Виды делового общения, сущность принципов речевого воздействия в деловой риторике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идёт об интересах физических и юридических лиц. Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Охарактеризуйте виды делового общения в организации.
2. Как проявляется аморальность работодателя в трудовых отношениях?
3.Раскройте сущность принципов речевого воздействия, используемых в деловой риторике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

К;Р 2курс Деловое общение.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

     

  1. Как проявляется аморальность работодателя в трудовых отношениях?

 

        Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

        Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

Этические нормы — правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение.

        Серьезные моральные проблемы возникают внутри организаций. Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Это касается прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами поощряются подчиненные, в какой мере учитывается их индивидуальность.

        С каждым  годом доля женщин на производстве, в управлении, на государственной  службе возрастает. Женщины все более завоевывают высокооплачиваемые сферы занятости. Но не смотря на достигнутый прогресс в положении женщин в организации, они продолжают сталкиваться с проблемами. Например, их заработок в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже.

       Нередко в деловых  отношениях проблемы решаются  в нарушение существующего юридического, экономического, морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированное положение.

Социально - трудовые отношения содержат следующие объективные источники дегуманизации человека:

а) разделение труда;

б) наличие частной собственности;

в) реализация межличностных отношений;

г) отчуждение трудовой деятельности.

 Социально - трудовые отношения  постоянно воспроизводят антагонизм  интересов, и тем не менее он  может быть максимально нейтрализован  совместными усилиями государства, общества, работодателей, наемных работников, профсоюзов.


Главное состоит в том, чтобы работника воспринимали не только как рабочую силу, орудие, машину, но и как лицо одинакового достоинства с работодателем, а трудовые отношения складывались как полнокровное человеческое сотрудничество.

В чем же проявляется аморальность работодателя в трудовых отношениях? Не признавая права нанимаемого человека, а иногда и презирая это положение, работодатель нарушает права другого человека, в трудовых отношениях ограничивает его свободу.

К признакам аморального поведения можно отнести следующие:

1)непризнание прав наемного  работника, неисполнение своих прямых  обязанностей, что не позволяет  работнику воспользоваться своим  правом;

2) привнесение в трудовые отношения  агрессивности;

3) сохранение опасных условий  труда;

4) низкий уровень организации  труда;

5) отказ от управления дисциплинарными  отношениями;

6) использование страха как основного  метода управления поведением  нанимаемого работника;

7) управление наемными работниками  посредством произвола;

8) унижение чести и достоинства  человека, его деловой репутации;

9) необъективное отношение к  человеку;

10) нарушение трудового законодательства  и т. д.

Некоторые специалисты утверждают, что сам по себе рынок не может быть нравственным или безнравственным: ведь рынок — это система отношений, а отношения всегда регулируются нравственными нормами. Вот почему с таким утверждением, которое искажает реальную картину, вряд ли можно согласиться.

Трудовые отношения требуют от человека напряжения ума, физических и нравственных сил. Многие работодатели, организуя труд своего работника, не учитывают его душевного состояния. В этих случаях работник на непродолжительное время может достичь запланированных результатов, но работать долго и эффективно с такой ориентацией, которую можно назвать хищнической, он не сможет.1

Вышеназванные типы социально-трудовых отношений, конечно, не существуют в чистом виде. В реальности в рамках определенного уровня и времени социально-трудовые отношения выступают в форме моделей, комбинирующих свойства охарактеризованных выше основных типов этих отношений.

Следовательно, социально-трудовые отношения - результат сочетания специфических обстоятельств и конкретных факторов, влияющих на них.

 

 

 3. Раскройте сущность принципов речевого воздействия, используемых в деловой риторике.

 

    Речь, умение общаться, этикет выступают главными "орудиями" создания имиджа делового человека, т. е. самопрезентации, конструирования своего образа для других. Благородный образ гарантирует руководителю, предпринимателю половину успеха и постоянное удовлетворение от работы. Нельзя забывать, что гармоничное общение основано всегда на осознании важности для бытия и соблюдении этических норм, таких, как тактичность, деликатность, уважение чести и достоинства личности, справедливость. Интеллигентность как качество внутренней культуры – терпимое отношение к миру и к людям – неизменно отражается во внешнем поведении, проявляется в обаянии.

Владение деловой риторикой не на должном уровне – одна из существенных причин многих неудач руководителей и специалистов, их низкого личного рейтинга в трудовых коллективах. В этом несложно убедиться, если присмотреться, как они неэффективно используют такие риторические методы коммуникационного воздействия, как убеждение, внушение и подражание.

Говорить красиво учит особая наука – риторика, или наука о красноречии. Стоит подчеркнуть , что это не просто наука о способах красивой подачи информации посредством устного слова, но и свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей. Знание законов м правил красноречия особенно важно для деловых людей.

Выделяют следующие стили общения:

- менторский – поучительно-назидательный;

- одухотворяющий – возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои силы и личностные качества;

- конфронтационный – вызывающий  у людей желание возражать, не  соглашаться;

- информационный – ориентированный  на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо фактов.

В риторике используются следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.

Принцип доступности предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно – образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Принцип ассоциативности позволяет вызывать у слушателей переживания и размышления, обращаясь к их эмоцианальной и рациональной памяти. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т.п.

Принцип экспрессивности выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Принцип интенсивности характеризуется темпом подачи информации, степенью подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, личную заинтересованность в ней. Выступающий должен умело ориентироваться в настроении аудитории, вовремя предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации.

Существует целый набор ораторского инструментария, элементами которого служат коммуникационные эффекты:

Эффект визуального имиджа. рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего. Известно, что он (вид) может вызвать симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд – все это оказывает на людей положительное воздействие до начала выступления оратора.

Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление, которое производит выступающий. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная или интересная информация с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание.. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроения и ожидания, особенности эмоционального склада слушателей. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей соразмышление и осмысление информации.

Эффект распределения информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции новой информации.

Эффект интонации и паузы – весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10 – 15% - ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно, если выступающий уверен, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности связан с умением "воплощать" мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны, занять место в выступлении. В него не может быть вставлена любая фраза, а лишь такая, которая не нарушает смысл изложения, ясно и понятно доносит его суть.

Эффект релаксации используется оратором, чтобы помочь слушателям. Большое значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации – снять эмоциональную напряженность. И здесь на помощь приходит юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% принять замысел выступления, то его словесная форма составит 90%, из которых 80% получили устное звучание; из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%. Таким образом, коммуникационный процесс – это не простое переливание информации из одного сосуда в другой. Этому процессу свойственны непрерывная потеря информации и субъективное ее искажение, что объясняется многими причинами. Одна из них в риторике обозначается понятием "дисперсионные потери". Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения ее от выступающего.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. По данным американского специалиста Фрэнка Снелла, представитель делового мира за день произнести 30 тыс. слов. Без речи невозможны деловые контакты:  переговоры, беседы, выступления на совещаниях и презентациях. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.

Информация о работе Виды делового общения, сущность принципов речевого воздействия в деловой риторике