Аннотація до хорового твору В.Я. Шебаліна ,,Березе” (для мішаного хору a’cаppella)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:02, реферат

Описание работы

Виссарион Яковлевич Шебалин (1902 - 1963) - советский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1928 окончил Московской консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. С 1935 профессор Московской консерватории (в 1942—48 директор).

Файлы: 1 файл

Шебалин В.docx

— 38.17 Кб (Скачать файл)

Міністерство культури України

Донецька державна музична академія

ім. С.С. Прокоф’єва

кафедри хорове диригування

 

 

 

Аннотація

до хорового твору

В.Я. Шебаліна ,,Березе”

(для мішаного хору  a’cаppella)

 

 

 

                                                                    

                                                     

 

 

Робота студентки 1 курсу

заочного відділу

спеціалізації хорове диригування

Стрелець Ольги Володимирівни

клас викладача професора

Стрельцової Л.С.

 

 

м. Донецьк 2014

Историко-эстетический анализ 

  1. Творческий портрет композитора и его основные произведения.

 

  Виссарион Яковлевич Шебалин (1902 - 1963) - советский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1928 окончил Московской консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. С 1935 профессор Московской консерватории (в 1942—48 директор).

  В В. Шебалине неразрывно  связаны Художник, Мастер и Гражданин. Цельность его натуры и привлекательность  творческого облика, скромность, отзывчивость, бескомпромиссность отмечают все, кто знал Шебалина и когда-либо  с ним общался. «Это был удивительно  прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность  всегда восхищали меня», — писал  Д. Шостакович. Шебалину было свойственно  острое чувство современности. Он  вошел в мир искусства с  желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором  жил и свидетелем событий которого  являлся. Темы его сочинений выделяются  своей актуальностью, значительностью  и серьезностью. Но за величием  не исчезает их глубокая внутренняя  наполненность и та этическая  сила выразительности, которую не  передать внешними, иллюстративными  эффектами. Здесь требуются чистое  сердце и  щедрая душа.

  Для творчества Шебалина  характерны идейная значительность  образного содержания, утверждение  в музыке высокого положительного  идеала, развитие традиций русской  классики, благородство мелодики, часто  несущей в себе интонации русских  народных лирических и эпических  песен. Среди произведений композитора  — оперы «Укрощение строптивой» (по Шекспиру, 1957, Большой театр), «Солнце над степью» (концертное  исполнение, Москва, 1959), музыкальная  комедия «Жених из посольства» (1942), кантата «Москва» (1946, текст  Б. В. Липатова, Государственная премия  СССР, 1947), драматическая симфония  «Ленин» (для чтеца, солистов, хора  и оркестра — по поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич  Ленин», 1931; 2-я ред. 1959), 5 симфоний, концерт  для скрипки с оркестром (1940), камерно-инструментальные  сочинения, в том числе 9 струнных  квартетов (5-й квартет на славянские  темы, 1942; Государственная премия  СССР, 1943), романсы, хоры, музыка к  кинофильмам и драматическим  спектаклям, обработки русских народных  песен.

  Шебалин внес большой вклад  в развитие традиций отечественной  культуры. Детальное, скрупулезное  изучение им произведений русских  классиков позволило ему осуществить  важную работу по восстановлению, завершению и редактированию  многих произведений М. Глинки (Симфония  на 2 русские темы, Септет, экзерсисы  для голоса и др.), М. Мусоргского («Сорочинская ярмарка»), С. Гулака-Артемовского (II акт оперы «Запорожец за  Дунаем»), П. Чайковского, С. Танеева.

 Список его учеников (он преподавал также композицию в ЦМШ и в училище при Московской консерватории) внушителен не только своим числом, но и составом: Т. Хренников. А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Энке (Эстония) и др. Всех их объединяет любовь и огромное уважение к учителю — человеку энциклопедических знаний и разносторонних способностей, для которого поистине не было ничего невозможного.

 

 

 

 

 

Хор ,,Березе '' – хоровая миниатюра написанная на стихотворение Максима Танка (перевод с белорусского В. Рождественского).

 

  1. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

Максим Танк (1912-1995) -  белорусский советский поэт, переводчик и общественный деятель. Принимал активное участие в политической жизни Западной Белоруссии во время польской оккупации. Арестовывался польскими властями в 1933 и в 1934 годах.

  После воссоединения  Западной Белоруссии и БССР  Максим Танк являлся корреспондентом  в газете «Вилейская правда». В 1940 году принят в СП СССР. В годы Великой Отечественной  войны продолжал работать во  фронтовой печати. В 1942 году написал  поэму «Янук Сялиба», в 1945 году  издал два поэтических сборника. В 1945—1948 годы Максим Танк работал редактором в юмористическом журнале «Вожык». В 1948—1966 годы — главный редактор белорусского литературного журнала «Полымя». Председатель Верховного Совета БССР (1965—1971). Депутат ВС СССР с 1969 года. Академик АН БССР с 1972 года.

Творчество

 

 Первый опубликованный сборник стихотворений в биографии Максима Танка вышел в 1936 году — «На этапах». За ним последовал сборник «Клюквенный цвет» в 1937 году, затем — «Под мачтой» в 1938 году. Во всех этих книгах поэт поддерживал борьбу народа за освобождение родной земли.

 Максиму Танку принадлежит множество книг, поэм, сборников. Среди известных книг поэта — «След молнии» (1957), «Глоток воды» (1964), «Да будет свет» (1972), «Ave Мария» (1980). Творчеству Танка характерны тематическая широта и разнообразие форм.

  1. . История создания стихотворения, его основная идея и содержание.

Стихотворение ,,Березе” было написано в 1937 году. Оно вошло в сборник под названием ,,Клюквенный цвет”, относится к жанру пейзажной лирики.

 Поэт застал очень трудное  время для своей страны и  не только - это период Второй  Мировой Войны и это имело  определенное влияние на тематику  его творчества.  Из биографии  Танка, известно, что он был большим  патриотом своей страны, вся его  любовь, сопереживание, обращение к  ней отражалось в стихотворениях. Природа олицетворяла его родину, ее красоту лесов и полей. В  данном стихотворении поэт нам  представил березу не просто  как дерево, а как живое существо, которое, как и человек, тоже обладает  чувствами: ,, О чем грустишь ты  у пригорка, росу роняя на песок…”. Береза выступает символом матери-родины, которая ,,грустит”, ,,роняет росу” – слезы. Вот такой видел свою родину поэт на фоне происходящих событий того времени. На протяжении всего стихотворения он обращался к березе как бы от лица народа: ,, … Мы принесли сюда ведерко…; … Быть может ты за нашу радость…; …забывали порою мы отдать…”. Для поэта родной край своего рода как отдушина, и это явно вырисовывается в данном стихотворении – ,, … осыплешь жаром листопада, дашь отдых у корней”. Сочинение Танка не несет тяжелую смысловую нагрузку несмотря на то что в ней есть отклик на события того времени. В нем больше ощущается трепетное отношение поэта к своей родине, его любовь и сопереживание ей.

 

 

Музыкально-теоретический анализ

 

  • Форма произведения и его структурные особенности

 

Форма данной хоровой миниатюры – простая 3х частная: 1я часть - с 1 по 7 такт, 2я часть - с 8 по 14й такт, 3я часть  – с 15 по 23й такт. Благодаря ровности частей-периодов, где каждая состоит  из 7 тактов (не считая последние 2 такта 3й части, что является дополнением), форма данного произведения приобрела уравновешенности. 3я часть является вариационной репризой 1й части.  Сама форма стихотворения и его содержание обусловило выбор композитором жанра хоровой миниатюры.

Произведение, состоящее из 23х тактов, хоть и небольшое по объему, но очень содержательное, красочное.

  • Ладовая и тональная основа

 

Основная тональность хорового произведения f-moll. Минорная бимольная тональность придала произведению особое настроение и краску. Ощущается и грусть и в то же время мягкость и трепетность, что напрямую связанно с передачей нежного образа березы.  Переход от 1й части во 2ю произошел очень плавно и еле заметно. Музыка продолжает вести свою тему, но уже в мажорных красках. Тональность 2й части – As – dur. Отталкиваясь от содержания, композитор подчеркнул мажорной тональностью  светлый образ березы как матери-родины. На эту часть приходится и динамическая кульминация (10 такт). В конце 3й части проявлена переменность лада. Не смотря на то, что музыка возвратилась в основную тональность f-moll, на протяжении последних 4х тактах, звучат аккорды одноименного мажора F-dur. Таким образом, композитор мажорной краской подчеркнул образ веры в лучшее светлое будущее.

К особенностям лада можно отнести использование композитором натурального минора, что сняло обостренное притяжение к тонике. Это в свою очередь повлияло на характер музыки, сделав ее более спокойной, безмятежной.

  • Особенности гармонического языка

 

Использование Шебалиным натурального минора, повлияло на особенности гармонии произведения. Часто встречаются аккорды натуральной III ступени, V ступени (4, 5, 6, 18, 19 такты). Наблюдается наличие плагальных оборотов (7 такт – подголосок мужских голосов). Для особой краски композитор во 2й части (8, 9 такты) использовал  гармоническую S (по As-dur). Последовательность аккордов в 10-11 тактах (VI – T – III – T - чередование медиант с тоникой), предают кульминационному фрагменту особую гармоническую красочность. Шебалин применил в своем хоровом сочинении мажоро-минорную систему, в особенности это касается конца 3й части. Такое переплетение мажора и минора связанно с передачей образов, с одной стороны печальных, с другой – светлых, оптимистичных. В конце 21го такта, перед заключительными мажорными аккордами ,,врывается” аккорд VII низкой ступени. Такой контраст подчеркивает мажорную краску финала.

 

 

 

 

 

 

 

  • Мелодическая и интонационная основа

 

 Мелодия в данном произведении в основном плавная, поступенная (встречаются и скачки). Это связанно в первую очередь с самим характером произведения. Если рассмотреть ее с точки зрения фразировки, каждая последующая мелодическая фраза стремится подняться все выше и выше, стремясь к наивысшей по высоте ноте f2  - кульминации произведения (10 такт). Уже с 11 такта идет постепенный спад, музыка как бы успокаивается, стихает. Очень тесно связана мелодия с динамическими нюансами - вместе с тем как поднимается мелодия вверх, увеличивается динамика, и так же само наоборот. Главную мелодическую линию композитор поручил вести альтам и сопрано. Мужские голоса вступают в роли  гармонической поддержки, подголосков.

 

 

  • Размер

 

 Размер в данном произведении  сложный - 4/4. Довольно часто чередуется с размером 3/2 (2, 5, 8, 19такты). Это в первую очередь связанно со структурой построения стихотворения и музыкальной фразировки.

 

  • Метроритмические особенности

 

Ритмический рисунок данного хора не сложный – преобладают ровные восьмые, четвертные, половинные. Ровный ритм придает музыке спокойный характер.  Особенностью является вступление фраз с затакта – это придает внутренние  движение мелодии, усиливает стремление к первой доли. Композитор также использует метроритмическое разнообразие смысловых акцентов. Учитывая переменность размера, где 4х-дольность меняется с 3х-дольностью, происходит смещение смысловых вершин фраз, с 1 доли (по 4х дольной сетке) на 2 долю (по 3х дольной сетке)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Темп и агогические отклонения

 

Точного темпа автором не было указано, обозначил он его так – ,,Певуче, но не слишком затягивая”. Темп, в данном хоре, играет очень большую роль в создании характера и настроения произведения. Интуитивно можно почувствовать, что темп музыки можно прировнять с темпом спокойного выразительного прочтения стихотворения. В данном случае нужно идти за текстом, за его смысловым содержанием, делать внутри  фраз агогические отклонения. Внутреннее движение и пульсацию дают восьмые длительности в основной мелодической линии, которые идут на фоне чередования четвертных, половинных, целых у мужских голосов. Двигаясь к кульминации, тесситура у хора поднимается вверх, увеличивается и динамика. Вместе с этим движение в музыке не остается статичным, а также устремляется к кульминации (10 такт). Уже в 3 части, музыка, как и в 1й части, приобретает более спокойный характер. На заключительном аккорде композитор поставил фермату и обозначение morendo – замирая.

 

  • Динамика 

 

Данное произведение изобилует подвижной динамикой. Динамическое возрастание совпадает с постепенным подъемом мелодии, которое в итоге ,,взбирается” на вершину кульминации. Крайние части начинаются на рр. Стоит заметить, что партия альтов, которой было поручена ведущая мелодическая линия, поет на нюанс большое мужских партий – на p. Постепенно, двигаясь ко 2й части, внутри фразы появляется вилочка (4-6 такты). Во 2 части хор поет уже на mf и продолжается развиваться в сторону crescendo. На самой яркой кульминации весь хор звучит на форте, затем постепенно, к концу 2 части затихает. В 3й части повторяется динамический план начала 1 части. В 18 и 19 тактах то же своеобразная кульминация, только более скромная, по сравнению с предыдущей. Композитору показалось очень важным подчеркнуть данные слова небольшими динамическими расширениями ,, …земле и людям синей дали …”. В связи с этим в 19 такте вышло двойное смысловое ударение на словах: ,,людям” – на 1ю долю и ,,дали’’ – на 2 долю. В конце произведение заканчивается на pp – звук как бы растворяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Фактура

 

Фактура изложения данного произведения – гомофонно-гармоническое с элементами полифонии (11, 12, 13 такты) и подголосочности (4, 7, 18 такты). Композитор не перегружал сочинение плотной хоровой фактурой, а наоборот сделал ее ,,прозрачной”, ,,зыбкой”.  Это обусловило само содержание стихотворения, его характер. На первом плане у композитора стоит мелодия, звучащая на фоне аккордов – гармонической поддержки. Мужской хор в большей части поет закрытым ртом, сопровождая основную партию альтов (в дальнейшем сопрано). В 4, 7 и 18 тактах мужские голоса выступают в роли подголосков и как бы вторят альтам.  Уплотняется хоровая фактура на кульминационных фрагментах  (10, 18, 19 такты) благодаря звучанию всех партий одновременно в едином ритмическом рисунке и в заключении (20, 21 такт) - за счет divisi. 

Информация о работе Аннотація до хорового твору В.Я. Шебаліна ,,Березе” (для мішаного хору a’cаppella)