Аннотація до хорового твору В.Я. Шебаліна ,,Березе” (для мішаного хору a’cаppella)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:02, реферат

Описание работы

Виссарион Яковлевич Шебалин (1902 - 1963) - советский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1928 окончил Московской консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. С 1935 профессор Московской консерватории (в 1942—48 директор).

Файлы: 1 файл

Шебалин В.docx

— 38.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Вокально-хоровой анализ

1.Тип и вид  хора.

Партитура Шебалина «Берёзе» написана для 4-хголосного смешанного хора a cappella с элементами divisi во всех партиях: в басовой – 1-3, 5-9, 15-17, 20-23 такты; в теноровой - 23 такт; в альтовой – 20-21 такт; в сопрановой – 20-23 такты. 
 
В 1 части партия сопрано не принимает участия, поэтому тут задействован неполный смешанный состав хора. Такая же ситуация в начале 2 части (8, 9такты), где отсутствует партия альтов и 3й части (15,16,17 такты), где так же, как и в 1й, сопрано не поют. 

2. Диапазон и  тесситурные особенности произведения.

Общий диапазон хора – 3 октавы (от F до f2). Это достаточно большой диапазон. Широкий диапазон связан с поисками тембрового богатства хора.  

 Диапазон партии сопрано – полторы октавы (от c1 до f2).  В партитуре присутствуют практически все участки сопранового диапазона. В целом тесситура достаточно удобная. Некоторую трудность представляют скачки (тт.8, 19, 20), мелодическая линия не должна рваться, все звуки должны быть в одной вокальной позиции. 

 Диапазон партии альтов также полторы октавы (от b до es2). Композитор использует в основном средний участок альтового диапазона. Тёплый, мягкий альтовый тембр передаёт настроение размышления. Тесситура у альтов достаточно удобная, но может представлять трудность пение в низкой тесситуре на piano в тактах 3-4, 16-17 (у альтовой партии там тема), важно не потерять тембр. 

 Диапазон теноровой партии – чуть больше октавы (от f до g1). В этом произведении тенора поют в основном в среднем и верхнем участке диапазона. Могут возникнуть трудности при пении в высокой тесситуре в динамике piano закрытым ртом (такты 5-6). 

Диапазон партии басов – почти две октавы (от F до d1). Это достаточно широкий диапазон, в партитуре есть крайние звуки рабочего диапазона басовой партии. Очень трудно петь высокие ноты в тихой динамике (тт. 6,8,9). Необходимо обратить внимание на вторых басов, у них достаточно низкая тесситура. Чтобы хор их слышал, нижних басов не нужно ограничивать в динамике.

 

3. Вокально-хоровые трудности.

Основные трудности данного произведения обусловлены преобладанием тихой динамики, которая требует огромного вокального мастерства – важно не потерять тембр. Чтобы избежать потери тембра нужно сначала пропеть произведение закрытым ртом, а потом со словами. В динамике piano  усиливается значение чёткой дикции. Трудностью является пение закрытым ртом (мужской хор, такты 1-7), важно не потерять тембр, не глубить. На репетициях можно попеть на немую согласную, на слог «ду».  Неудобным для пения может показаться crescendo при нисходящем движении мелодии (тенора, верхние басы, такты  8-9).

Нисходящий ход надо петь с ощущением того, что мелодическая линия идёт вверх. Трудным для исполнения является центр фразы на самом низком её звуке (сопрано, такт 8, слог «ра»), чтобы выделить этот слог, нужно «р» произнести утрированно.  Необходимо помнить о том, что гласные «и», «е», «я» (роняя,  и всё, синей, корней, забывали и т.п.)  не должны «вылезать».

Чтобы эти гласные не выделялись, хормейстер должен поработать над выравниванием гласных (распевки «ма-мэ-ми-мо-му», «у-и-у-и» и др.).  

  Дикционный ансамбль

Особенности произношения хором текста заключаются в верно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков. Для необходимой при legato слитности хор должен произносить текст следующим образом. Все гласные максимально допеваются, а согласные с конца слога присоединяются к началу следующего:

А чё – мгру – сти – шь ты у при – го – рка,

Ра –су –ра –ня –я на пе – сок?

Мы при – ни  - сли сю –да ве – дё – рка,

Што – п тво – й ве – се – ни – й вы – пи – ть сок.   

Бы – ть мо –же – ты за на – шу ра – дасть,

Ка – гда мы ля – же – м сре – ть па – лей,

А – сы– пле – шь жа – ра – м ли – ста – па – да,

Да – шь о – ды – х дашь…. у сва – и – х ка –рней.

И фсё ва – зь мё – што – за – бы – ва –ли

Па – ро – ю мы а – да – ть па – лям

Зе –мле и лю – дя – м си – не – й да –ли

И но –вы- ма – ла – ды – м га – дам.

Звонкие  согласные в конце слова оглушаются: «средь» - «среть»,«чтоб» - «штоп»

Сочетание «чт» произносится как «шт»: «что» - «што», «чтоб» - «штоп».

Безударные «о» и «а» в произношении не отличаются и произносятся как среднее между «ы» и «э»: «листопада» - «листыэпада», «росу» -  «рыэсу».

Предударная гласная «е» произносится как звук, средний между «и» и «е»: «весенний» - «виесенний».  

 Необходимо обратить  внимание на чёткое одновременное  произнесение окончаний (песок, сок, радость, отдых, полям, годам). 

 Звук «р» в словах «пригорка», «радость», жаром» нужно произносить утрированно.

4. Особенности строя

  Мелодический (горизонтальный) строй.

Пение a cappella требует особой точности, отдельные неточности могут отклонить хор от тональности. Партитура «Берёзе» написана в  миноре (f-moll), что уже создаёт определённую трудность для чистого интонирования, так как даже 1 ступень, тонику нужно интонировать с тенденцией к повышению. 

 В партиях сопрано и альтов (в тактах 1-8, 15-17) много скачков. Это  представляет трудность для чистого  интонирования. Часто неточно интонируются  кварто-квинтовые скачки («до-фа» 1 т., альты, «фа-до», «до-соль» 2 т., альты, «си  бемоль-ми бемоль 8 т., сопрано, и т.д.).   

 Очень коварные для чистого  интонирования интервалы – секунды  и терции.

Требуют внимания полутоны. Диатонические полутоны интонируются узко (тт.3, 6, 10, 13, 17,20-21, 21-22 в партии альтов, т.12 в партии сопрано, тт. 2, 4,18, 19 в басовой партии). Хроматические полутоны интонируются  наоборот широко (в партии теноров басов в тактах 8-9, такт 21-22, «соль бемоль – фа» в партии альтов). Большие секунды при движении вверх нужно интонировать широко (тт.8, 9, 11 в партии сопрано, тт.1, 5,6, 10, 12, 19 в альтовой партии, тт. 4, 6, 7, 15, 18, 19 в партии теноров). При движении вниз большие секунды надо интонировать узко (тт.2, 3, 10, 13, 17, 19 в партии альтов, тт.8, 12, 20 в партии сопрано, тт. 2, 6, 7, 13, 18, 19 в теноровой партии, тт.5, 18 в партии басов).  Малые терции при движении вверх интонируются с тенденцией к понижению (такт 6 у альтов, тт. 7. 10, 19 у сопрано). 

 «Ля бекар» в тактах 20-23 должен  интонироваться высоко как это  терция фа мажора. 

 В тактах 1-2, 15-16, где в партитуре  педальные ноты в басовой партии  может возникнуть проблема «сползания». Чтобы этого не возникло, необходимо  пользоваться высокой певческой  позицией и правильным дыханием.  

Гармонический (вертикальный) строй.

При разучивании данного произведения очень важна работа над вертикальным строем. В местах партитуры с гомофонной фактурой (тт. 1-9,15-18 ) сначала выстроить аккорды, а потом присоединить мелодию. В местах с гармонической фактурой (такты 10, 19-22)  имеет смысл отдельно выстроить по вертикали и послушать каждый  аккорд. Следует обратить внимание на интонирование терций (такт 3 – альты и тенора, такт 4 – тенора и басы, такт 5 – первые и вторые басы, такт 6 – верхние басы и тенора и т.д.). Терция – очень опасный и трудный интервал для чистого интонирования. Верхний звук большой терции надо петь выше. Верхний звук малой терции интонируется чуть ниже. Достаточно сложно петь терцию в низком регистре (тт.4, 6, 7, 8, 13 – тенора и басы, тт.5, 6, 7, 8 – басы).  Ещё один опасный интервал – секунда (тт. 2, 15 – тенора и альты, т.20 – первые альты и сопрано). Чтобы секунда прозвучала, каждая партия должна петь одинаково резко. Высоко интонируется терцовый тон в фа-мажорном трезвучии (ля-бекар, тт.20-23). 

 

 

 

Исполнительский анализ 

  В данном хоре, благодаря  удачно подобранным музыкальным  выразительным средствам, композитор  смог раскрыть и передать все  то, что пытался нам донести  поэт через слова. Утверждение  веры, добра, оптимизма поддерживается  мажорными красками, а легкую  грусть, образ воспоминаний помогает  воплотить в музыке минорный  лад. Поэтому очень важно обращать  внимание на сочетание мажоро-минорных  красок, подчеркивать данное сопоставление. Вся музыкальная ткань построена  таким образом, что ведущую роль  играет мелодическая линия, которая  несет основную смысловую нагрузку. Все остальные голоса (мужские) сопровождают  закрытым ртом и поддерживают  гармонически. Вести мелодию композитор  поручил альтовой партии. Их теплый, бархатный тембр на нюансе p придал мелодии особой мягкости, что помогло воплотить нужное настроение произведению. Партия мужских голосов, учитывая, что они в основном поют с закрытым ртом, должны четко переходить на звуки, не отставать от мелодии. Поскольку басовые и теноровые партии задают гармоническую окраску, следует дирижеру выделять яркие гармонические переходы аккордов – 5, 6, 8, 9 такты.

Вся первая часть начинается с нюанса рр, После того как мужская партия поставила аккорд закрытым ртом, умеренным, слегка взволнованным движением альты начинают вести свою мелодию. 1я фраза проходит спокойно, композитор как бы обращается к березе: .,О чем грустишь ты у пригорка…”. Каждая из партий остается в относительно низком, среднем регистрах. С 5го такта, наряду с тем, как мелодия движется к вершине фразы, появляются динамические вилочки, которые усиливают это внутренне движение.

Во 2 части основная тема передается сопрано. Тут не только усилилась динамика – mf, но и мелодия в различных партиях выходит уже в более высокую тесситуру. Звучат мажорные краски, усиливается внутрифразовое и общее движение к кульминации. Кульминационная вершина всего хора (10-11 такты) звучит на f, уплотняется музыкальная ткань за счет участия всех голосов. В небольшом полифоническом фрагменте (11-13 такты) – поочередное вступление голосов. Нужно прослушивать и выделять вступление каждой партии.

3я часть нас возвращает  в эмоциональную сферу 1й, музыка  звучит на нюансе pp. При этом альтовая партия ведет свою мелодию на нюансе р. Ко второй, смысловой кульминации можно отнести 18 и 19 такты. В этом фрагменте хор звучит на mf, в уплотненной фактуре – учавствуют все голоса. Небольшие вилочки помогают подчеркнуть текст, на что следует обратить внимание при исполнении. С 20 такта неожиданно звучат аккорды мажорной краски (F-dur). Усиливается плотность музыкальной ткани за счет divisi в голосах басов, альтов, а следом и сопрано, теноров. Музыка постепенно замедляется и затихает и уже в конце на фермате как бы растворяется.

Композитор Шебалин благодаря использованию ряда музыкальных выразительностей, смены типов хора (неполный смешанный – смешанный), добился красочности и образности. Он глубоко осмысливает содержание и детально воссоздает в музыке характер стихотворения.


Информация о работе Аннотація до хорового твору В.Я. Шебаліна ,,Березе” (для мішаного хору a’cаppella)