Артикуляция и дикция в вокальной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться необходимых результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, при этом практически ежедневно разрабатывая его технические возможности.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

Файлы: 1 файл

Артикуляция и дикция в вокальной практике.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

                  1) В начале фразы губы должны  быть слегка разомкнуты, чтобы  не запаздывать с началом звука,  не производить призвуки (уа, уэ,  уо) и не "причмокивать".

                  2) Закрывать рот следует после  окончания звука, иначе получается  его "съедание" и звучит "М"  на конце фразы. 

 

       11.Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося  текст. Это хорошая гимнастика для аппарата. Утрированность снимается - активность остается. Утрированное произношение на занятии - в зале прозвучит четко, ярко, однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата. Очень сомнительна рекомендация "удесятерения" согласных при произношении, особенно в пении.

 

       12. Чтобы отработать манеру произнесения  гласных ровным потоком (континуальным)  и четкого, мгновенного произношения  согласных в этом потоке, надо  попробовать стихотворение прочитать  а лучше пропеть  на одних  гласных:

        Медленно падает снег   - е-е-о-а-а-е-е.

     Послушайте  этот гладкий, льющийся  поток  гласных. Затем в этот поток  "вставьте" быстрые, четкие  и легкие согласные, стараясь  не нарушить ровность и красоту  потока гласных. При этом надо  следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань - свободной, дыхание - активным. Это же упражнение надо делать и  перед пением произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.

 

       13. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

а) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. б) Шит колпак не по колпапаковски, надо его переколпаковать. в) Ты, сверчок сверчи, сверчи, сверчать сверчаток научи. г) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. д) Ехал грек через реку, видит грек в реке рак. Сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап. е) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке, чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке. ж) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

 

       14. Педагог Витт рекомендует обращать  особое внимание на резкое  подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

       15. Вялое  произношение приводит к затягиванию  темпов, особенно  в пении. 

 

       16. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот. Повторите 10 раз. После всех этих советов и упражнений делаем вывод, подводим итог:

                  а) В работе с артикуляционным аппаратом важны постоянные занятия, а не от случая к случаю, сознательный контроль, внимание.

                  б) Очень важна работа с зеркалом.

                  в) В работе над раскрепощением надо быть к себе очень  требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий, приводящих к гримасам и ужимкам, показывающим зрителям мышечное перенапряжение .

                  г) При тренировке артикуляционного  аппарата требуются многочисленные  повторы неудобных движений до ощущения комфорта. Не надо бояться усталости, но надо избегать  новых зажатий.

                  д) Очень важно и полезно  слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие  улучшает осознание мышечных  ощущений.


Информация о работе Артикуляция и дикция в вокальной практике