интеллигенции, он сочувственно относился к революционерам рубежа веков, по-
видимому, как и многие в те годы, считая, что их высокие идеалы были попраны
советской диктатурой.
Для хорового цикла, который в окончательном виде получил название «Десять
хоровых поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для
смешанного хора без сопровождения», композитор выбрал стихи «Смелей, друзья,
идем вперед» Леонида Петровича Радина (1860—1900), «Один из многих» («Недолго
он, вольный, в неволе прожил») и «Смолкли залпы запоздалые» Евгения
Михайловича Тарасова (1882—1943), «На улицу» неизвестного автора, «При встрече
во время пересылки» («Мы молча глядели друг другу в глаза»), «Казненным» («В
этой келье, тоскливой и душной») и «Они победили» Алексея Михайловича Гмырева
(1887—1911), «Девятое января» («Обнажите головы») и «Майская песнь» («Первое
мая — праздник весны») Аркадия (Аарона) Яковлевича Коца (1872—1943), «Песня
(из Уолта Уитмена)» («Не скорбным, бессильным») Владимира Германовича Тан-
Богораза (1865—1934).
Хоры ор. 88 создавались очень быстро, в течение марта 1951 года. 28 марта
композитор передал партитуру выдающемуся хоровому дирижеру, руководителю
Государственного хора русской песни А. В. Свешникову. Премьера под его
8

Page 9

управлением состоялась 10 октября того же года в Москве.
«Десять поэм» отличаются использованием интонаций революционных песен, таких,
как «Замучен тяжелой неволей», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу»,
эпическим характером, смелым использованием декламационности.
Анализ музыкального языка
Десять хоровых поэм (1951) для смешанного хора на революционные тексты —
ценнейший вклад в русскую хоровую музыку. Этот интереснейший цикл, который
можно назвать и хоровой сюитой, был закончен в пору создания автором ряда замеча-
тельных вокально-хоровых произведений: оратории «Песнь о лесах», кантаты «Над
Родиной нашей солнце сияет», а также музыки к фильмам «Молодая гвардия»,
«Мичурин», «Встреча на Эльбе». Появление хоровых поэм убедительно говорит о
стремлении композитора конкретизировать в вокально-хоровом звучании, связанном с
поэтическим словом, широкий круг трагедийно-героических образов, во многом
аналогичных образам его симфонических произведений. Не случайно тематический
материал одной из поэм («Девятое января») позднее используется для замечательного
творения Шостаковича — Одиннадцатой симфонии «1905 год».
Избранная композитором форма хоровой сюиты позволила ему охватить весьма
различные, подчас ярко контрастные по своим образам эпизоды из истории русской
революционной борьбы и жизни революционеров. В одних хорах перед слушателями
раскрывается прекрасный духовный мир молодых революционеров, томящихся и
гибнущих в тюремных застенках. В других воссоздаются массовые сцены народных
демонстраций, трагические картины расстрела рабочих и гибели борцов за
революцию в неравном бою на баррикадах, озаренных пожарами Пресни. Наиболее
развитые и действенные поэмы, например «На улицу» и «Девятое января», по своему
драматургическому размаху родственны массовым сценам народных драм
Мусоргского.
9

Page 10

Отнюдь не случайно Шостакович назвал свои хоры «поэмами». Глубина и
разнообразие содержания стихотворных текстов побудили композитора выйти за
пределы обычной для песни строфической формы и обратиться к более сложным
структурам и кругу выразительных средств.
Важнейшим интонационным источником цикла послужили русские революционные
песни. При этом, за исключением небольших мелодических оборотов, в цикле вовсе
нет песенных цитат в обычном понимании.
Но близость хоровых поэм к мелодическому и образному строю революционных
песен совершенно очевидна. Например применение излюбленной для русской
революционной песни взволнованной триольной декламации («Узник», «По пыльной
дороге телега несется», «Казнь», «Слушай»), а также контрастного сопоставления
декламационного и широкого распевного изложения. Не менее характерно и то, что
некоторые тематические образования, свойственные мелодиям революционных песен,
переходят из одной поэмы в другую, подчеркивая единство цикла.
С любовью и чуткостью отнесся Шостакович к выбору стихотворных текстов,
отразивших героику революционной борьбы русского народа в последние годы XIX
столетия и в период подготовки и осуществления революции 1905 года.
Русские революционеры были многосторонне одаренными людьми, создателями не
только прекрасных песенных текстов, но и глубоко идейной стихотворной лирики,
согретой живым, искренним чувством. Поэзия была для них могущественным
средством политической агитации. Непосредственно отражая в своих стихах суровую
обстановку революционной борьбы, тяжесть выпавших на их долю испытаний, они
не теряли веры в будущее народа, в победу справедливости. В лучших лирических
стихотворениях раскрывается прекрасный духовный мир борцов за народное дело, их
светлые мечтания, помыслы и страстное стремление к свободе.
Шостакович выбрал стихи пяти поэтов. Среди них широко известного в наши дни
революционера Л. Радина (1861—1900), создателя рабочей песни «Смело, товарищи,
10

Page 11

в ногу»; А. Коца (1872—1943), автора русского перевода «Интернационала» (1902);
лирически обаятельные стихотворения безвременно погибшего рабочего поэта А.
Гмырева (1887—1911), большую часть своей короткой жизни проведшего в тюремном
заключении и на каторге,— «При встрече во время пересылки», «Казненным» и «Они
победили»; революционера Е. Тарасова (1882—1943)—• «Один из многих» и
«Смолкли залпы запоздалые», а также В. Тан-Богораза (1865—1938), автора
известной песни о расстреле кронштадтских минеров «Мы сами копали могилу себе»
— заключительная гимническая «Песня».
Расположены хоровые поэмы продуманно. Их последование образует единство
целого. Цикл состоит из нескольких групп хоров, объединенных единым характером
музыкально-поэтических образов.
В цикле хоровых поэм на слова революционных поэтов Шостакович следует лучшим
заветам русских классических композиторов, а также традициям советской хоровой
музыки. Во многом он продолжает и по-новому развивает линию, намеченную в
больших хорах талантливого А. Давиденко «На десятой версте от столицы», «Улица
волнуется». Цикл хоровых поэм о событиях 1905 года — важный этап в творчестве
Шостаковича. Многие характерные приемы развития, основанные на вдумчивом
претворении интонаций русских революционных песен, композитор вскоре
использовал в другом своем монументальном произведении— Одиннадцатой
симфонии «1905 год». Ведущими лейтмотивами этой симфонии стали две темы,
взятые композитором из поэмы «Девятое января».
"Казненным" Анализ музыкального языка. Вокально-хоровой анализ.
Пятая поэма — «Казненным» завершает «малый цикл» хоров о судьбах
революционеров. Это скорбная эпитафия погибшим. Написана в простой двухчастной
форме, причем первая ее часть изложена в виде сосредоточенного величавого фугато.
Тип хорового письма - смешанный: в первой части преобладает полифонический
стиль - голоса вступают поочередно, проводя тему каждый раз заново. Вторая часть
изложена с помощью гармонического и гомофонно-гармонического склада.
Если первая часть наполненна спокойными, величавыми и даже скорбными
11

Page 12

интонациями, что очень хорошо выраженно в ритмическом рисунке, который
представляет собой чередование четвертных и восьмых длительностей в медленном
темпе, а также в очень гибкой и выразительной мелодии; то вторая часть большей
частью наполненна речитативно-декламационными интонациями и имеет более
просветленный характер звучания.
На протяжении всей поэмы композитор использует плавное голосоведение,
периодически встречаются скачки на малую сексту в верх с заполнением, что
обогащает музыкальный материал лирическими интонациями.
Благодаря метрическим изменениям на протяжении всего произведения можно четко
разграничить части и уловить смену характера музыки. Первая часть полностью
написана в двухдольном метре, который остается неизменным до конца раздла. Такой
размер придает музыке ощущение спокойной, размеренной, траурной поступи.
Вторая часть начинается со смены метра - с размера 2/4 мы переходим в 9/8. И не
смотря на то, что темп становится еще более сдержанный (meno mosso, maestoso),
музыка сразу приобретает другой характер - более просветленный. Ритмический
рисунок теперь прелставлен в основном восьмыми длительностями с короткими
паузами. Как уже было сказано выше, это придает музыке декламационность,
приближает к речевой интонации. Это связано с тем, что здесь использовано подобие
прямой речи - обращение к товарищу.
Основной нюанс произведения РР, таким он остается практически на протяжении
всей поэмы, за исключением того, что в начале второй части динамика становится
еще
более
тихой
-
РРР.
Основная тональность произведения - fis moll. На протяжени всей первой части
происходят отклонения в тональности доминанты (cis moll) и VII натуральной
ступени (E dur) - это опорные точки, на которых строится тема фугато.
Вторая часть звучи в тональности III ступени (A dur) - мелодия первого раздела этой
части плавно течет опевающими тонику движениями, и все это строится на прочном
фундаменте из органного пункта в партии басов (тоническая квинта). Ближе к
окончанию второй части и всего произведения в целом происходит возврат в
12

Page 13

прежнюю тонику, через отклонение в тональность доинанты (cis moll), а затем уже
закрепление в изначальной тональности, но уже в одноименном мажоре ( Fis dur).
Таким образом можно проследить, как вместе с тональными изменениями,
происходит трансформация образа. От мрачного fis moll, через теплый A dur мы
пришли к светлому Fis dur. Точно так же от мрачного траурного настроения в начале
первой части, через воодушевленное обращение с прямой речью во второй части
образ преобретает свет и чистоту в конце, как олицетворение светлой памяти
погибшим невинным людям.
Хоровая поэма "Казненным" написана для смешанного четырехголосного хорового
состава а сареllа.
Диапазоны хоровых партий:
сопрано - ми первой октавы - ми второй октавы
альт - соль малой октавы - ля первой октавы
тенор - фа диез малой октавы - фа диез первой октавы
бас - ми большой октавы - ля малой октавы
общий диапазон хора - ми большой октавы - ми второй октавы
Диапазон патрий и всего хора в целом небольшой и тесситурные условия достаточно
удобны для исполнения.
В этом произведении заключается другая трудность - нужно максимально строго
выдержать тихую динаминку и напряженность звучания. Звук должен быть очень
узкий и максимально упругий. Нельзя забывать о хорошем дыхании, особенно в
динамике пианиссимо. Литературный текст также очень важен - обеспечание хорошей
работы артикуляционного аппарата.
13

Page 14

Разработка плана репетиционной работы
Организация репетиционного процесса требует от дирижёра умения общаться с
людьми, наличие таких необходимых качеств,как навыков владения дирижерской
техникой,
требует
от
дирижёра
профессиональной
эрудиции,
хороших
организаторских способностей.
Качество репетиционной работы зависит от правильности выбора методики по
изучению этого произведения.
1)Разучивание нотного и литературного текста. Здесь можно использовать следующие
методы: сольфеджирование нотного материала,пропевание его на определённый слог
( выбор слога зависит от характера изучаемого произведения ).
2) Декламация литературного текста. Пение отдельными партиями, пение группой
партий, пение отдельными хористами.
3) Динамика является одной из важных основ в данном произведении. Необходимо
добиться всех её динамических обозначений.
Каждый дирижёр должен стремиться использовать такие принципы, как:
1)Концентрированное планирование разучиваемого произведения.
2) Постепенное сжатие времени.
Основными элементами методики ведения репетиционного процесса являются:
а) Повторение с целью закрепления.
б) Показ коллективу способов, приёмов и характера исполняемого произведения.
Формы показа могут быть различными - на фортепиано, голосом, звукозаписью.
Если на первых репетициях мы детально работаем над интонацией, ритмическим
рисунком, то в заключительных репетициях оттачивается форма, нюансеровка,
кульминация.
14

Page 15

Заключение
Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень
композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и
темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством
оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной
работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными
и обладающими огромной художественной ценностью
Вклад Шостаковича в
развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное
влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них
музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы, как
Пендерецкий, Тищенко, Слонимский, Шнитке, Канчели, Бернстайн, Салонен, а также
многие другие музыканты.
15

Page 16

Список используемой литературы
Романовский Н.В. // Хоровой словарь. М., 2005
Кельдыш Ю. В. // Музыкальная энциклопедия . М.,
1974.Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.:
Советский композитор, 1980
Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения.- в сб.
Работа с хором.
Чесноков П. Г. Хор и управление им.
16

Информация о работе Д.Д.Шостакович «Казненным» из цикла «10 хоровых поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для смешанного хора без сопр