Биография великого композитора Стравинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:23, реферат

Описание работы

В 1903-1905 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. Многие годы был дружен с С. П. Дягилевым. В «Русских сезонах» в Париже прошли премьеры балетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, с 1939 - в США (в 1934 принял французское, в 1945 - американское подданство). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественно собственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1902 состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде.

Файлы: 1 файл

Биография великого композитора Стравинского.docx

— 48.19 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то что Requiem canticles вышли из-под пера восьмидесятичетырехлетнего Стравинского на финише его пути, они ярко впечатляют современным прочтением, мудростью концепции, в них отсутствуют черты духовной и эмоциональной усталости.

Название Requiem canticles — Заупокойные песнопения — отнюдь не обычно. Оно как будто ориентирует на заупокойную мессу (missa pro defunctis) и вместе с тем оставляет за композитором право на весьма свободную ее трактовку. От мессы в Requiem canticles сохраняется ряд ее разделов: «Dies irae», «Tuba mirum», «Lacrimosa», «Libera me». В то же время Стравинский не использует такие канонизированные в реквиеме тексты, как «Requiem aeternam», «Kyrie eleison», «Sanctus», «Agnus Dei», вводя другие, редко используемые (например, «Exaudi»), и в традиционных фрагментах выделяя то, мимо чего обычно композиторы проходили («Judicantis» в «Lacrimosa»), то есть не придерживаясь канона и прочитывая тексты в духе песнопений.

Открывает Requiem canticles инструментальная Прелюдия; пятая, вновь инструментальная часть — Интерлюдия, являющаяся драматическим центром (именно с нее автор начал работу над этим сочинением), а завершает целое Постлюдия, играющая роль эпилога. Таким образом, можно говорить о большом удельном весе в Requiem canticles инструментальных построений, обобщающих драматический смысл произведения.

В коротком (всего пятнадцать минут) девятичастном сочинении композитор добивается высокой концентрации выразительности и ее «наглядности» благодаря тому, что опирается на отстоявшуюся в веках семантику. Так, фанфары трубы в «Tuba mirum» или интонации хорового lamento в «Lacrimosa» становятся легко узнаваемым «интонационным знаком». Естественно, используя подобные интонационные и тембро-фактурные формулы, композитор оставляет за собой полную свободу их истолкования и развития.

Музыка Requiem canticles свидетельствует о том, что Стравинский сочетает признаки католической мессы и православной литургии, скрещивает изощренную хроматику с русской трихордовостью и диатоничностью, искусы имитационной полифонии с подголосочностью, динамичную линеарность с развернутой вертикалью гармонического типа.

Прелюдия (фактически — токката!) с ее наступательным движением шестнадцатых, пульсацией ostinato, сменой ритмов (5/16 и 7/16 ) сразу выбивает из привычных стереотипов начала реквиемов — траурного песнопения. В ней слышится активный протест против смерти, она передает скорее тревоги бытия. Прелюдия содержит основную музыкальную идею всего сочинения — двенадцатизвучную серию (пример 10), которая затем и функционирует как целое, и расчленяется: из нее выделяются отдельные тематические секции. Стравинский подчеркивает в ней интервалы квинты, кварты, терции. В дальнейшем изложении Прелюдии он применяет ракоходное движение, как бы с самого начала формулируя принцип концентрического построения, который станет основополагающим для всего сочинения.

В Прелюдии намечается интервал малой сексты (скрипка соло в тактах 16—18), проходящий через Requiem canticles и выявляющий свою лирическую суть в «Lacrimosa».

Наиболее очевидно соединение католической и православной традиции песнопений в № 2 («Exaudi») и в № 8 («Libera me»). Пожалуй, можно говорить о том, что к этим моделям композитор прибавляет элементы, идущие от русской народной манеры плачей. Русские черты — это хоровое псалмодирование, возгласы-плачи, трихордовый тематизм, кварто-квинтовые гармонии, ассоциации с колокольными перезвонами. Последние звучат просветленно в многозвучных «стоячих» вертикалях Постлюдии, напоминая заключение хора-отпевания из финала «Хованщины», написанного Стравинским на основе тем Мусоргского в 1913 году.

Стравинский, чрезвычайно индивидуализированно подходивший к оркестровому составу своих сочинений, не сделал исключения для Requiem canticles. Тембровая и фактурная драматургия сочинения последовательна, образна, очень специфична. То предпочтение отдается струнным (Прелюдия), то они исключаются из оркестровой ткани (Интерлюдия, Постлюдия), то хор сопоставляется с ансамблем флейт («Exaudi»), то он поддерживается квартетом валторн («Libera me»), то инструменты выступают в солирующей функции (труба в «Tuba mirum»)... Столь же дифференцированно обращается Стравинский с хоровой фактурой. В «Exaudi» он использует антифонные переклички хора с инструментами, деление хора на две группы, одна из которых поет хорал, другая — псалмодирует parlando. Requiem canticles отличает поразительная симметрия композиционной структуры, сказывающаяся на уровне как отдельных номеров, так и всего сочинения. Быть может, Стравинский стремится тем самым символически отразить круговорот бытия, жизни и смерти, обновления и угасания. И делает он это мужественно и стойко, с поразительной мудростью.

 
...В августе 1966 года,Стравинский завершил Requiem canticles(иначе - Заупокойный песнопения) - последнее крупное сочинение,которое в известном смысле подвело итоги его творческой эволюции. Сам он по-русски называл его "Похоронными напевами",а по-английски - "Принстонским реквиемом": заказ исходил от Принстонского университета,в котором желали почтить память Элен Бьюкенен Сигер,поддерживавшей университет щедрыми пожертвованиями. Мемориальное посвящение не связывало фантазию Стравинского ни в каком смысле,и он создал одно из самых строгих,простых и проникновенных своих сочинений. 
Заупокойные песнопения предназначены не для церкви,а концертного исполнения. В частности,и по той причине,что композитор довольно свободно обошелся с каноническим жанровым прототипом и текстом католического реквиема. Он выбрал оттуда лишь фрагменты традиционных частей(к тому же далеко не всех): Dies irae(День гнева),Tuba mirum(Чудесная труба),Rex tremendae(Повелитель трепещущих),Lacrimosa(Слезный день). На первом месте зато помещен текст псалма Exaudi orationem meam(Услышь мою молитву),который вообще не входит в канон реквиема(этим текстом открывается Симфония псалмов),а кончается произведение молитвой Libera me(Освободи меня),которая не является обязательной в этом жанре.Более того,Стравинский полностью выпустил Itroitus,с его ключевыми словами Requiem aeternam dona eis Domine(Вечный покой даруй им Господи). К тому же из девяти частей Заупокойных песнопений три - инструментальные: Первая(Прелюдия),пятая(Интерлюдия) и девятая(Постлюдия),что тоже существенно меняют жанровый облик сочинения. Все части крайне лаконичны,и общая длительность сочинения не превышает пятнадцати минут. Стравинский называл его "карманным" или "мини-реквиемом",а один из исследователей окрестил заупокойной службой,усохшей до афоризма. 
Три инструментальные части написаны для трех "хоров" инструментов: струнных,духовых с преобладанием флейт(их четыре) и колокольных звучаний,представленных фортепиано,арфой,челестой,колоколами и вибрафоном,в первый и последний раз использованным здесь Стравинским. Вообще-то он не любил "плавающий" тембр этого инструмента и раньше отзывался о нем самым нелестным образом.Завершение Заупокойных песнопений театрально-изобразительно. Произнесенные молитвы Libera me подражает реальному храмовому звучанию: четыре солиста из хора поют ее,а остальные тихо речитируют,подобно пастве во время службы.Все это постепенно стихает,удаляется,и после глубокой паузы вступает мрачно-торжественный погребальный перезвон:отпевание кончилось,и мы будто выходим на просторную площадь.


Информация о работе Биография великого композитора Стравинского